X-PDF

Вопрос 16. Дать общее понятие об общении. Раскрыть основные стороны общения

Поделиться статьей

Человек – существо активное, свою потребность в активности человек удовлетворяет в совместной деятельности, которая побуждает общаться. Общение – необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми.

Галина Васильевна Бороздина определяет общение как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».

Выделяют следующие виды общения:

вербальное и невербальное (вербальное используется посредством слов, невербальное – с помощью мимики, жестов, взгляда и др. средств) .

устное и письменное .

непосредственное и опосредованное (непосредственное происходит «лицом к лицу», опосредованное – при помощи письменных или технических устройств: по телефону, скайпу, SMS и др.)

межличностное и массовое (при межличностном общении субъектами выступают конкретные индивиды, при массовом – социальные общности) .

частное (побуждается личностными мотивами и определяется индивидуальными особенностями) и официально-деловое (побуждается деловыми мотивами и регламентируется нормативными документами) .

искреннее и манипулятивное (при манипулятивном общении наблюдается скрытое влияние на собеседника, который воспринимается как источник выгоды. Используются различные приёмы манипуляции – лесть, запугивание, обман и др.).

Психолог Борис Ломов выделял три основные функции общения:

— информационную (общение служит средством обмена информации) .

— регулятивную (общение служит средством воздействия на поведение собеседника) .

— аффективную (общение – фактор формирования эмоционального состо9яния).

В связи с этим выделяют три взаимосвязанные стороны общения.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися. Основными средствами общения являются речь и невербальные средства (мимика, жесты, пантомимика), которые придают вербальной коммуникации определенную выразительность.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.24%
НЕТ
38.76%
Проголосовало: 1504

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями. Общение всегда предполагает контакт с собеседником, в процессе которого они взамовлияют друг на друга. Сформированные в процессе жизни коммуникативные навыки позволяют устанавливать взаимодействие в соответствии с установленными социальными нормами и правилами поведения.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания, обмен действиями. Достижение взаимопонимания – это главная цель общения, показатель эффективности взаимоотношений между людьми.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются:

Идентификация – один из самых простых способов понимания другого человека это уподобление себя ему.

Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.

Рефлексия – способность сознания человека сосредоточится на самого себе.

Содержание общения включает определённые способы воздействия партнёров друг на друга в процессе общения:

1. Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний и побуждений.

2. Внушение – неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающие определённые изменения в его психологии и поведении.

3. Убеждение – уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

4. Подражание – сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Необходимо подчеркнуть, что каждая из этих сторон в общении существует не изолировано от других, а проявляется совместно с ними. В зависимости от возраста, накопленного жизненного опыта, сформированности коммуникативных навыков, своеобразия деятельности та или иная сторона общения выступает на первый план.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.24%
НЕТ
38.76%
Проголосовало: 1504

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет