Буддизм
Центром буддизма является человек, а центральной проблемой — освобождение его от страдания, что возможно только при уходе из обычной жизни (сансары) в нирвану. Если мы хотим вырваться из сансары, первое, что необходимо сделать — познакомиться с четырьмя благородными истинами, постигнутыми Буддой в момент просветления.
1.Истина страдания: жизнь есть страдание т. к. рождение есть страдание, болезни и смерть есть страдание, разлука с милым есть страдание, соединение с немилым есть страдание.
2.Истина причины: причина страданий — это наши желания и невозможность получить желаемое.
3.Истина освобождения: чтобы избавиться от страданий нужно избавиться от желаний.
4.Истина пути: чтобы избавиться от желаний, нужно достичь нирваны восьмиричным путём спасения.
Ступени | Комментарии |
1. Правильные взгляды | Знание о четырех благородных истин и буддийского учения в целом |
2. Правильная решимость | Твердое намерение преобразовать свою жизнь в соответствии с буддийским учением |
3. Правильная речь | Воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, фривольных разговоров |
4. Правильное поведение | Отказ от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения своих желаний |
5. Правильный образ жизни | Обеспечение жизни только честным путем. Даже ради спасения жизни нельзя прибегать к нечестным источникам дохода |
6. Правильные усилия | Постоянное стремление оставаться на истинном пути, искоренение старых дурных мыслей и наполнение своего ума новыми хорошими |
7. Правильное направление мысли | Постоянное осознание того, что все вещи и человеческое тело -преходящи: мое тело — еще не Я. Тело состоит из костей, крови, жил и т.д., оно смертно и превратится в гниющую массу. И нечего жалеть о нем и об утрачиваемых вещах |
8. Правильное сосредоточение (4 стадии) | 1 — наслаждение ума радостью, отрешенностью и чистым мышлением . 2 — осознание радости и покоя . 3 — совершенная невозмутимость, освобождение от ощущения телесности и осознание этой невозмутимости и освобождения . 4- избавление от сознания невозмутимости и освобождения, состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения |
Достигнув последней стадии этого пути, ищущий становится архатом (почтенным лицом) и может уйти в нирвану. Нирвана — это укрощение страстей, а вместе с ними и страданий, это прекращение перерождений, это выход из сансары, выход из-под власти кармы — колеса причинности. Нирвана — это не отсутствие жизни, а особая форма и способ существования личности.
Христианство возникло в I в. н.э. в Палестине. В центре христианской религиозной системы было убеждение, что Иисус Христос — это сын Божий, воплотившийся в человеке. Христианство основывается на понятии единосущия Бога — Бог один и единственен, но Он в Себе различен, имеет как бы три грани — Бога-Отца, Бога-Сына (Иисус Христос) и Бога Святого Духа. Важную роль в христианстве, наряду с понятиями единосущия и Троицы, играет догмат о богочеловеческой природе Христа, как уже отмечалось, согласно этому догмату, Христос является как Богом, так и человеком, более того — он олицетворяет собой сущность человека и человечества. Именно благодаря такому пониманию христианство состоялось как мировая религия. Бог, принявший природу человека, прошедший путь человеческой жизни (вплоть до распятия — смерти в Древнем Риме) и воскресший вновь — эта идея вдохновляла человечество на протяжении тысячелетий. Притягательность христианской религии обусловлена идеей всеобщего равенства. Кроме этого христианство оказалось единственной религией, в центре которой стояла человеческая личность, ее переживания, воля и свободные поступки.
Земная жизнь человека, в соответствии с христианством, есть приготовление человека к жизни вечной в Раю, но она ждет тех, кто вел праведную жизнь на земле, выполняя Божественные заповеди Библии, грешников ожидает в мире ином Ад. Бессмертие возможно потому, что в человеке есть божественное начало. Страдающий Бог своей смертью и воскресением дает человеку бессмертие. Только христианство прямо смотрит в глаза смерти, признает ее трагизм, смысл смерти, и вместе с тем не примиряется со смертью и побеждает ее. Человек и смертен и бессмертен, он принадлежит и смертоносному времени и вечности, он и духовное существо, и существо природное.
Общехристианский символ веры был оформлен в 325 г на Никейском и в 381 г. Константинопольском соборах. Согласно ему Дух святой исходит от Бога-Отца. Но с VI века некоторые богословы стали добавлять, что Дух святой исходит и от Бога-Сына, чтобы подчеркнуть равенство Бога-Отца и Бога-Сына. Это добавление получило название филиокве (от лат. filiogue — и от сына), оно же стало формальным поводом для разделения Церкви на Восточную и Западную. Так оформились два направления внутри христианства: западное — католичество и восточное — православие.
В 1517 г. возник протестантизм – третья христианская конфессия, основателем его стал Мартин Лютер. Протестанты отрицали власть папы, индульгенции, посредничество и святость Девы Марии, заступничество святых, не рассматривают мессу как священнодействие, не верят в чистилище, в действенность молитв за умерших, являются противниками целибата (необходимость безбрачия духовенства) и использования древних языков в церковных службах. У них и сейчас нет таких церковных традиций как почитание мощей, посещение святых, принятие таинств, мест святой воды, четок, икон и свечей в храмах. Добрые дела рассматриваются как «предрасположенность» к спасению, а не заслуга перед Богом (праведный — это не чистый от греха, а оправданный верой). Внутри протестантизма постепенно возникли десятки направлений.
В католицизме существует более строгая централизация (папа, кардиналы, епископы, аббаты, монахи), главой католической церкви является Папа Римский. Католическая церковь стремилась иметь не только духовную власть, но и верховную светскую власть. Источник католического вероучения — Священное писание.
Библия — собрание древних текстов, состоит из двух частей — Ветхий Завет — первая часть по времени создания и большая по объему . признается обеими религиями. Новый Завет — вторая часть Библии.Фундамент православия составляет Священное писание и Священное Предание (труды отцов церкви и решения Вселенских соборов). Православные, как и католики, признают основные догмы христианства: триединство Бога, боговоплощение, искупление смертью Иисуса грехов людей, воскресение и вознесение Иисуса Христа. Но православие отличается формами культа..
