Человек – существо активное, свою потребность в активности человек удовлетворяет в совместной деятельности, которая побуждает общаться. Общение – необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми.
Галина Васильевна Бороздина определяет общение как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».
Выделяют следующие виды общения:
— вербальное и невербальное (вербальное используется посредством слов, невербальное – с помощью мимики, жестов, взгляда и др. средств) .
— устное и письменное .
— непосредственное и опосредованное (непосредственное происходит «лицом к лицу», опосредованное – при помощи письменных или технических устройств: по телефону, скайпу, SMS и др.)
— межличностное и массовое (при межличностном общении субъектами выступают конкретные индивиды, при массовом – социальные общности) .
|
|
— частное (побуждается личностными мотивами и определяется индивидуальными особенностями) и официально-деловое (побуждается деловыми мотивами и регламентируется нормативными документами) .
— искреннее и манипулятивное (при манипулятивном общении наблюдается скрытое влияние на собеседника, который воспринимается как источник выгоды. Используются различные приёмы манипуляции – лесть, запугивание, обман и др.).
Психолог Борис Ломов выделял три основные функции общения:
— информационную (общение служит средством обмена информации) .
— регулятивную (общение служит средством воздействия на поведение собеседника) .
— аффективную (общение – фактор формирования эмоционального состо9яния).
В связи с этим выделяют три взаимосвязанные стороны общения.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися. Основными средствами общения являются речь и невербальные средства (мимика, жесты, пантомимика), которые придают вербальной коммуникации определенную выразительность.
Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями. Общение всегда предполагает контакт с собеседником, в процессе которого они взамовлияют друг на друга. Сформированные в процессе жизни коммуникативные навыки позволяют устанавливать взаимодействие в соответствии с установленными социальными нормами и правилами поведения.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания, обмен действиями. Достижение взаимопонимания – это главная цель общения, показатель эффективности взаимоотношений между людьми.
|
|
Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются:
Идентификация – один из самых простых способов понимания другого человека это уподобление себя ему.
Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.
Рефлексия – способность сознания человека сосредоточится на самого себе.
Содержание общения включает определённые способы воздействия партнёров друг на друга в процессе общения:
1. Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний и побуждений.
2. Внушение – неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающие определённые изменения в его психологии и поведении.
3. Убеждение – уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.
4. Подражание – сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.
Необходимо подчеркнуть, что каждая из этих сторон в общении существует не изолировано от других, а проявляется совместно с ними. В зависимости от возраста, накопленного жизненного опыта, сформированности коммуникативных навыков, своеобразия деятельности та или иная сторона общения выступает на первый план.
