X-PDF

Воспитательный процесс в театральных коллективах

Поделиться статьей

Воспитательный процесс

в театральных коллективах

 

 


Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава1.  Основные характеристики воспитательного процесса

1.1.         Воспитательный процесс: особенности, цели,задачи……………………… 6

1.2.         Содержание процесса воспитания. Личностныйподход………………..……………………………………..…………………… 16

Глава2. Воспитательный процесс в театральных коллективах     

2.1.         Методы воспитательного процесса в театральныхколлективах…………………………………………………………………….. 22

Заключение…..………………………………………………………………………37

Списоклитературы………………………………………………………………… 38

 

 

 

 

 

 

Введение

Переоценкадуховно-нравственных ценностей, наблюдаемая в современном обществе, позволяетпо-новому пересмотреть роль любительского творческого коллектива во всех сферахжизнедеятельности человека. Социально-педагогический смысл заключается ворганичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательногопроцессов, придании им острой идейно-нравственной направленности.

Воспитательныйпроцесс в театральных коллективах теснопереплетается с социально-культурными проблемами общества. Одной из современныхпроблем следует считать поиск личностного подхода в воспитательном процессетеатрального коллектива. Развитие общества нуждаетсяв творчестве, позволяющем более эффективно использовать социально-культурный ипсихологический потенциал человека. В «Законе РФ о культуре» говорится, чтокаждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствиисо своими интересами и способностями. Созидательная деятельность людей приводитк стремительным переменам в экономической и социально-культурной жизни нашегообщества[31]. В настоящее время во многих любительских театральных коллективахруководители не могут правильно, полноценно организовать воспитательный процесси создать творческую атмосферу, из-за этого коллективы часто распадаются.                        

Руководителю,для того чтобы добиться результата в воспитании, нужны не только принципыпрямого воздействия, но и так же косвенного, опосредованного, долгосрочногодействия на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовногонасыщения всех участников коллектива.                 

Правильныйметодический подход руководителя к индивидуальным особенностям каждогоучастника самодеятельного художественного коллектива – решение проблем развитияи воспитания личности.  

Поданной теме написано много литературы, так как её актуальность не подвергаетсясомнению. В своих работах по театральной педагогике её касались  А.Л. Ефремов [15], А.С.Каргин [20],К.Г. Богачевская[6], Л.Я.Алексеева [1]и другие авторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Основные характеристики воспитательного процесса

1.1.         Воспитательный процесс: особенности, цели,задачи

Воспитание – процессцеленаправленного формирования личности. Это специально организованное,управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников,конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу[39,с. 431].                                                           Всовременном понимании процесс воспитания – это именно эффективноевзаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное надостижение заданной цели [39, с. 432].                                                                               Процессвоспитания — процесс многофакторный; многочис­ленные объективные и субъективныефакторы обусловливают своим совокупным действием сложность данного процесса.Уста­новлено, что соответствие субъективных факторов, выражаю­щих внутренниепотребности личности, объективным условиям, в которых личность живет иформируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своемунаправлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитатель­ной деятельностии объективных условий, тем успешнее фор­мирование личности. Особенностьвоспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя,управляю­щего этим процессом, обусловлена не только объективными за­кономерностями.Это еще в значительной мере и искусство, в котором выражается своеобразиеличности воспитателя, его индивидуальность, характер, отношение к воспитанникам[38, с. 56].                                  Сложность воспитательногопроцесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не такбыстро обнару­живают себя, как, например, в процессе обучения. Междупедагогическими влия­ниями, проявлениями воспитанности или невоспитанности ле­житдлительный период образования необходимых свойств личности. Личностьподвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний инакапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий коррек­тировки.Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он динамичен,подвижен и изменчив [39, с. 433].           К. Гельвеций писал: «Я продолжаюеще учить­ся; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда яне буду более способен к нему: после того как меня не станет. Вся моя жизньесть, собственно говоря, лишь одно длинное воспи­тание» [9, с. 10].                                                                                                         Однаиз особенностей воспитательного процесса — его непрерыв­ность, ведь этонепрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников.         Процессвоспитания — процесс комплексный, что означает единство целей, задач,содержания, форм и методов, подчинен­ное идее целостности формирования личности[38,с. 79].                                                                                                     Воспитательномупроцессу присущи значительная вариа­тивность (неоднозначность) и неопределённостьрезультатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться.Это обус­ловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальнымиразличиями воспитанников, их социальным опытом, отношени­ем к воспитанию.Уровень профессиональной подготовленно­сти воспитателей, их мастерство, умениеруководить процессом также оказывают большое влияние на  ход и результатывоспитания[39, с. 434].          Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспи­тателя— к воспитаннику (прямая связь), от воспитанника — к воспитателю (обратная), управлениездесь строится главным образом на обратных связях, то есть на той информации,которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении вос­питателя,тем целесообразнее воспитательное воздействие[38, с. 80].                    Цель воспитания — это то, к чемустремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.Любое воспитание – от мельчайших актов до широкомасштабных государственныхпрограмм – всегда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегосявоспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы иметоды воспитания [39, с. 144].                    Среди целей выделяютсяобщие,когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всехлюдей, и индивидуальные, когда предполагается воспитание определенного(отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство исовмещение общих и индивидуальных целей.                                    Цель выражает общуюцелеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает каксистема конкретных задач. Поэтому справедливо и такое определение: цельвоспитания – это система решаемых воспитанием задач [39, с. 144].                                                                                                                       Совершенный,всесторонне и гармонически развитый чело­век — высшая цель воспитания, поэтомунужно спо­собствовать умственному (интеллектуальному), физическому, трудовому иполитехническому, нравственному, эсте­тическому воспитанию.                                                                                                Умственное воспитание направлено наразвитие интеллек­та, познавательных возможностей, склонностей и дарованийличности. Его главная задача — вооружить обучаемых систе­мой знаний основ наук. Конкретные задачи умственного вос­питания:                                                                                                                                -усвоение определенного объема научных знаний;                                                  -формирование мировоззрения;                                                                                -развитие умственных сил, способностей и дарований;                                           -развитие познавательных интересов;                                                                      -развитие потенциальных возможностей личности;                                                 -формирование познавательной активности;                                                            -развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общей испециальной подготовки;                                                                                      -вооружение учащихся методами познавательной деятель­ности.          Физическоевоспитание — неотъемлемая составляющая часть правильного воспитания. Егозадачи:                                                                                                       -укрепление здоровья, правильное физическое развитие;                                        -повышение умственной и физической работоспособности;                                    -развитие и совершенствование природных двигательных качеств;                        -обучение новым видам движений;                                                                           -развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости   );         -формирование гигиенических навыков;                                                                  -воспитание нравственных качеств (смелости, настойчиво­сти, решительности,дисциплинированности, ответственности, коллективизма);                                     

— формированиепотребности в постоянных и систематиче­ских занятиях физкультурой и спортом;                                                                                           -развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе иокружающим.                                                                                               Трудовоевоспитание и политехническое образование ре­шают задачи:                  -формирования трудовых действий;                                                                     -ознакомления учащихся с новыми типами производствен­ных отношений;             -изучения орудий труда и способов их использования;                                         -обретения опыта посильной трудовой деятельности в раз­ личных сферах труда;                                                                                                                           -формирования интереса к производственной деятельности;                                  -развития технических способностей, нового экономическо­го мышления,изобретательности, начал предпринимательства;                                                                 -развития трудолюбия, дисциплинированности, ответствен­ности, подготовки косознанному выбору профессии.                                                                   Нравственноевоспитание решает задачи формирования:                            -нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений;                                         -навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества;                   -гуманизма, честности, справедливости;                                                                  -долга, порядочности, ответственности;                                                                   -чести, совести, достоинства, уважения к старшим.   ;                                              -бескорыстия,                                                                                                             -трудолюбия.                                                                                

Эмоциональное(эстетическое) воспитание распадается на:                                 -формирование эстетических знаний;                                                                       -воспитание эстетической культуры;                                                                        -овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;                                -формирование эстетического отношения к действительности;                               -развитие эстетических чувств;                                                                                 -приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;                             -развитие потребности строить жизнь и деятельность по за­конам красоты;            -формирование эстетического идеала;                                                                      -формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках,внешнем виде [39, c. 160].                                                                        Закономерностивоспитания — это общие, объективные, по­стоянные связи, существующие междуявлениями и процесса­ми воспитания.                                            Ввоспитании одновременно действует множе­ство закономерностей. Хотя на первыйвзгляд кажется, что здесь много случайного, вызванного стечением обстоятельств,неконтролируемыми условиями, тем не менее, результаты вос­питания глубокообусловлены действием главных, не всегда ви­димых сил, связи и зависимостимежду которыми выражают закономерности воспитания. Одни из них относятся котдельным аспектам процесса (частные), дру­гие — охватывают систему целиком(общие), действие третьих выходит за пределы системы воспитания,распространяясь на все структуры развития и формирования человека (всеобщиезакономерности воспитания) [38, с. 96].                                                                     Для практикивоспитания важнее всего связать закономер­ными отношениями продуктивность(эффективность, качество) воспитательного процесса с теми компонентами, которыеока­зывают на нее наибольшее влияние. Итак, с одной стороны, мы фиксируембольшие компоненты воспитания — влияние, усло­вие, действие, с другой — егопродуктивность.                                                      Эффективностьвоспитания зависит:                                                                          -От сложившихся воспитательных отношений. Сложившихся воспитательных отношений,которые воз­никают между воспитателями и воспитанниками. Они играют весьма важнуюроль, а нередко становятся определяющими в аспекте продуктивности данногопроцесса. В ходе этого процес­са постепенно формируются взгляды воспитанников,жизненная позиция, мотивы поведения — весь комплекс причин и условий, которыйбудет сильно влиять на процесс, определять силу и зна­чимость воспитательноговоздействия (и взаимодействия).                        Воспитательные отношениямогут быть негативными, если воспитанник не воспринимает ни воспитателя, ни егоправа вос­питывать нейтральными и положительными.                                                                                          Негативноеотношение нужно сперва исправить на положи­тельное, а потом, опираясь на него,уже идти к цели. Воспитан­ ник, принявший с самого начала позицию и требованиявоспи­тателя, привыкает к ним и не подвергает их сомнению, уста­новленныйпорядок поведения кажется ему разумным. Совсем иначе развивается процесс увоспитанника с иной точкой зре­ния. Вот почему мудрая заповедь народнойпедагогики: хотите хороших результатов — добивайтесь расположения воспитан­ника— есть не что иное, как интуитивно понятое действие рас­сматриваемойзакономерности [38, с. 97].                                                                      — От соответствияцели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть. Понятие«организация» включает в себя всю совокупностьвоздействий, отношений, условий, форми методов работы. В воспита­тельном процессе организуются также специальныевоздейст­вия, нейтрализующие, а часто и пресекающие негативное поведение вос­питанников.Если организация воспитательного процесса не соответствует намеченной цели, онне достигнет успеха. И наобо­рот, чем целесообразнее организация, чем лучшеприменяемы формы, средств и методы соответствуют поставленным задачам, тем вышеэффективность воспитательного процесса [39, с. 441].                                                       —От соответствиясоциаль­ной практики и характера (направленности, содержания) воспитательноговлияния на воспитанников. Воспитательный процесс сопровождается тем, чточеловек мыслит  и действует, получает знания и приобретает  практический опыт,усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их напрактике. И какое же разочарование постигает молодых людей, когда ониубеждаются в несоответ­ствии знаний и жизни, слова и дела! Если воспитание хочетизменять существующую практику в лучшую сто­рону, то делать это оно должноочень осторожно и постепенно. Отрыв воспитания от практики незамедлительновыявляет его несо­стоятельность. Погоня за быстрым успехом незамедлительнопокажет несоответствие воспитания и жизни.                       — Отсовокупного действия объективных и субъективных факторов. К субъективнымфакторам, как известно, относятся: воспитатели и воспитанники, взаимодействиемежду ними, сложившиеся отношения, психологический климат  и др. Объективныефакторы выражаются через условия воспитания (материально-технические, социальные,санитарно-гигиениче­ские и др.) В каждом конкретном случае сложное переплетениеданных факторов придает воспитанию свой неповторимый характер. Для эффективноговоспитания должны быть созданы надлежащие условия [39, с. 448].                                                                                         — От интенсивностивоспитания и самовоспита­ния. Самовоспитание – это деятельность человека,направленная на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитаниеличность выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитаниесопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом. Для успехасамовоспитания важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, могзаметить у себя положительные качества и недостатки, силой воли преодолеватьпрепятствия, мешающие воплощать свои жизненные планы. Все это — ре­зультат воспитания,которое тем успешнее, чем более ученик сам стремится совершенствоваться [39, с.449].                                          — От активностиучастников воспитательного процесса. Чем активнее развивается процесспедагогического взаимодействия — воспитателя и воспитанников, чеморганизованнее их устрем­ления к достижению намеченной цели, тем выше продуктив­ностьвоспитательного процесса, тем быстрее идет его развитие [38, с. 98].                                                                                                               — Эффективностьвоспитания зависит от эффективности сопутствующих ему процессов — развития иобучения. Развитие личности выражается в качественном изменении психологическойдеятельности человека, в формировании у него новых качеств, черт характера. Изобщей теории управления известно, что если два процесса осуществляются в неразрывномединстве, то снижение или повышение эффективности одного из них немедленносказывается на втором. Воспитание улучшает развитие, развитие прокладывает путьк более успешному воспитанию. Если эти связи нарушаются, то возникают серьезныезатруднения, которые самым неблагоприятным образом отра­жаются и на развитии, ина обучении, и на воспитании личности [39, с. 449].                                                                                               Эффективностьвоспитания зависит от качества воспитательного воздействия. Педа­гогическоевоздействие воспитателей на воспитанников пред­полагает целеустремленнуюорганизацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развитияинтеллектуальной, эмо­циональной и волевой сфер в соответствии с поставленнойцелью. При всем том, что социальные роли участников воспитательного процесса неравнозначны, воспитанник взаимодействует с воспитателем сознательно, что ипридает воспитательным отношениям субъективно-объективный характер [33, с. 279].                                           -Эффективность воспитания зависит от интенсивности воздействия на «внутреннююсферу» вос­питанника. Понятием «внутренняя сфера» обозначается система мотивов,потребностей, эмоций, интеллек­та, личности, рассматриваемая как целостноеобразование. Влияние окружения, преломляясь через опыт, через потребности самойличности, становится ее приобретением.                                      — Эффективностьвоспитания зависит от сочетания педагогического воздействия и уровня развитиявербальных и сенсомоторных процессов воспитанников. В воспитательном процесседает о себе знать закон неравномерности развития. Практика показывает, чтоинтеллектуальный потенциал воспитанника чаще всего не совпадает с вербальнымиречевыми или двигательными сенсомоторными параметрами развития. Вот почему мы истановимся свидетелями того, как ученик, легко и свободно оперирующий теоретическимипозна­ниями, бывает неловок и неуклюж, выполняя элементарные прак­тическиедействия, простейшие трудовые операции, физические упражнения, не ощущаеткрасоты окружающего его мира [35, с. 13].                                                                                     -От интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между самими воспи­танниками.Взаимовос­питаниевлияетна становление личности именно потому, что воспитывают сверстники и друзья. Вэтом случае цели и содержание воспитания не только лучше понимаются, но и принима­ютсячасто некритически и сразу. «С кем поведешься, от того и наберешься» — гласитнародная мудрость, подтверждающая эту закономерность [39, с. 450].                                                              -Согласования целей личности и целей общества (семьи, школы, средств массовойинформации и т. д.). Когда отдель­ный человек и общество имеют одни и те жецели, согласованно движутся в одном направлении, поддерживая друг друга, эф­фективностьвоспитания каждого и общества в целом будет высокой. Не достигает высокогоуровня воспитание, в котором цели человека и общества не совпадают. Тогдаличное и обще­ственное воспитание взаимно ослабляют друг друга [38, с. 99].                                                                                                                                Воспитание – это процесс систематического и целенаправленноговоздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целяхподготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Новоспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением иобразованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. Внаправлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающиевлияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но,несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. Вотличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессовиндивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание  ставитцелью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу ивзаимоотношений с ним.                                                                                            Такимобразом, воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер,который предполагает определенное направление воспитательной деятельности,осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этихцелей.                                                                                              Целямивоспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведениемспециально организованных воспитательных действий. Но цели воспитания не устанавливаютсяраз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностнымиориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.                                                                    Однакоглавной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личностис теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Так же следуетотметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживатьсяпринципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческиеценности», не имеющие исторических и государственных границ. Именно они иопределяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Этицели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также стем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческимиценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессыв обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнегоэтапа развития общества и государства являются воспитание инициативного,предприимчивого, стремящегося к успеху человека.

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.         Содержание процессавоспитания. Личностный подход

Подсодержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств ичерт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиесяв соответствии с поставленными целями.

Впоследние годы взгляды на содержание воспитательного процесса радикальноменялись. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:                                                                                                           —Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня — разностороннееразвитие че­ловека, опирающееся на его способности и дарования. Средстводостижения этой  цели — освоение человеком базовых основ куль­туры. Этокультура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда;политическая, демократическая и правовая; нравственная и эко­логическая,художественная и физическая; культура семейных отношений.                                            —Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск со­вместно сдетьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры; выработка наэтой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержаниеработы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию ребёнка ввоспитательном процессе [39, с. 452].                                                                               —Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формированиецелостной личности — человека с твердыми убе­ждениями, демократическимивзглядами и жизненной позици­ей.                                                                                         —Личностная направленность воспитания. В центре всейвоспитательной работы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы иметоды, а сам ребенок, подросток, юно­ша — высшая цель, смысл педагогическойзаботы. Надо разви­вать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразиехарактеров, чувство собственного достоинства. Движение от  ближайших интересоввоспитанников к раз­витию высоких духовных потребностей должно стать правиломвоспитания.                                                                                                                        —Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников немогут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея разви­тия(преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс,если он принудительный, ведет к де­градации нравственности личности. Свободнаяволя воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес,романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление ксамодеятельности и творчеству.                                                                                                                      —Коллективистская направленность. В содержании вос­питательнойработы предстоит преодолеть отношение к коллек­тиву как к сугубодисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать еедуховные, нравствен­ные силы[39, с. 453].

Еслив своем воспитаннике выявить хоть капельку хорошего и вы будете опираться нанего в процессе воспитания, вы получите ключ от двери к его душе и достигнетехороших результатов. Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретитьв старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже вплохо воспитанном человеке те по­ложительные качества, опираясь на которые,можно добиться устойчивых успехов в формировании других, заданных цельювоспитания качеств.

Принципопоры на поло­жительное в воспитании прост: педагоги обязаны выявлятьположительное в человеке и, опираясь на него, развивать дру­гие, недостаточносформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их донеобходимого уровня и гармонического сочетания[39, с. 475].

Философскаяоснова этого принципа — известное положе­ние о «противоречивости» человеческойприроды. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доб­рота,отзывчивость, щедрость) могут легко уживаться сотрицательными (неумением держатьслово, лживостью, ленью). Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «поло­жительных»,людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного именьше отрицательного, — за­дача воспитания, направленного на облагораживаниеличности

Чтобыдеятельность воспитателя была успешной, приноси­ла быстрые и положительныерезультаты, нужно соблюдать правила реализации этого принципа [39, с. 476].

Ввоспитательном процес­се недопустимы конфронтация, борьба воспитателя с воспи­танником,противопоставление сил и позиций. Только сотруд­ничество, терпение изаинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительныерезультаты.

Недопустимоакцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении воспитанников.Мастера воспитания действуют как раз наоборот — выявляют и поддерживают по­ложительное.Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять, но главное —формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять иразвивать.

Педагогическивсегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников(познавательные, эстетические, любовь к природе, животным), при помощи которыхвозможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетическоговоспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена ввоспитательном процессе. Найти его в каждом конкретном случае — задачавоспитателя.

Опорана положительное имеет еще один аспект, который мож­но обозначить как созданиеположительного воспитательного фона. Сюда относятся жизнедеятельностьвоспитанников, стиль воспитательных отношений, «дух» учебно-воспитательных заведений.Спокойная деловая об­становка, где каждый занят своим делом и никто не мешаетдруг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует уве­ренномудвижению вперед, где и стены воспитывают, потому что продумано все до мелочей,где чувствуется слаженность и заботливое отношение друг к другу,—не может неоказывать благоприятного воздействия [39, с. 476].

Воспитанники,которым часто напоминают об их недостат­ках, теряют веру в себя, свои силы ивозможности. Опытные воспитатели, щедро авансируя в них положительные сдвиги,проецируют хорошее поведение и высокие результаты, оказывают довериевоспитанникам, ободряют их при неудачах.

Кпринципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, принципгуманизации, требующий:                                                                                    -гуманно­го отношения к личности воспитанника;                                                   -уважения его прав и свобод;                                                                                    -предъявления ему посильных и разумно сформулиро­ванных требований;            -уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнятьпредъявляемые тре­бования;                                                                              -уважения права человека быть самим собой;                                                          -дове­дения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;          -ненасильственного формирования требуемых качеств;                                       -отказа от телесных и других унижающих достоинство личности наказаний; — признанияправа на полный отказ от формирова­ния тех качеств, которые по каким-либопричинам противоречат убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.) воспитанника[39, с. 477].

Вовсех педагогических руководствах неизменно подчерки­вается значение возрастныхи индивидуальных особенностей воспитанников,- а также необходимость учета ихличностных характеристик и возможностей. Личностные качества выража­ют оченьважные для воспитания характеристики — направ­ленность личности, ее ценностныеориентации, жизненные пла­ны, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы вдеятельности и поведении. Ни возраст, ни индивидуальные особенности (характер,темперамент, воля и др.)человека, рассматривае­мые изолированно друг от друга,не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного воспитания.

Принципличностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:              — хорошознал индивидуальные особенности тем­перамента, черты характера, взгляды, вкусы,привычки своих воспитанников;                                                               -умел диагностировать реальный уровень сформированности таких важных личностныхкачеств, как об­ раз мышления, мотивы, интересы, установки, отношение к жизни,труду, ценностные ориентации и др.;                                                    -постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и всеусложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающейпрогрессивное его развитие;                                                                                               -своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать дости­жениюцели, а если это сделать вовремя не удалось, оперативно изменял тактикувоспитания в зависимости от сложившихся обстоятельств;

-максимально опирался на активность самой личности;

-помогал в выборе целей, методов и форм самовос­питания;

-развивал самостоятельность, инициативу, самодея­тельность воспитанников, не столькоруководил, сколько организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность[39,с. 479].

Комплексноеосуществление этих требований устраняет уп­рощенность возрастного и индивидуальногоподходов, обязы­вает воспитателя учитывать глубинное развитие процессов.

Приличностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новуюнаправленность. Диагности­руются потенциальные возможности и ближайшиеперспекти­вы. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем большеребенок доверяет своему воспитателю, тем легче подчиняется его авторитету.Старшие подростки понимают уже прямую постановку за­ дач в конкретных видахполезной деятельности, активны и ини­циативны. Однако их стремление ксамостоятельности должно быть хорошо организовано педагогом. Опираясь на этуособен­ность, можно с успехом развивать высокие нравственные идеалы и чувствоответственности. Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить опостепенном снижении потенци­альных возможностей воспитанников из-за уменьшенияс воз­растом пластичности нервной системы, нарастания психологи­ ческойсопротивляемости внешнему воздействию и необратимо­сти сензитивных периодов.

Вчисле индивидуальных особенностей, на которые надо опи­раться воспитателю, чащедругих выделяются восприятие, мыш­ление, память, речь, характер, темперамент,воля. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особен­ностидовольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти надополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, безкоторых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным [39, с. 480].

Быстрыетемпы формирования личностных качеств в дет­ском и подростковом возрастетребуют действий с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация,методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем развитиявоспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однаконепосильные требования могут подорвать их веру в свои силы, привести кразочарованиям или, что на­ много хуже, к недостаточно полному, формальномувыполне­нию требований.

Особенновнимательно должны следить воспитатели за из­менением главных личностныхкачеств — направленности ценностных ориентации, жизненных планов в деятельностии поведении, оперативно корректировать процесс воспитания, направляя его наудовлетворение личностных и общественных потребностей [39,с 481].

Унекоторых воспитателей существует ошибочное мнение, что индивиду­альный подходнужен лишь по отношению к «трудным», «девиантным» детям. Бесспорно, этивоспитанни­ки нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и о «благополучных»,за внешним видом которых могут скрываться неблаговидные мысли, мотивы и поступки.Подозревать в этом, конечно, никого не следует, но внимание не­ обходимоуделять всем.

Понятьглубинные характеристики личности по внешним ак­там поведения очень сложно и невсегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте егосвоим дру­гом, союзником, сотрудником. Это кратчайший путь к верной диагностикиглубинных качеств.

 

 

 

 

Глава2. Воспитательный процесс в театральных коллективах

2.1.   Методывоспитательного процесса в театральных коллективах

Однаиз первых художественно-образовательных задач – это формирование эстетическоговосприятия, художественного мышления человека, другая задача образовательнойработы представляет обращение руководителя к проблемамнравственно-эстетического просвещения и образования участников.                                Вцелом проведение воспитательной работы в театральном коллективе опирается насистему различных форм, методов, средств. Проводится эта работа постоянно,непосредственно во время занятий и специально организуется во внерепетиционноевремя.                                                                                                       Формыхудожественно-образовательной работы можно условно разделить на основные,дополнительные и формы художественно-эстетического самообразования.                                                                                                                    Косновным формам относятся:                                                                                   -прослушивание музыки, радио-спектакля;                                                              -просмотр драматических и оперных спектаклей, балетов ;                                     -знакомство с творчеством режиссеров, драматургов, актеров, художников,музыкантов, характерными стилевыми, языковыми особенностями их произведений.

Такойработой можно охватить весь коллектив. Проводится она во время занятий,репетиций. Тематика занятий может быть самой разнообразной – от творчестваотдельного композитора, художника, драматурга, постановщика, исполнителя дообщих проблем музыкального, драматического, хореографического иинструментального творчества, влияния искусства на общественную жизнь,отражения в нем важнейших социальных событий.

Дополнительные формы воспитательной работывключают в себя:          —  коллективные или индивидуальные посещения концертов,спектаклей, лекций-концертов;                                                                                                         -посещение занятий клуба по интересам;                                                           -просмотр специальных фильмов-концертов, фильмов-спектаклей, фильмов-балетов;                                                           

-организацию тематических экскурсий.                                                           Ихпроведение организуется в свободное, удобное для участников время.

К формам художественно-эстетического самообразования относитсясамостоятельное изучение участниками теории и истории музыки, драматургии,театра, балета, музыкальной грамоты, общих проблем театрального искусства икультуры в целом. Организуется самообразование в основном в индивидуальномпорядке и не регламентируется. Это может быть и чтение участниками книг поуказанным вопросам, просмотр кинофильмов, телевизионных передач, посещение музеевс определенной целевой установкой на расширение своих познаний в интересующейобласти творчества.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.58%
НЕТ
39.42%
Проголосовало: 1304

Методы художественно-образовательной работы бывают:                              -словесные

— практические.

В каждом конкретном случае руководитель коллектива применяет наиболеецелесообразные методы образовательной работы с учетом возрастного состава,специальной подготовки, уровня художественного мышления, эмоциональнойотзывчивости, наличия потребностей и интереса к искусству у участников и сучетом тех задач, что стоят в данный период перед театром. Например, на первомэтапе цель художественно-образовательной и воспитательной работы – пробудитьили поддержать интерес участников к занятиям. Выполнение этой сложной задачи вомногом облегчается тем, что большинство участников пришли в театр именно из-завозникшего интереса к театральному творчеству. Задача руководителя –  не датьэтому интересу угаснуть, а всячески его развивать и укреплять. Нужно с первыхзанятий вводить участников в мир большого искусства, формировать у нихопределенные ценностные представления о нем. Обсуждение предлагаемогорепертуара, основных образов, исторических событий, положенных в основу тогоили другого спектакля, помогут сделать искусство явлением понятным, внутренненеобходимым для участника.  

В основу образовательных занятий в первый период могут бытьположены те произведения искусства, образность, язык, строй которых являютсязнакомыми, понятными, известными с детства. Но в данном случае нужно оговориться,что на начальном этапе знакомство должно быть общего плана, без углубления вспецифику языка, выразительных средств данного искусства. Такое широкоеобращение к известному в «художественном багаже» участников служит болеемобильному отысканию точки опоры для построения образовательной работы вдальнейшем. В будущем же нужно больше ориентироваться на тот жанр искусства, вкотором совершенствуется исполнитель. Учебно-творческая, образовательная иисполнительская деятельность будут сливаться воедино, увеличить интенсивность процесса воспитания участников.                                             

Другойметод знакомства с искусством может практиковаться на более позднем этапе, вколлективе, имеющем достаточно сформированные навыки художественного восприятияи расшифровки его содержания.                                Тот путь, которыйоправдывал себя на начальном этапе, теперь снижает активность самих участников,сообщает им в готовом виде и подтекст воспринимаемого искусства, который им былобы интереснее познать самим.

Задачахудожественно-образовательной работы – научить участников театральногоколлектива максимально развить способности к аналитическому мышлению и пониманиюискусства. Для этого перед прослушиванием, просмотром спектакля, балета,оперы, танца,фильма руководителем ставятся определенные задания, ответы на которые каждомуучастнику нужно найти самостоятельно. Чтобы ответить на поставленные вопросы,участники должны точно определить свое отношение к художественному произведению,причем не только определить, но и аргументированно его сформулировать иобъяснить.  

Экспериментальнаяработа, проводимая по подобной методике в различных театральных коллективах,позволяет говорить о ее большой эффективности и целенаправленности. В этомслучае восприятие искусства, когда человек ограничивается его пассивнымпросмотром, переходит в активно осознанное. Формируются определенные установкиили оценочные исходные позиции. При таком подходе к искусству человеку уженельзя «навязать» таких произведений, которые не соответствуют личнымпредставлениям и вкусам[17, с. 77].        

Вцелях повышения эффективности художественно-образовательной и воспитательнойработы, придания ей элементов самостоятельности можно использовать проблемнуюметодику. В отличие от традиционной методики проведения процесса обучения,когда сообщается участникам «готовая» информация об искусстве, эстетике, проблемноеобразование предполагает более активную умственную и эмоциональную деятельностьучастников[27, с. 56].

Однойиз эффективных форм развития активности участников и одновременно воспитания ихэстетического вкуса, нравственной культуры является постановка и решение впроцессе занятий учебно-тренировочных задач. Использование их возможно и в художественно-образовательнойработе. Ведь активность личности развивается в том случае, если она сама будетрегулярно участвовать в практическом решении тех или иных задач. Это качествоне формируется лишь теоретическим усвоением правильных рецептов и сведений –как делать. Важно, чтобы человек самостоятельно применял полученные знания ибыл бы в состоянии осуществить задуманное. А это очень важно для лиц, занимающихсяискусством, творчеством.

Различные аспекты подготовки участников – овладение определеннымитворческими навыками, воспитание многообразных качеств психологических, социально-гражданских,творческих – можно рассматривать как задачу проблемного обучения.

Его основные принципы и идеи могут быть использованы и в работе сучастниками художественного коллектива. Конечно, специфика организацииучебно-воспитательного процесса в этом случае обусловливает необходимость творческогопреломления методов проблемного обучения руководителем. Преломление этоопределяется тем, что в театральном коллективе процесс овладения знаниями носитвыборочный характер, т. е. участники в общем потоке информации выбирают иусваивают только интересующее их. Поэтому в подборе учебного материаларуководитель должен учитывать весь комплекс особенностей постановки задач, стем чтобы каждая из них лежала в русле основных интересов участников. При ихпостановке необходимо учитывать и различный уровень подготовленности членовколлектива: давать задачи несколько заниженного уровня, с тем чтобы их решениене вызывало больших затруднений. Задачи на опережение развития возможны лишьдля постановки на длительный срок выполнения – их можно отнести ксамостоятельным или домашним заданиям. Руководитель должен видеть целевоеназначение – воспитательное, художественное, техническое – каждой предлагаемойзадачи, т. е. конечный практический ее выход. Ее постановка должна отличатьсякорректностью, определенностью, а содержание и требование – точно переданоучастникам.

Эффективное применение задач в учебно-воспитательных целяхвозможно лишь в том случае, если участники самостоятельно, активно творческизанимаются поиском решений, правильных ответов. Сверхзадачей этого условияявляется развитие и укрепление навыков самостоятельного применения полученныхзнаний при рассмотрении художественно-исполнительских инравственно-эстетических проблем[29, с. 105].

Развивая эти способности путем постановки определенных задачнепосредственно после восприятия искусства, тем самым мы решаем одну изважнейших проблем педагогики – воспитание активной позиции личности.                 Вприведенных методах художественно-образовательной работы искусство использовалиглавным образом как иллюстрацию к устному сообщению, раскрывая тем самым егосодержание, главные темы, идеи, проблематику. Речь при этом выполняла главную»нагрузку, а произведение искусства лишь подтверждало сказанное. Прииспользовании проблемных методов в образовательной работе искусство предстает ввиде самостоятельной образной «загадки», ответ на которую нужно отыскать всамом его тексте.                                                                                     Такаязадача реализуется с помощью художественно-познавательных заданий самогоразличного характера:                                                                                            -писать (пересказать) эмоционально-чувственное состояние в момент восприятия тойили иной пьесы, песни, танца;                                                                          -описать выразительную сторону прозвучавшей музыки, просмотренногодраматического произведения;                                                                                           -определить жанр, стиль исполняемого произведения, направление, к которому онопринадлежит;                                                                                                       -доказать свое понимание содержания конкретного произведения искусства (опровергнутьпринятое суждение о нем);                                                                           -подобрать, сочинить краткий лейтмотив (эпиграф) к данному произведению;         -провести аналогии из других видов искусства – живописи, архитектуры, танца,литературы, музыки, назвать произведения, образность которых имеет сходство собразностью, эмоционально-художественным содержанием прослушанных песни,симфонического произведения, просмотренного танца и т. д.       Поиски ответовна эти вопросы резко обостряют внимание, возбуждают эвристические способностиучастников. Задачи должны быть при этом достаточно простыми, их решение можетбыть найдено, если опираться на ранее усвоенный материал. В процессе восприятияискусства могут дополнительно ставиться наводящие вопросы, чтобы проверитьусвоение материала по ходу.

Вместе с тем следует подчеркнуть: нельзя представлять дело такимобразом, что художественно-образовательная работа, пусть и хорошоорганизованная, регулярно проводимая, сразу же изменит человека, нравственнооблагородит. Процесс воспитания, тем более перевоспитания, –  сложный,определяемый целым рядом косвенных факторов и включающий в себя как бынесколько этапов.                           На первом этапе вырабатываютсянравственные и эстетические ориентации только в области художественных явлений.На втором этапе полученная информация, эмоционально-чувственная,нравственно-эстетическая, из художественных произведений переводится в целевыеустановки личности. На третьем этапе происходит переосмысливание и изменениедействий человека в соответствии с выработанными целевыми установками[20, с. 71].                             Дваначальных этапа протекают в виде эмоциональных переживаний, ощущений. Третийэтап – всегда конкретно-зримое их проявление в форме поступков, действий,поведения. Таким образом, рассматривая воспитание общей культуры поведения, социальноценных качеств как конечную цель педагогического процесса в условияхсамодеятельного коллектива, упор в проводимой работе необходимо делать наразвитие таких качеств, как:                                                          -умение «расшифровывать» искусство;                                                                    -воспитание эстетического вкуса;                                                                             -развитие творческих и специальных навыков и приемов, которые можнорассматривать как определенные профессиональные качества актера.

Этот процесс опирается и на систему нравственного просвещения иобразования участников. Каждый руководитель в зависимости от степени овладениятеми или другими методами, личных привязанностей предпочитает использоватьопределенный путь воздействия на участников. Чаще всего это убеждение. Вместе стем для возвышения нравственного потенциала личности, развития ее активности исамостоятельности, повышения культуры деятельности важно постоянно обновлять иобогащать арсенал используемых форм и методов, в частности поддерживатьсамостоятельные начинания участников, чаще апеллировать к их мнению, втягиватьв активную критическую деятельность и т. п. Специально некоторые темы могутвыноситься на обсуждение, стать предметом особого разговора. Они чаще всегосвязываются с этикетом и культурой поведения. В этой сфере наблюдается особомного случаев нарушений и отступлений от общепринятых норм. Причем большинствонарушений является следствием обычного незнания соответствующих правил.Совместная художественная деятельность, постоянные деловые и личностныеконтакты позволяют руководителю исподволь вносить коррективы в поведение участников. Впрактике нравственно-образовательной работы «чистого» применения одного изметодов не встречается. При определяющем значении одного из них действуетнесколько других, отличающихся по способу воздействия на личность [18, с. 43].                                                                                                            Воспитаниецелостного облика человека возможно при одновременном применении разных методоввоздействия, в их комплексном варианте и в процессе активной самостоятельнойнравственно-образовательной и художественной деятельности. Таким образом,исполнительская, учебно-творческая, художественно-образовательная инравственно-просветительская деятельность среди участников выступает единымпедагогическим процессом. Одно связано с другим как по формам и методаморганизации и проведения, так и по своей конечной цели – подготовке эстетическиобразованного, высоконравственного человека.                            Художественно-образовательнаяработа включает в себя два взаимосвязанных момента: просмотр, прослушивание ианализ участниками художественных произведений и овладение теоретическимизнаниями о конкретном жанре искусства. Прослушивание или просмотр призванырасширить общий кругозор человека, обеспечить накопление им художественно-эстетическихвпечатлений, повысить уровень восприятия и оценки произведений, искусства,способствовать совершенствованию художественного и исполнительского мастерства.        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблемаиндивидуального подхода к личности в процессе обучения и воспитания влюбительском театральном коллективе настолько актуальна, что ее изучениюпосвящены не только методические труды в сфере культурно-досуговойдеятельности, но, а также в психологии и педагогике.

Принципличностного подхода заключается в необходимости постоянно учитыватьиндивидуальные качества и особенности личности каждого участника творческогоколлектива, использовать при этом индивидуальную методику обучения ивоспитания.

Индивидуальныекачества и способности играют огромную роль, именно в художественнойдеятельности и организации учебно-творческого процесса. В зависимости отспособностей, индивидуальных склонностей и свойств участников определяетсяметодика работы с коллективом. Это предполагает знание руководителем психических,физических, художественно-творческих свойств каждого участника.

Безчетко сформулированного личностного подхода к каждому отдельному участнику творческогоколлектива невозможна и плодотворная педагогическая и воспитательнаядеятельность всего коллектива. Руководитель коллектива обязан знатьиндивидуальные особенности каждого участника, и исходя из них строить как своюпедагогическую деятельность, так и творческую атмосферу всего коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Алексеева, Л.Я. Самодеятельность: Опытвоспитательной работы [Текст] / Л.Я. Алексеева. — М.: Профиздат, 1970. — 48 с.

2.     Алексеева,Л.Я. Для воспитания, просвещения и разумного отдыха: художественнаясамодеятельность и воспитание нового человека [Текст]. / Л.Я. Алексеева. — М.:Сов. Россия, 1976. — 127 с.

3.    Антология педагогической мысли Россиивторой половины XIX – начала XXв. [Текст] //  сост. П.А. Лебедева — М. : Педагогика, 1990. — 608 с. : ил.

4.    Аристотель, Поэтика. Об искусстве поэзии[Текст] / пер. с древнегреческогоВ.Г.Аппельрота, ред. пер. и  коммет.Ф.А.Петровский. — М. : Гос-ное из-во худ.лит , 1957. — 187 с.

5.    Бакланова, Н.К. Профессиональноемастерство специалиста культуры [Текст] : учеб.пособ. / Н.К. Бакланова, В.С.Кузин, Н.Г. Самарина. — М. : МГУКИ, 2003. — 290 с.

6.     Богачевская,К.Г. Самодеятельное художественное творчество [Текст] : учеб. / К.Г.Богачевская. — М. : Знание, 1997. — 80 с.

7.     Васильев,Ю.А. Сценическая речь: восприятие, воображение, воздействие [Текст] :учеб.пособ. / Ю.А. Васильев. – СПб. : Вектор, 2007. – 432 с.

8.    Возрастная психология: детство,отрочество, юность [Текст] / сост. и науч. редакторы В.С.Мухина, А.А.Хвостов. -М. : Академия, 2008. — 624 с.

