X-PDF

Военная проза Е. Носова. Помнить, чтобы жить «Живое пламя».

Поделиться статьей

Предмет: ЛИТЕРАТУРА

Класс: 11(общеобразовательный)

Тема: Военная проза Е.Носова. Помнить, чтобы жить «Живое пламя».

Цели урока:

1. Показать умение писателя через одинэпизод из жизни выразить своё отношение к истинным ценностям;

2. Способствовать развитию аналитическогои выразительного чтения, построению логических высказываний, отметитьхудожественное своеобразие рассказа.

Оборудование: портрет ЕвгенияНосова, иллюстрации С. Бордюга

Ссылки на видеоресурсы:

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-zhizn-i-tvorchestvo-evgeniya-nosova-2744247.html

 

Ходурока

Ятолько хочу, чтобы вы, мужчины и женщины,

бывшиесолдаты и солдатские жёны, участники и

очевидцы,пока ещё живы, передали бы своим

детями внукам священную память о павших из

рукв руки, от сердца к сердцу.

Е.Носов

I. Актуализациязнаний

Учитель зажигает свечу.

— Когда мы обычно зажигаем свечи?

— Что символизирует свеча?

Огонь во все времена считался символичным,священным для людей. Его оберегали в древности, его почитали, считалось, чтоогонь очищает душу человека, и может смести и уничтожить всё на своём пути.Именно поэтому перед огнём благоговели, его же и боялись. Историки находятсвидетельства того, что огонь наши предки зажигали тогда, когда необходимо былопочтить умерших людей. Такие ритуальные особенности огня перешли и в нашевремя. Свеча догорает, память остаётся.

II. Работа по теме:

Работа с высказываниями. Задание:вставьте пропущенное слово в данных ниже высказываниях:

1. … — это сокровищница и опекунша всего вмире. (Цицерон)

2. Прошлое, хранящееся в … , есть частьнастоящего. (Т. Котарбиньский)

3. Без … наше прошлое было бы мертво длянашего будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. (С. Л.Рубинштейн)

Работа со словарными статьями словаПАМЯТЬ.Познакомьтесь со словарными статьями слова ПАМЯТЬ. Какое определение вамкажется более удачным?

-Вспомните, что называетсяэпитетом. (Эпитет — это образное определение, которое дает художественнуюхарактеристику явлению или предмету.)

-Подберите эпитеты к слову ПАМЯТЬ.

Как вы думаете, все ли события остаются впамяти людей? Что лучше запоминается? Были ли у вас в жизни случаи, о которыхвам не хочется вспоминать, и, наоборот, к которым вы постоянно возвращаетесь всвоей памяти?

-Ответить на эти вопросы сразу трудно. Вампоможет рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»

-Сегодня, ребята, на уроке мы вспомним осамом трагическом периоде истории нашей страны — Великой Отечественной войне1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живоепламя», проследим, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницахсвоего произведения.

III. Знакомствос биографией и творчеством Е.И. Носова.

https://infourok.ru/prezentaciyapoliteraturenatemuzhiznitvorchestvoevgeniyanosova-2744247.html

Носов ЕвгенийИванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семьепотомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило егопромышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработатьна хлеб.

Шестнадцатилетнимюношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс,ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия.Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром.Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ«Красное вино победы».

После войны Носовпродолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явнообладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем,литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его перваякнига рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

В 1961 годувозвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высшихлитературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует своипроизведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпаетсясолнце».

Е. И. Носов былнаграждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писательбыл удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году — Международной премииимени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Умер писатель 13июня 2002 года, похоронен в Курске.

IV. Работа с рассказом«Живое пламя».

1. Что нам известно о рассказчике?Кем он приходится тёте Оле?

(Он писатель, снимает комнату у ОльгиПетровны)

2. Расскажите об Ольге Петровне, используяиллюстрацию к рассказу.

(Тётя Оля одинока, затаенная печальпереполняет ее сердце. Она не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но скорбьиногда выражается в словах, мимике, жестах, осанке Ольги Петровны).

3. Назовите детали, свидетельствующие ободиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце.

(Тихий старенький домик, сочувственнооглядев меня, как-то сгорбившись)

4. Образ Алексея. Ощущается ли присутствиеАлексея? Докажите словами текста.

5. Как вы считаете, почему тётя Олязанимается разведением цветов?

(Чтобы унять душевную боль.)

6. Почему тётя Оля не любила маки?

(Для клумбы мак не подходит: пыхнул исразу сгорел.)

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

7. Почему рассказчик посеял маки?

8. Выразительно прочитайте описаниеклумбы.

Зачем писателю потребовалось подробноеописание клумбы?

Каким цветам автор уделяет особоевнимание?

Можно ли сказать, что маттиолы, анютиныглазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки?

(Сконцентрировав внимание на подробномописании клумбы, Носов тем самым намечает два противоположных, контрастныхобраза: образ мака и всех остальных цветов. В рассказе «цветочная аристократия»«кажется настоящим ковром», если рядом – маки. Но без них «сразу на пышнойклумбе стало пусто»)

Какие художественные приёмы используетавтор при описании маков?

(Эпитеты, сравнения, метафоры)

Заполните таблицу:

СРАВНЕНИЯ:

ЭПИТЕТЫ:

МЕТАФОРЫ:

9. Перечитайте эпизод, гдегерой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак.

Как показана недолгая красота маков?

Назовите глаголы, передающие действиемаков.

Рассмотрите цепочку глаголов: пламенели –осыпались – погасли.

Художественный прием, основанный наусилении или, наоборот, ослаблении какого-либо признака,называется градация.

10. Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетяОля?

Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погибАлексей?

О судьбе Алексея Носов сказал в одномпредложении. Достаточно ли этого, чтобы мы, читатели, представили его? Каким высебе представляете Алексея?

(Судя по тому, с какой любовью и теплотойвспоминает о нем мать, можно сказать, что Алексей был гордостью тёти Оли и довойны.)

11. Изменилось ли отношение героев кмакам? О чём это нам говорит?

(Мак сравнивается с человеческой жизнью.Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется сдушой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других.)

Зачитайте слова Ольги Петровны о судьбемака и о судьбе её сына.

12. Можно ли назвать маки полноправными«героями» рассказа? Что символизирует образ «буйно пламенеющего» мака, товспыхивающего «трепетно-ярким огнём», то наливающегося «густым багрянцем»?

13.  Зачитайте описание маков в концерассказа.

(Любуясь «большим костром маков», авторнаблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненных сил земли, подымались всёновые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Оннапоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.)

14. Почему рассказ так озаглавлен?

(Героическое продолжает жить среди нас, внашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа»,«вдохновительных подвигов». Память. Она всегда с нами.)

15. Сумел ли Е. Носов на страницахнебольшого произведения показать жестокость войны?

V. Рефлексия.

Учитель предлагает составить кластер порассказу.

Например:

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключительное слово учителя. 

Прошло 75 лет, как закончилась ВеликаяОтечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы неимеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеемправа забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мыобязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее ибудущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.

VI. Домашнеезадание: 

Составить синквейн к рассказу «Живоепламя».

 

 

Бескоровайная НатальяВасильевна,

учитель русского языка илитературы

I квалификационнойкатегории

МОУ «Тираспольская средняяшкола №2 имени А.С. Пушкина»


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет