X-PDF

Военная проза Материал для обзорного урока литературы в 11 классе

Поделиться статьей

Военнаяпроза о Великой Отечественной войне

 

БахтинСергей Федорович , учитель русского языка и

литературыМОУ «Михайловская основная

общеобразовательнаяшкола» Республики Марий Эл

 

Аннотация.В статье автор поднимает проблемы нравственности,философского подхода к теме Великой Отечественной войны в творчестве известных российских писателей.

 

Мызнаем, что ныне лежит на весах

Ичто совершается ныне.

Часмужества пробил на наших часах,

Имужество нас не покинет…

                                          А.Ахматова

Русскийписатель всегда имел право говорить от имени народа — говорить «мы», посколькув годину самых тяжёлых испытаний был даже не вместе с народом — был его частью.Поэтому неудивительно, что в годы войны около трети всего Союза писателей ушлона фронт. А сколько тех, кто ни в каких писательских организациях не состоял ипрямо из окопа пришёл в литературу?

Одни,как В.Гроссман, К.Симонов, А.Твардовский, М.Шолохов, были «военкорами»-военными корреспондентами на передовой. Другие прошли эту войну солдатами,офицерами, политработниками и среди них прозаики В.Астафьев, Г.Бакланов,В.Богомолов, Ю.Бондарев, Б.Васильев, В.Некрасов, А.Солженицын, поэтыБ.Окуджава, Д.Самойлов, Б.Слуцкий, А.Тарковский и многие другие. 275 советскихписателей с войны не вернулось. Среди них А.Гайдар, Евг.Петров, Ю.Крымов,В.Ставский, И.Уткин, А.Лебедев, Г.Суворов.

Вседальше уходят от нас события Великой Отечественной войны 1941-45 годов, но еетема продолжает волновать писателей, обретая новые грани.

 

Литературнаякритика отмечает несколько этапов ее развития.

Возниклав годы войны. Главные особенности – сокращенность и агитационность. Напервом плане — героика подвига , на втором -драматизм. Это такие произведения ,как «Русский характер», «Родина» А. Толстого; «Дни и ночи» К. Симонова;«Волоколамское шоссе» А. Бека и др.    А.А Фадеев писал: «В этой войне миллионысоветских людей раскрывают самые сильные, благородные, героические сторонысвоего характера, встают во весь свой человеческий исполинский рост…Это и естьто главное, что может и должен увидеть и показать советский художник»( 7,т.4.с.336-337).Ссередины 50-х годов в литературу пришло новое поколение пишущих о войне –«поколение лейтенантов», сумевших сказать о ней свое слово. В творчестве В.Астафьева, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, К. Воробьева внимание сосредоточено натрагической сути войны, на ее драматически-острых ситуациях . (6.с.55).

           Развитие военной темы, как всякой другой в литературе, не идет равномерно. Ксередине 70-х годов критика начинает писать о ее «усталости» и «пробуксовке»(2,№5,с.93).Но уже в 80-е годы происходит взлет военной прозы в творчестве В. Быкова,В. Кондратьева, К. Колесова и других. Критика начинает говорить о новой волневоенной прозы, в основе которой – нравственно-философский подход к теме.

Что делает человека человеком? Во имячего он живет? Что позволяет ему оставаться самим собой в самых страшныхобстоятельствах войны? Каково его место в глобальных событиях истории, на войнеи в мире – эти вечные нравственно-философские проблемы с особой наглядностьюрешаются в эти годы в рамках военной прозы.

Василь Быков вповести «Знак беды» (1982г., Ленинская премия 1986г.) находит новые аспекты врешении  традиционной для его творчества темы войны. Герои Быкова – пожилыеколхозники Степанида и Петрок. Честно проработав всю жизнь и вырастив достойныхдетей, они выполнили свой  гражданский долг. Но вот приходят немцы. Передгероями встает сугубо практическая задача, далекая, казалось бы, от каких-либонравственных проблем: как пережить войну, как уберечь нажитое хозяйство(скотину, кур, картошку, хлеб)? Личные заботы, но через них герои Быковавыходят к коренным проблемам нравственности: для чего живем? Как живем? Каксохранить в себе человека рядом с неправдой и подлостью? Нравственные проблемырешаются в повести Быкова с удивительной конкретностью. Уже выбором героевБыков переводит проблему дома из внешнего плана во внутренний. Степанида,верная себе, не может не противостоять захватчикам : «Она знала, что хорошиелюди не поступают подло ни по своей воле, ни по принуждению. Подлость – оружиеподлецов. Уже одно то, что немцы пришли на ее землю с оружием, значило, чтоправда не на их стороне…До последней своей минуты она не покорится им, потомучто она человек, а они звери». Петрок, старый, больной человек, пытается найтикомпромисс с врагами. «На что опереться, чтоб удержаться в этой труднойтревожной жизни?» — размышляет герой и решает: «Надо ладить». Но жизнь опровергаетего, когда полицаи, вдоволь поиздевавшись над ним, связывают ему вожжами руки иволокут и волокут со двора. «Петрок не успевал, спотыкался, бежал с прискоками,дергаясь на веревке…Лицо его стало мокрым от слез, порывисто дувший навстречуветер уже не успевал их осушать…- Сволочи! Душегубы! – захлебываясь ветром,глухо кричал Петрок. – Погодите! Мой Федька придет! Он вам покажет! Ненадейтесь… Мой сын придет…»

       

Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

                Нравственная проблема становится центром сюжета повести, организуя ее образнуюсистему : каждый герой у Быкова должен сделать свой выбор по отношению кобстоятельствам. Корнила, один из героевповести, освобождает себя от их власти : «Я за себя». Его ставка – на товар; втовар он превращает все , даже бомбу. Но позиция героя терпит крах, подводя нетолько Корнилу, но навлекая гибель и на окружающих. Убийственна для человека идругая крайность – не оценивающая себя безрассудная исполнительность. Предельнозаконченное воплощение эта коллизия находит в образе Антося Недосеки.Безропотно подчинившись обстоятельствам, он теряет в себе человека. «Прикажут –и повесишь. А то самого повесят – вот закон жизни исполнителя. Не случайноБыков сталкивает его со Степанидой, напоминающей Антосю о высшем нравственномсуде над человеком – суде детей. «Они же будут тебя проклинать всю жизнь…Лучшебы ты для них умер». – «Ну, нет, я не согласный,- надулся Недосека. – Себя,может , и гублю , а их не – а. Чего бы они жрали теперь без меня? Я им муки двамешка притащил. Сапог три пары. Пальтишки…»

              По логике сюжета повести, нравственная ущербность личности – это трагедия ичеловека, и общества. Таким образом, «Знак беды» — гимн активного стремлениячеловека к добру, его победе над злом. Как пишет критик, судьбами Степаниды иПетрока писатель утверждает, что у человека, как бы неумолимы не были тискиобстоятельств, всегда остается «возможность предпочесть смерть бесчестью,подлости, предательству» (5. 1985, №2).

               Повесть В. Кондратьева «Сашка», казалось бы, далека по своему содержанию от«Знака беды». Действие ее развертывается на передовой; в центре несколькоэпизодов из жизни молодого бойца, рядового Сашки. Однако в подходе решения темыавторы несомненно близки. И Кондратьева, и Быкова интересуют психология иповедение рядового человека в условиях войны, его нравственное отношение кпроисходящему, «самоопределение» личности в ситуациях, непредсказуемоменяющихся в военной обстановке. Кульминацией повести становится эпизод, когдаСашка получает приказ расстрелять немца, безоружного, с подобранной листовкой вкармане, в которой от имени советского командования немцам предлагают сдаватьсяв плен и обещают сохранить им жизнь. Рядовой Сашка сознает себя ответственнымза это обещание. Как и в повести Быкова, герой Кондратьева поставлен лицом клицу перед нравственным выбором, ценой которого может стать его жизнь.Выполнить несправедливый приказ – значит пойти против своей совести; отказатьсявыполнять – значит попасть под трибунал. Для бездумного исполнителя всоздавшейся ситуации проблем нет: «Наше дело телячье. Приказали – исполни».Сашка не принимает безответственной исполнительности, он видит еебезнравственность. Положение «рядового ваньки» (так оно обозначено в повести)не снимает ответственности с человека, считает Сашка, не ограничивает его прававыбирать между добром и злом. Казалось бы, размышляет критик Л. Лазарев, самхарактер войны, тотальной, механизированной, невиданно жестокой икровопролитной, должен был утвердить в человеке, ее участнике мироощущение«бесконечно малой единицы, ничего не решающей и легко заменимой деталигигантского военного механизма». В действительности процесс пошел в прямопротивоположном направлении: «война заставила большинство советских людейпочувствовать себя лично ответственными за ее исход, преодолеть инерциюисполнительской психологии»

                Кондратьев на примере Сашки, как и Быков в героях «Знака беды» исследуетнравственный мир своего рядового современника, сформированного советскимстроем, испытанием которого стала война. Основа его внутреннего я – чувствоответственности перед людьми и перед собой, увиденным и оцененным другими. Неслучайно Степанида у Быкова казнит предателя судом детей, а кондратьевскийСашка, попав в госпиталь, соотносит себя с теми, кто на «передке». Онпредставляет, как «через час будет дрожать его родная рота в продувных шалашахи как кого-то беспременно сегодня пришлепнет… и еле закидают того лапником, апотом разбредутся по своим лежкам…выскребая из карманов последние табачинки».Чувство ответственности за большое ратное дело, за судьбу страны позволяетгерою Кондратьева , несмотря на его формально малый удельный вес в событиях,представить  свою роль в них совсем не малой. Не случайно повесть завершаетсяподчеркнутой соотнесенностью образов Сашки и Москвы, которая для Сашки –«Столица нашей Родины» В Москве он уясняет себе прямую связь между «боямиместного значения», в которых полегла почти вся его рота, и жизнью страны,защищаемой такими, как он.

Итак,в 40-50 годы в военной теме лидировало изображение героического характера;авторы подчеркивали его идейную убежденность, нравственную высоту,жертвенность. Подвиг венчал героя – яркий, прекрасный, достойный поклонения.Литература 80-х годов сосредоточилась на изображении героизма иного масштаба –внутри человека, наедине с самим собой, со своей совестью, выражающегося ввыборе решения, без которого не могло быть подвига.

                    Сложность мироощущения человека на войне – в центре внимания КонстантинаКолесова в повести «Самоходка номер 120» (2, №6). Если в «Сашке» осмыслениегероем войны и своего места в ней было связано с трагическими обстоятельствамиее начала, то у героев Колесова оно обусловлено ее близким концом. Победа ужеочевидна, но люди все еще гибнут в ожесточенных, хотя, может быть, и последнихбоях. Осмысление итогов войны диктует образный строй повести. Города –разрушенные, «бывшие»; дороги — изуродованные; поля – изъезженные; техника –разбитая; гибнущие люди. Критика отмечала огромную идейно – эмоциональнуюнагрузку конкретных деталей в военной прозе прежних лет; в повестях 70 – х – 80-х годов она еще более возросла. Война для героев Колесова – это «яростныйзвериный рев снарядов , отчего разламывается голова», это «гадкое ,унизительное до одурения чувство постоянного ожидания удара» ипротивоестественная готовность к нему: «Мы знаем, какой он силы , видели не разумирающих раненых с разодранными от беззвучного вопля ртами». Война – это иузел « из немецкой белой скатерти, а в нем руки, головы ,куски мяса сприлипшими обгорелыми тряпками и обрывки документов: останки семи нашихсамоходчиков, подорвавшихся … на фугасе». Это и «светло-льдистая» чистота«небольшого» концлагеря с «серо-зеленого цвета» аккуратными штабелями иссохшихтрупов.

                 В воспоминаниях девятнадцатилетнего рассказчика войне противостоит мирнаяжизнь: еще живой отец, нарядная мама , детство, школа, путешествие по Волге,Третьяковка, музыка, книги, каток, «чистая тихая жизнь, интересная каждымчасом». Жизнь и смерть – война противопоставлены в повести с предельнойконкретностью, а между ними люди, экипаж самоходки, сеющий смерть во имя жизни.«Опустив орудия до предела, мы били прямой наводкой из всех двенадцати стволов…били туда, где хоть на миг взблескивала фрицевская каска или мелькала ошалелаятень, били по окнам, по черным дырам в черепице, били в частые огненныевспышки, из которых прямо в нас, в соседние машины или в залегшую пехоту летеличетко видимые на фоне дыма прерывистые огненные струи…»

                  Углубленный психологический анализ становится ведущим средством созданияобразов в повестях Колесова, Кондратьева, Быкова, ослабляя их фабулу, насыщаявнутренним драматизмом их сюжет.

                 Внимание к человеку массы, к его незаурядному внутреннему «я», акцентирование внем черт гражданина, патриота, способного сделать нравственный выбор,руководствуясь глубоко гуманными представлениями о мире, — эти стороны военнойпрозы 70-х – 80-х годов свидетельствуют о новом этапе ее развития.

                 « Чем дальше уходит война в историю, тем больше стремление авторов увидеть еемасштабность, осознать причины победы, физической и нравственной. Теперь к этойтеме обращаются те, кто не воевал, а знает войну только по детским впечатлениями рассказам, и в этом – свидетельство неисчерпаемости этой темы в литературе.»(1, с.322).

 

 

Списоклитературы:

1. БазановаА. Е., Рыжова Н. В. Русская  литература 19 и 20 веков.-М. 1997.с.322.

2.Ж. «Октябрь».1984-№6.

3.Козлов И. Вечен подвиг народа. — Вопросы литературы,1985, №5, с.93.

4.Литература великого подвига: Великая Отечественная война в литературе. – Вып.1-4,М., 1970 – 1985.

5.Потапов Н. Непокоренные. – Роман – газета, 1985, №2.

6.Современная русская советская повесть (Под ред. Н. А. Грозновой и В. А.Коволева), -Л.,1975, с.55.

7.Фадеев А. А. Собр. Соч. – М., 1960, т. 4, с.336-337.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет