X-PDF

Воспитание здорового образа жизни младшего школьника во внеурочной деятельности

Поделиться статьей

ВОСПИТАНИЕЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвященаодной из актуальных проблем современного начального образования – воспитаниюздорового образа жизни у младших школьников. Ее значимость обусловлена остростоящей перед сферой образования и социумом в целом задачей по повышению уровняздоровья и развития привычек здоровьесбережения. Вследствие этого передучителями начальной школы встала проблема поиска наиболее оптимальных условийдля воспитания здорового образа жизни. Одним из таких условий являетсяприменение внеурочной деятельности, так как она позволяет не только формироватьзнания, но и развивать ценностные отношения к здоровью и привычки здоровогообраза жизни. Но педагоги недостаточно уделяют внимание этому виду деятельностипри решении задач воспитания здорового образа жизни. Поэтому автором былопроведено экспериментальное исследование, целью которого было изучить иопределить возможности внеурочной деятельности в воспитании здорового образажизни младших школьников. Задачи исследования являлись: определитьпервоначальные уровни сформированности у младших школьников основ здоровогообраза жизни; разработать и реализовать в педагогической практике содержаниевнеурочной деятельности по воспитанию здорового образа жизни младшихшкольников; определить изменения уровня сформированности у младших школьниковоснов здорового образа жизни после работы. Полученные экспериментальные данныедоказали, что внеурочная деятельность способствует значительному повышениюуровню сформированности здорового образа жизни. Результаты исследования будутполезны практикующим учителям начальной школы и специалистам, работающим поданной проблеме.

Ключевые слова: здоровый образжизни, младшие школьники, воспитание, внеурочная деятельность.

 

Однойиз социально значимых проблем современного общества является обеспечениеусловий для сохранения и укрепления здоровья населения, особенно детей. Отсостояния психофизического здоровья и эмоционального благополучия во многомзависит успешное развитие личности, ее социализация и самореализация вобществе. К сожалению, на сегодняшний день медики, педагоги и социологиотмечают неуклонный рост числа детей с ослабленным состоянием здоровья, схроническими заболеваниями, отклонениями в психическом и физическом развитии.Во многом это обусловлено влиянием ряда негативных факторов на детей, особеннов первые 10-12 лет жизни. Наличие экологического неблагополучия,распространение инфекционных заболеваний, нарушения санитарно-гигиеническихусловий ближайшего окружения, низкий уровень здоровья родителей и семьи, слабаявоспитательная база образовательных организаций – вот неполный перечень причин,снижающих уровень здоровья детей, а соответственно и приводящих к последствиямуже и во взрослом возрасте. Поэтому сегодня перед системой образованияпоставлена задача поиска путей и средств по более раннему приобщению кздоровому образу жизни.

Согласноположениям «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.»обеспечение условий для физического, психического, социального развития детей –приворотное направление государственной политики в образовательной сфере. Вдокументе указано, что воспитательный процесс образовательных организаций, втом числе и начальной школы, должен ориентирован на «формирование уподрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью ипотребности в здоровом образе жизни», а также на «формирование в детской средесистемы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом,развитие культуры здорового питания» [5].

Младшийшкольный возраст – это один из наиболее значимых возрастных периодов вформировании и развитии привычек здорового образа жизни. Особенностипсихического и личностного развития учащихся начальной школы позволяет проводитьдостаточно продуктивную педагогическую работу в этом направлении. Поэтомуучителя должны особое внимание уделять организации целенаправленного процессавоспитания здорового образа жизни. Значение этой работы подчеркнуто и втребования Федерального государственного образовательного стандарта начальногообразования, где отмечено, что педагоги, обеспечивая становление личностныххарактеристик младших школьников, должны развивать способность выпускниканачальной школы к выполнению правил здорового и экологически целесообразногообраза жизни [4].

Всевышеперечисленное указывает на значимость и актуальность воспитания здоровогообраза у младших школьников как ключевой задачи образовательно-воспитательнойработы учителей начальной школы.

Рассматриваяособенности воспитания здорового образа жизни у младших школьников,  Г.Г.Нуруллина подчеркивает необходимость развития у учащихся системных и целостныхпредставлений о самом здоровье и его составляющих, здоровой личности, а такжеформирования профилактического мышления и осознанных потребностей вздоровьесеберегающих привычках, устойчивой мотивации к образованию в областиздоровьесбережения [3].

Работапо воспитанию здорового образа жизни у младших школьников, как отмечают М.А.Карасева [2],  Ю.В. Смирнова [6] требует комплексного подхода. Этоподразумевает формирование системы знаний о человеческом организме, правилахгигиены, привычках здоровьесбережения, развития ценностного отношения кздоровью и потребности вести здоровый образ жизни. Традиционно с этой целью учителяначальной школы организуют уроки в рамках таких дисциплин, как окружающий мир,основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура и т.д. Однако этопозволяет сформировать только базовые знания и умения, ценностное отношение имотивацию к поддержанию ЗОЖ у младших школьников во многом обеспечиваетвнеурочная деятельность.

Внеурочнаядеятельность определяется в Федеральном государственном образовательномстандарте начального образования в качестве особого вида образовательнойдеятельности, в рамках которой предусматривается достижение запланированныхрезультатов освоения основных образовательных программ в формах, отличных отурочной работы [4]. Именно этот вид деятельности позволяет наиболее успешноразрешать задачи по всестороннему и комплексному развитию учащихся в начальныхклассах.

Впроцессе внеурочной деятельности, отмечает И.И. Габеркорн, возможно достаточнорешать ряд задач по воспитанию здорового образа жизни младших школьников [1,с.37]:

-формировать мотивацию к бережному отношению к своему здоровью и жизни;

-формировать осознанные убеждения в ценностях здоровья и здорового образа жизни;

-знакомить с основными принципами, правилами, методами и приемамиздоровьесберегающего поведения;

-формировать представления о действиях самозащиты при угрозе своему здоровью ижизни;

-формировать навыки самостоятельного оценивания и контроля состояния здоровья;

-развить умение, позволяющие приобщаться к здоровому образу жизни в различныхусловиях жизнедеятельности.

Несмотряна то, что внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом в воспитанииздорового образа жизни у младших школьников, в практике начального образованиянаблюдается то, что педагогами недооцениваются ее возможности.

Цель исследования:экспериментальноизучить и определить возможности внеурочной деятельности в воспитании здоровогообраза жизни младших школьников.

Методика иорганизация исследования. Для достижения поставленной цели исследование былоорганизовано поэтапно и включало:

1. Проведениеконстатирующего этапа, направленного на определение первоначальных уровнейсформированности у младших школьников основ здорового образа жизни. В качествеосновных параметров были изучены система знаний о здоровье и здоровом образежизни, понимание ценности здоровья и ее место в системе ценностных ориентировучащихся, наличие опыта здоровьесберегающего поведения. Изучение уровнясформированности у младших школьников основ здорового образа жизни, включающеговсе параметры, осуществлялось с помощью анкеты «Здоровье и здоровый образ жизни»(авторская разработка), методики А.В. Гореловой «Отношение к ценности здоровьяи здорового образа жизни» и теста-опросника О.И. Гридневой;

2. Проведениеформирующего этапа, направленного на разработку и реализацию в педагогическойпрактике содержания внеурочной деятельности по воспитанию здорового образажизни младших школьников. Внеурочная деятельность осуществлялась в рамкахразработанного спецкурса «Дорога к здоровью». В качестве главных задач былизаявлены:

-сформировать системные знания о понятии здорового образа жизни;

-сформировать знания о строении и функционировании человеческого организма и овзаимосвязи здоровья человека с показателями жизнедеятельности органов исистем;

-развить устойчивые потребности к поддержанию нормального жизнеобеспечениясвоего организма с помощью здоровьесберегающего поведения;

-развитие стремления к самостоятельному следованию правилам здорового образажизни в повседневной жизни.

Дляреализации задачи на внеурочных занятиях по спецкурсу использовалисьинтерактивные беседы со специалистами (врачами, гигиенистами, инструкторами пофизической культуре, тренерами, спортсменами и т.д.), проблемно-исковыеситуации, мини-проекты, праздники здоровья.

3.Проведение контрольного этапа, направленного на определение изменений уровнясформированности у младших школьников основ здорового образа жизни.

Исследованиебыло организовано с учащимися третьих классов. В нем приняли участие два класса– 3 «А» (экспериментальная группа – 24 человек), 3 «Б» (контрольная группа – 24человека).

Результатыисследования и их обсуждение. На констатирующем этапе были полученныеданные о первоначальных уровнях сформированности у младших школьников основздорового образа жизни, количественное представление которых отражено в таблице1.

 

Таблица 1 –Первоначальные уровни  сформированности у младших школьников основ здоровогообраза жизни

Уровень 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей

Процентное выражение

Количество детей

Процентное выражение

Высокий

3

12%

4

16%

Средний

12

50%

13

54%

Низкий

9

38%

7

30%

 

Результатыдиагностики показали, что в обеих группах преобладают младшие школьники сосредним уровнем сформированности основ здорового образа жизни. Они проявилиопределенные знания о здоровье и здоровом образе жизни. Однако акцент прихарактеристике этих категорий эти учащиеся делали на физическом аспекте. Дляних здоровье связано с отсутствием заболеваний и хорошим уровнем физическогоразвития. Поэтому здоровый образ жизни они связывали с выполнением гимнастики ис занятиями спортом, правильным питанием, физической активностью в повседневнойжизни. Никто из них не указал на психическое и эмоциональное благополучие, какважные составляющие здоровья, на поддержание своего психоэмоциональногосостояния как составляющей здорового образа жизни. Ценность здоровья у них нестоит на первом месте, им ближе ценности связанные с учебой и общением сосверстниками. Они имеют крайне ограниченный опыт здоровьесбережения, так какпредпочитают заниматься уроками и общаться в социальных сетях. Правилаздорового образа жизни им помогают в большей степени поддерживать родители.

Достаточноеколичество младших школьников в обеих группах имеют низкий уровеньсформированности основ здорового образа жизни. Им было сложно охарактеризоватьздоровье, в основном для них оно связано с отсутствием заболеваний и нарушенийфизического развития. Здоровый образ жизни у них ассоциируется с занятиямиспорта и диетами. В системе ценностей здоровый образ жизни не представлен.Опыта здоровьесбережения не имеют, так как за их состоянием следят родители(режим дня, питание и пр.).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

Средимладших школьников высокий уровень сформированности основ здорового образажизни представлен незначительно.

Послеэтого была проведена работа с младшими школьниками экспериментальной работы, врамках которой было разработано и реализовано содержание внеурочнойдеятельности по воспитанию здорового образа жизни. С детьми два раза в неделюпроводились специальные занятия по спецкурсу «Дорога к здоровью». На них широкоиспользовались интерактивные беседы со специалистами (докторами, гигиенистами,спортсменами и пр.) о здоровом образе жизни, имеющие проблемный характер. Былоотмечено, что учащиеся с увлечением и активно принимали в них участие, задаваливопросы. Организовывалось решение проблемно-поисковых ситуаций, которыестимулировали учащихся рассуждать и на основе совместного обсуждения находитьварианты решения различных задач по здоровьесбережению. Были также проведенымини-проекты по тематике правил здорового образа жизни и организованы праздникиздоровья. В ходе работы фиксировалось возрастание интереса у младших школьниковк собственному здоровью, активности и инициативности в освоении правил и нормздоровьесбережения.

Наконтрольном этапе была вновь проведена диагностика, позволившая выявить уровнисформированности здорового образа жизни младших школьников после работы. Дляопределения ее эффективности эти данные были подвергнуты сравнению срезультатами констатирующего этап. Количественные показатели сравненияпредставлены в таблице 2.

 

Таблица 2 –Сравнение результатов уровней сформированности у младших школьников основздорового образа жизни на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

констатирующий

контрольный

констатирующий

контрольный

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

3

12%

12

50%

4

16%

7

30%

Средний

12

50%

11

46%

13

54%

14

58%

Низкий

9

38%

1

4%

7

30%

3

12%

 

Сравнениеданных диагностик позволило определить, что в экспериментальной группепроизошли более значительные улучшения в уровнях сформированности здоровогообраза жизни, чем в контрольной группе. Половина младших школьников изэкспериментальной группы достигли высокого уровня. Вследствие этого несколькоснизились показатели среднего уровня, а низкий уровень уменьшился значительно.В контрольной группе также отмечены изменения, но они менее выражены.

Выводы. Внеурочнаядеятельность обладает достаточно высоким потенциалом в воспитании здоровогообраза жизни у младших школьников. На это указывают данные экспериментальногоисследования, показавшие, что после организованной внеурочной деятельности ввиде спецкурса «Дорога к здоровью» с применением интерактивных бесед соспециалистами, мини-проектов, проблемно-поисковых ситуаций, праздниковздоровья, младшие школьники не только систематизировали и углубили знания, но иосознали ценность здоровья, приобрели привычки здоровьесбережения.

Список литературы

1.                 Габеркорн, И.И. Формирование здорового образа жизни в процессе валеологическогообразования учащихся / И.И. Габеркон // Ученые записки университета Лесгафта. –2017. – №10 (152). – С. 35-39.

2.                 Карасева,М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников в процессезанятий физической культурой / М.А. Карасева // Вестник Чувашского государственногопедагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2013. – №4 (80). Ч.3. – С.97-103.

3.                 Нуруллина,Г.Г. Особенности процесса формирования здорового образа жизни у младшихшкольников / Г.Г. Нуруллина // Педагогическое мастерство и педагогическиетехнологии. – 2016. – № 1. – С. 164-167.

4.                 ПриказМинистерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждениии введении в действие федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования». – URL: https://base.garant.ru/197127/ (дата обращения: 21.03.2022).

5.                 РаспоряжениеПравительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».– URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения:21.03.2022).

6.                 Смирнова,Ю.В. Формирование у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образжизни автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. В. Смирнова. –Челябинск, 2009. – 24 с.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет