Воспитательныйчас
«Давайтемы, ребята, на свете честно жить..!»
Цель: Воспитание морально-нравственныхкачеств: «честности» и «справедливости»
Задачи:
1. Познакомитьучащихся с понятиями «правда» и «ложь».
2. Выяснитьморально-этические стороны лжи, каковы могут быть её причины и последствия.
3. Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражненияи пословицы.
Оборудование:
Интерактивная доска, карточкис пословицами, сочинения-миниатюры обучающихся на тему «Случай, когда тебепомогла правда и подвела ложь»
Ходмероприятия
I. Организационныймомент
II. Сообщениетемы
— Ребята, послушайте,пожалуйста, стихотворение, и ответьте на вопрос, о чем сегодня пойдёт речь:
На свете так бывает,порой не разберёшь:
С тобою правда рядомиль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?Как научиться жить,
Чтоб только с правдойрядом, а с ложью не дружить?
Бывает ложь красива, аправда так горька,
Но человеку честному тагоречь не страшна!
Давайте мы, ребята, насвете честно жить,
Не будем лгать, атолько правду говорить!
— Каквы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на сегодняшней встрече?
(Примерныеответы детей: О том, что врать — это плохо,
что надо старатьсяговорить правду)
— Правильно,ребята. Сегодня мы поговорим о том, что такое «правда» и что такое «ложь».Темой нашего разговора пусть станут слова из приведённого выше стихотворения «Давайтемы, ребята, на свете честно жить..!».
III. Основнаячасть
1. Обсуждение понятий «правда», «ложь»
— Ребята, как вы понимаете слово «правда»? Ачто такое «ложь?»
— А какиепохожие по значению слова можно подобрать к слову «ложь»? (обман, враки, неправда,вздор)
— Акогда человек лжет? Зачем он это делает?
2. Чтение басни исказки, их обсуждение
-Ребята, на Земле сдавних пор добро и зло, правда и ложь ходят рядом. Очень трудно порой говоритьправду. Но если человек хотя бы раз солгал, ему уже трудно остановиться.Примером этому служит басня Л.Н Толстого «Лгун». Послушайте её внимательно иответьте, кто же такой лгун?
Чтениебасни Л.Н. Толстого «Лгун». Обсуждение услышанного:
— Ктоже такой лгун?
— Почему не прибежалина помощь люди?
— А вам приходилосьговорить неправду? Если да, приведите примеры.
— Кчему приводит ложь?
— Ачто необходимо сделать для того, чтобы тебе доверяли, рядом были верные идобрые друзья?
Чтениесказки-притчи:
«За высокими горами, зазелеными лесами жили — были две сестры. Одну звали Правда, а другую — Ложь.Правда была красивой, сильной, а Ложь — изворотливой, хитрой. Народ Правду любил, а Ложь стороною обходил, т.к. она мешала имжить и грудиться. Вот, скажем, народ начинал сев зерна, чтобы урожайвырастить, а Ложь гут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьтезерна, ветер сам их разнесет».
Честный человек её неслушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет себе подкуст, да и заснёт. Работа кое-как выполнится, сам себя обманывает, урожаю и небывать на его поле. А это голод для его народа.
Стал народ думать, какот лжи избавиться. Уж Правда её стыдила, а ей — хоть бы что, знай себе врёт да обманывает. Решил народ прогнать её вон. стех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела, до сих пор живетона с нами и никто не знает, как изжить её со света, стараются люди только сПравдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то онатам и поселится, и очень трудно будет от неё тогда избавиться.»
Обсуждение услышанного:
— Может быть, вы,ребята, знаете, как уберечь себя от лжи?
— Какой вы себепредставляете Правду? Ложь? (дети рисуют словесный портрет)
3. Игра «Правда» и«Ложь»
Учащиеся делятся на двегруппы. Одна группа называется «Правда», а другая «Ложь». По очереди каждаягруппа называет слова, какими бы она хотела видеть детей. Например, «Правда» -славными, веселыми… «Ложь» — злобными, жадными…
-Какой вывод мы можем сделать?(детисамостоятельно формулируют вывод)
4.Чтение домашнихсочинений-миниатюр «Случай, когда тебе помогла правда и подвела ложь» (по желанию)
5.О чем гласит народная мудрость. Работа с пословицами.
Демонстрациякарточек с пословицами (педагог выводит на интерактивную доску): «Правда в огнене горит и в воде не тонет», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».
— Ребята, а теперь обратите внимание на пословицы надоске. Давайте прочитаем их вслух. Как вы понимаете их смысл? (ответыдетей)
-Сейчас я прочитаю вам рассказ В.Осеевой «Что легче». Послушайте его иподумайте, какая из предложенных пословиц больше подходит к содержанию.
Чтениерассказа В.Осеевой «Что легче».
— Итак, какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?
-Правильно, ребята. За сказанную правду, пусть даже горькую, можно всегда понятьи простить.
6.В гостях у сказки
-Давайте вспомним русские народные сказки. Какие сказочные герои часто прибегаютко лжи и обману?
-Правильно ли они поступают, когда лгут? Что им за это бывает?
-Знаете ли вы, какое наказание за ложь получили герои в сказках К. Коллоди «ПриключенияПиноккио» и Н. Носова «Приключения Незнайки…»?
(УПиноккио — растет нос, а в сказке Н. Носова «Приключения Незнайки…»- мальчики превращались в ослов)
— Какой мы можем сделать вывод? Лгать – это хорошийпоступок?
-А бывают ли такие ситуации, когда приходится говорить неправду?
-Слышали ли вы такую фразу: «Ложь во спасение». Как вы её понимаете?
IV. Подведениеитогов
— О какихдвух понятиях, нравственных качествах мы сегодня говорили?
-С какими пословицами познакомились? Чему они нас учат?
-Какой вывод для себя вы сделали?
Я надеюсь, что нашразговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Спасибо за общение. До новых встреч!