9.     Гильвеций,К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании [Текст] /К.А.Гильвеций. – М. : СОЦЭКГИЗ,1938. – 484 с.

10. Гиппиус, С.В. Актерский тренинг:гимнастика чувств [Текст] / С.В. Гиппиус. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. — 337 с.

11.Голубовский, Б.Г. Шаг в профессию [Текст]/ Б.Г. Голубовский. – М. : ГИТИС, 2008. – 392 с.

12. Горчаков, Н. М. Работа режиссёра надспектаклем [Текст] / Н.М. Горчаков. — М. :Госкультпросветиздат, 1955. – 84 с.

13. Ершов, П.М Темперамент. Характер.Личность [Текст] / П.М. Ершов, В.П. Симонов. – М. : Наука, 1984. – 163 с.

14. Ершов, П.М. Технология актерскогоискусства [Текст] / П.М. Ершов.  — М.: Горбунок, 1992. – 176 с. 

15. Ефремов, А.Л. Формирование личности вусловиях любительского коллектива. – СПб., 2011. – 244с. 

16.Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссёра[Текс] : учеб.пособ.  / Б.Е. Захава . — 4-е изд., испр. и доп. — М. :Просвещение, 2008. — 334 с.

17. Зимина, Л.Т. Духовное возрождение России[Текст] : сб. научных трудов / Л.Т. Зимина – Саратов : Изд-во «Научная книга»,2008. — 453с.

18. Калинина, С.А. Духовная культура России[Текст] / С. А. Калинина. – М. : Просвещение, 2008. – 440с.

19.Каменская,Е.Н. Психология развития и возрастная психология [Текс] : конспект лекций / Е.Н. Каменская. — 2-е изд., перераб. и поп. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 251 с.

20.  Каргин,А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе [Текст] /А. С. Каргин. – М.: Просвещение, 2011. – 560с. 

21. Карпушкин, М.А. Уроки мастера: конспектыпо театральной педагогике А.А. Гончарова [Текст] / М.А. Карпушкин. — М. : ГИТИС,2005. -216 с.

22. Киселева, Т.Г Основы социально-культурнойдеятельности [Текст] / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, — М: АСТ, 2011. — 323с.

23.Кнебель, М.О.Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли [Текст] / М.О. Кнебель. —3-е изд.- М.: Искусство, 1982. — 119 с.

24. Кравченко, А.И. Социология [Текст] :учеб. / А.И. Кравченко – М. : Проспект, 2008. – 535 с.

25.  КрасилоА.И. Психология обучения художественному творчеству [Текст] : учеб.пособ. /А.И. Красило. — М. : Просвещение, 1998. 75 с.

26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненныйцикл развития человека [Текст] /.И.Ю.Кулагина, В.Н  Колюцкий. – М. , 2004.

27.  КусковМ.Н. Культурное возрождение, как перелом… — М., 2008. – 373с. 

28. Мастерство режиссёра. Второй курс. Сборник научныхтрудов. М.: ГИТИС, 1988. – 243 с.

29. НезнанскийЕ.И. Культура, которая живет… — М., 2009. – 228с. 

30. НовскийЛ.А. Ступени мастерства / Л.А.Новский. М.: Сов.Россия, 1981. – 125 с.

31. Основы законодательства РФ о культуре[Электронный ресурс] // режим доступа: http://base.garant.ru/

32.Пархомчук, Г.С. Общаться с подростком.Как? [Текст] / Г.С. Пархомчук. – СПб. : Вектор, 2009. – 208 с.

33. Педагогика / Под ред. Ю. К. Кабанского. –М. :Просвящение, 1983. –279 с.

34. Педагогика [Текст] : учеб.пособ. / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М. : Школа-экспресс, 1998.– 512 с.

35. Педагогикашколы [Текст] : учеб.пособ. / Под.ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1977.– 234 с.

36. Педагогическая психология [Текст] : учеб./ А.И.Савенков. – М. : Академия, 2009. – 416 с.

37. Педагогический поиск [Текст] / Сост. И.Н.Баженова. — М. : Педагогика, 1988. — 544с.

38.Подласый, И.П. Педагогика : теория итехнологии воспитания [Текст] : учеб. / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп.— М. : ВЛАДОС, 2007. — 463 с.

39.Подласый, И.П. Педагогика [Текст] : учеб./ И.П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 1996. – 432 с.

40.Попов, П. Г. Жанровоерешение спектакля [Текст] / П. Г. Попов. – М. : Сов. Россия, 1986. — 140 c.

41. Психология и педагогика [Текст] :учеб.пособ. / В.А. Сластенин, В.П.Каширин. — 7-е изд., М. : Академия, 2008. –480 с.

42. Семенов, А.М. Основы драматургии досуга [Текст] :учеб.пособ. /А.М. Семенов. – Владимир : Изд-во Владим.гос.ун-на, 2007. – 252 с.

43. Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех[Текст] : книга для будущих родителей / С.Л. Соловейчик. – М. : Детскаялитература, 1987. – 363 с.

44. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] : учеб./ И.В. Шаповаленко. – М. :Гардарики, 2005 -349 с.

45. Эфрос, А.В. Профессия: режиссер [Текст] /А.В. Эфрос. — М. : Искусство, 2006. -367 с.

46. Эфрос, А.В. Репетиция — любовь моя[Текст] / А.В. Эфрос. — М. : Искусство, 2010. — 318 с.

47. Якрушев, В.М. Объятья тишины: как создатьблагоприятную атмосферу в коллективе [Текст] / В.М. Якрушев. – М. : АСТ-Пресс,2010. – 200с.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.58%
НЕТ
39.42%
Проголосовало: 1304

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.58% НЕТ 39.42% Проголосовало: 1304


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.58% НЕТ 39.42% Проголосовало: 1304


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.58% НЕТ 39.42% Проголосовало: 1304


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.58% НЕТ 39.42% Проголосовало: 1304


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.58% НЕТ 39.42% Проголосовало: 1304


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет