Волонтерское движение в условиях ДОУ
СенотрусоваВиктория Владимировна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 12, г. Читы.
Домашнийадрес: 672028, г.Чита ул.Сибирская, д. 7А, кв. 6
e-mail: vicka.senotrusowa@yandex.ru
Телефон: +7924 372 24 43
Ключевые слова: дети-волонтеры, волонтёрское движение, социальныеакции.
Аннотация: В статье представлен опыт работы дошкольного учреждения врамках волонтерского движения с целью эффективной социализации воспитанников.Использование волонтерского движения в условиях ДОО позволяет педагогам решатьзадачи социально-коммуникативного развития, коммуникативных навыков иформирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста,выстраивание партнерских взаимоотношений с родителями.
В современном обществе активно распространяются идеидобровольчества. Широкое распространение и развитие благотворительнойдеятельности (волонтерства) в Российской Федерации регламентировано Федеральнымзаконом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от11.08.1995 N 135-ФЗ [1] и Федеральным законом «О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества(волонтерства)» от 05.02.2018 N 15-ФЗ [2].
В последниегоды в волонтерстве принимает участие все больше детского населения. Этосвязано с социально-экономическими преобразованиями, которые произошли в мире ив России, в частности. Участие детей в волонтерской деятельности способствуетвыработке активной жизненной позиции, приобретению ими опыта социально значимойдеятельности, формированию положительных нравственных качеств.
Авторытехнологии дошкольного волонтёрского движения Н.П. Гришаева, Л.М. Струкова«Дети – волонтёры» рассматривают в качестве главного условия эффективностиволонтерского движения объединение активных педагогов, заинтересованныхродителей и детей старшего дошкольного возраста для участия в добровольческихмероприятиях [3]. Эти идеи разделяет Е.Ю. Протасова, которая особое вниманиеуделяет организации семейного волонтерства в детском саду, самореализациивоспитывающих взрослых (педагогов и родителей) в качестве волонтеров [5, с.59].
Примерпедагогов и родителей выступает для дошкольников действенным стимулом развитияу детей потребности совершать добрые дела, помогать и быть полезными ииспользовать этот пример в своем поведении. Поэтому совместное участиепедагогов, родителей и детей в волонтерском движении выступает уникальнойвозможностью созидательного влияния на развитие личности ребенка, воспитание уего нравственных качеств, готовности к оказанию бескорыстной помощи ближнему. Вто же время, при изучении педагогической литературы было выявлено противоречиемежду социальным заказом на воспитание здоровой нации, сохранение здоровьяподрастающего поколения и отсутствием единой системы, действенных формвзаимодействия в этой области.
Выявленноепротиворечие позволило сформулировать тему проекта, разработанного в МБДОУ№12, города Читы: «Волонтерский детский сад». Направленность опыта надошкольный возраст обусловлена психологическими особенностями дошкольников,такими, как признание авторитета взрослых, высокий уровень подражательности,закладка основных качеств личности.
На начальномэтапе была выявлена проблема, спланирована работа, изучена педагогическая иметодическая литература по теме опыта, сформирована диагностическая база опыта,проведена предварительная диагностика, анкетирование.
В начале 2020года администрация МБДОУ №12 поставила перед собой задачу: найти такую формуработы, которая поможет адаптировать волонтерское движение, деятельностьдобровольцев к условиям детского сада. При этом мы постарались учестьпринципиальное отличие волонтерства (добровольчества) и благотворительности.Благотворительность – это материальная поддержка кого или чего-либо, котораяможет быть финансовой или предметной. Волонтерство – это социально значимаядеятельность[4, с. 97].
Цельюпроекта объединение детей, родителей и педагогов ДОО в помощи тем, кому онанужна, а также создание условий для личностного развития и позитивнойсоциализации детей средствами волонтерской деятельности как эффективной формыгражданского участия в общественно-полезных делах. Мы поставили перед собойзадачи:
1)формировать начальные представления дошкольников о добровольческом(волонтерском) движении, активной социально ценной деятельности, основанной насотрудничестве и взаимопомощи;
2)содействовать детской активности в различных социальных ролях, новых видахвзаимоотношений, действий;
3)способствовать реализации стремления участвовать в доступнойобщественно-значимой деятельности (экологической, здоровьесберегающей,трудовой, гуманистической), направленной на решение интересных и близких дляребенка задач при активном взаимодействии с людьми (взрослыми, сверстниками,детьми младшего возраста).
Основнойформой работы стали социальные акции. Для детей дошкольного возраста социальнаяакция – это участие в событиях, имеющих социальную значимость, возможностьсамореализации и оказания помощи тем, кто в ней нуждается. Социальная акцияпомогает ребенку получить опыт сопричастности и научиться творить добро. Былоусловно выделено четыре направления волонтерской работы:
— социальноеволонтерство;
— культурно-просветительскоеволонтерство;
-экологическоеволонтерство;
— спортивноеволонтерство.
Социальноеволонтерство является самым масштабным направлением нашей работы. Оно включалоакции, нацеленные на взаимодействие с людьми как внутри детского сада, так и заего пределами. За пределами ДОУ мы провели акции «Подарок для ветерана»,«БЛАГОдарим», участвовали в городской акции «Добротой сердец мы наполним мир»,всероссийской акции «Георгиевская ленточка».
Внутридетского сада также проводились социальные акции, которые позволилиадаптировать волонтерское движение к дошкольному учреждению и по-новому оценитьего воспитательные возможности. Все эти акции не являлись разовыми, онипроводились в течение всего года. Рассмотрим подробнее данные акции.
1. «Давай,научу». Цель: научить детей взаимодействовать друг с другом, совместно делатьобщее дело во время проведения образовательных ситуаций на игровой основеорганизованной образовательной деятельности. Участниками акции сталипедагоги-специалисты детского сада и ребята разных возрастных групп.
2. «Научименя играть». Цель: Обогатить игровой опыт дошкольников, научить работать вколлективе (командой). Дать возможность ребенку проявить себя.
3. «Выпозвали, мы пришли». Цель: оказать конкретную бытовую помощь воспитанникаммладшего возраста на прогулочном участке.
4. «Подаритекниге вторую жизнь». Цель: помочь детям младших групп отремонтировать книги вуголке для чтения.
5. «Дети –детям». Цели: оказать практическую помощь детям младшего возраста в трудовой ипродуктивной деятельности, во время режимных моментов; организовать выступлениястарших дошкольников перед младшими во время спектаклей, инсценировок,развлечений. Данную социальную акцию можно отнести и ко второму направлениюволонтерской деятельности – культурно-просветительскому волонтерству. В рамкахэтого направления были проведены разнообразные социальные акции.
6. «Большиеправа маленького ребенка». Цель: привлечь внимание взрослых к защите правдетей. После беседы о правах детей дошкольники постарались сформулировать своемнение о том, что необходимо ребенку для счастья и выразить свои впечатления наасфальте.
7. «Добраяпесня». Были организованы и записаны концерты для пожилых людей домапрестарелых к праздникам: ко Дню пожилого человека, 8 Марта и Дню победы. Цель:оказать внимание пожилым людям.
Экологическоеволонтерство включало акции, направленные на формирование экологическойкультуры детей, их родителей и педагогов. Первым масштабным мероприятием сталаэкологическая акция «За чистоту в природе и городе!». С призывами «Город — нашлюбимый дом, чистоту храните в нём!», «Взрослые, город наш уберите, детямхороший пример покажите!», старшие дошкольники в сопровождении педагогов,родителей и сотрудников детского сада отправились на улицу. Участники акциипризывали прохожих к сохранению чистоты в родном городе, раздавали листовкиэкологического содержания, организовали флешмоб.
Такжеколлектив детского сада провел масштабную акцию, посвященную Всемирному днюводных ресурсов. Участники акции призывали жителей Читы экономить водныересурсы и беречь водоемы от загрязнения, вручали прохожим листовки, нарисованныедетьми, скандировали лозунги, танцевали. Все это позволило привлечь внимание кпроблеме охраны и сбережения воды.
С ноября помарт в детском саду проходила долгосрочная акция «Поможем птицам». Подруководством педагогов малыши наблюдали за птицами, подкармливали их. На каждомпрогулочном участке была организована «Птичья столовая». Участие в акцииприняли не только дошкольники, но и их родители. Вместе с папами и мамамиребята изготовили множество домиков для птиц.
В серединеапреля воспитатели детского сада организовали экологическую акцию «Берегитепервоцветы». К этому мероприятию дети изготовили первоцветы из бросовогоматериала, а 19 апреля, в День подснежника, вышли на улицу и, поздравляяпрохожих, дарили свои поделки на память жителям нашего города. При этом детинапоминали всем о необходимости бережного отношения к растениям.
Ежегодновесной в нашей стране проходит экологическая акция «Всероссийский День посадкилеса», организованная по инициативе Федерального агентства лесного хозяйства.Дошкольники и педагоги МБДОУ № 12 не остались в стороне от этого значимого дляпланеты Земля мероприятия и высадили на территории детского сада саженцы ели исосны.
Интереснымнаправлением работы стало спортивное волонтерство, которое курировал инструкторпо физической культуре детского сада. Акция «Гимнастика с Петром Первым»проходила как внутри детского сада, так и на вокзале нашего города. СБиблиотекой №3 родители и дети участвовали в гимнастике с Петром Первым.
Значимость иценность социальных акций для детей заключается в следующем:
1) Акциинаправлены на формирование активной жизненной позиции, они позволяют понять,что каждый человек может повлиять на жизнь других людей, их здоровье,мировоззрение, эмоциональное благополучие. Состояние окружающей среды тожезависит от каждого из нас.
2) С помощьюсоциальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения вокружающем мире, а трансформация знаний в отношение, опыт. Данный видкультурной практики влияет на развитие у дошкольников эмоциональной сферы,способности к сочувствию, сопереживанию, содействию и развитие рефлексии.
3)Социальная акция как форма образовательной деятельности позволяет интегрироватьсодержание всех образовательных областей и привлечь к её реализации всехучастников образовательных отношений: педагогов, детей и их родителей.
4) Акция –это всегда результат с «обратной связью» для ребенка, что принципиально важнодля позитивной социализации дошкольников. Именно «обратная связь» и несет всебе огромный развивающий и образовательный потенциал
Благодарятакой форме работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями удетей формируются общечеловеческие ценности – забота о младших, уважение кстаршим, доброта, милосердие, самостоятельность, инициатива, у родителейответственность за результаты воспитания своих детей.
Постоянноеучастие в волонтерском движении – это гарантия того, что дошколята вырастутоткрытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь человеку,нуждающемуся в помощи в трудную минуту. А родители помогут своим детям вырастидостойными и человечными людьми.
Список литературы
1. Федеральнымзаконом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от11.08.1995 N 135-ФЗ
2. Федеральнымзаконом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» от 05.02.2018 N 15-ФЗ
3. ГришаеваН.П. Современные технологии социализации дошкольников: «Дети-волонтеры» и«Социальные акции» / Н.П. Гришаева, Л.М. Струкова // Муниципальное образование:инновации и эксперимент. – 2018. – №5 (62). – С. 29– 32.
4. КоженоваЛ.В. Добровольчество как форма проявления социальной активности современноймолодежи / Л.В. Коженова, Л.В. Уварова // Исследования молодых ученых:материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). – Казань:Молодой ученый, 2020. – С. 95–99.
5. Протасова Е.Ю. Помощь или взаимопомощь? Кто выигрывает отсотрудничества детского сада и семьи // Детский сад: теория и практика. – 2018.– №1. С. 58 – 66.
