Открытие «Точки роста» вшколе 12 ноября 2021 г.
Открытое внеклассноезанятие
ВоркшопСравнительный анализ РН почвы с использованием цифровой лаборатории Releon
Цель работы: определитьхарактер среды (кислая, щелочная, нейтральная) различных видов почв и сделатьвывод об их пригодности для выращивания различных с/х растений.
Оборудование: цифроваялаборатория Releon с датчиком рН, штативылабораторные с муфтой и кольцом, воронки, фильтровальные бумаги, промывалки,пробирки, стеклянные палочки, химические стаканы, дистиллированная вода, трипробы почвы (из леса, с пришкольного участка, с приусадебного участка ГалдановаХ.)
Ход занятия:
Вступительное слово учителей биологии Шойдоновой О. Ц.и химии Нимбуевой Б.Б.
Учитель биологии:Существенным фактором, влияющим на плодородие почвы, является кислотность.кислотность влияет на структуру почвы (величину и прочность почвенных частиц),на вносимые органические и минеральные удобрения, микрофлору почвы и развитиясамого растения.
Учитель химии: Дляпроведения эксперимента мы используем датчик рН в диапазоне от 0 до 14.
Ребята,что это такое? (Ответы учащихся)
Кислотностьпочвенного раствора обозначают величиной рН. Нейтральные почвы имеют рН = 7, апри рН выше 7 почва щелочная, ниже 7 кислая и тем кислее, тем меньше эта цифра.
Учитель биологии:О кислотности почвы можно судить по характеру дикой растительности. на кислыхпочвах растет хвощ, подорожник, вереск, иван-да-марья, мята полевая, осока идр.
Нанейтральных почвах растут крапива, лебеда, ромашка, дикий клевер, шиповник идр.
Длябольшинства садовых и огородных культур лучшие почвы — слабокислые и близкие кнейтральной с рН 5,5-6,5.
Практическая работа:
Учащиесяработают в 3 группах (1 группа — анализ почвы из леса, 2 группа — анализ почвыс пришкольного участка, 3 группа — анализ почвы с приусадебного участка)
Учитель: Ребята, ваша задачасделать анализ почвы на кислотность, сравнить их и сделать вывод об ихпригодности для выращивания различных с/х растений. Перед вами необходимыеоборудования и инструкции по их выполнению.
Порядокпроведения работы
1.В пробирку поместить почву ( столбик почвы должен быть 2-3 см). Прилитьдистиллированную воду, объем которой должен быть в 3 раза больше объема почвы.Хорошенько перемешать стеклянной палочкой.
2.Приготовить почвенный раствор. Бумажный фильтр вставить в воронку, закрепленнуюв кольце штатива. Подставить под воронку чистую сухую пробирку и профильтроватьполученную в п.1 смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следуетвстряхивать. при фильтровании жидкость наливать на фильтр по палочке тонкойструей, направляя ее на стенку воронки. Почва останется на фильтре, а собранныйв пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).
3.Электрод рН предварительно следует подготовить к работе. Снять защитныйколпачок с электрода, с помощью лабораторной промывалки тщательно ополоснутьего нижнюю часть дистиллированной водой, после чего, осторожно осушитьфильтровальной бумагой. Датчик готов к работе.
4.Закрепить датчик рН в лапке штатива.
5.Запустить программу измерений Releon Lite и нажать кнопку Пуск.
6.Подключить датчик рН к ноутбуку. В почвенную вытяжку поместить электрод рН.
7.Подождать установления показаний в течение нескольких секунд и нажать кнопкуПауза. Зафиксировать показания.
8.Результаты измерений занести в таблицу и сделать вывод.
1группа — уровень рН = 7,0 2 группа — уровень рН = 7,5
3группа — уровень рН = 7,2
Подведение итогов.
Итак,мы с вами определили кислотность почвы из разных участков, по уровню рН нашипочвы имеют нейтральный характер среды и из этого делаем вывод, что онипригодны для выращивания с/х растений.
Мыможем дать практические советы жителям нашего села для выращивания огородныхкультур:
1.Для устранения избыточной кислотности почву известкуют осенью. Поступающий сизвестью кальций нейтрализует кислотность почвы. По величине рН устанавливаютстепень нуждаемости почв в известковании и ориентировочную норму извести.
растенияотличаются по отношению к кислотности почвы и известкованию. В соответствии сэтим культуры можно разделить на несколько групп:
первая- растения наиболее чувствительные к кислотности, требующие нейтральнойреакции и сильно отзывающиеся на известкование (свекла, капуста, лук, чеснок,сельдерей, шпинат, смородина)
вторая- растения, нуждающиеся в слабокислой и близкой к нейтральной реакции, хорошоотзывающиеся на известкование ( капуста цветная, салат, огурец, фасоль, горох,яблоня, слива, вишня)
третья- растения, переносящие умеренную кислотность почвы и отрицательно реагирующиена избыток извести (картофель, морковь, петрушка, репа, редька, кабачок, томат,ревень, малина, земляника, груша, крыжовник).
Спасибоза участие!
![]()
![]()