Возрастныеособенности эмоциональной экспрессии детей старшего дошкольного возраста
Л.С. Выготскийопределял эмоции как «центральное звено» психической жизни человека, и преждевсего ребенка. Эмоции организуют, предвосхищают и оценивают деятельностьсубъекта.
Н.С. Ежкова всвоих работах говорит о том, что эмоциональный способ взаимодействия сокружающими людьми является для ребенка первичным и искренним, поэтомусодержание и характер социально-эмоциональных проявлений детей в дошкольномвозрасте представляют особый интерес для исследователей и практическихработников.
Н.Е. Разенкова, Т.В. Гребенщикова в своих работах рассматриваютдошкольный возраст как сензитивный для развития эмоциональной экспрессии, таккак в основе эмоционально-экспрессивного развития лежит познание самого себя иидентификация себя с другими. Выразительные движения являются одним из средствобщения: эмоции и чувства дошкольников сопровождаются проявляются в мимике,пантомимике, голосовых реакциях.
А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др. отмечают, что развитиеэкспрессивной стороны эмоций зависит от социальной среды и когнитивного уровняразвития ребенка. В своих исследованиях К. Э. Изард рассматривал эмоциональнуюэкспрессию как канал связи, по которому ребенок транслирует сигналы,привлекающие внимание взрослых.
К. Саарни говорил о том, что именно в старшем дошкольном возрасте ребенокначинает осознанно соотносить свои эмоциональные выражения с эмоциональнымивыражениями других людей, поскольку при взаимодействии с окружающими у ребенкапоявляется необходимость сознательно управлять эмоциональной экспрессией. Такимобразом, научаясь, в процессе социализации, использовать определенные выражениялица при взаимодействии, ребенок стремится получить необходимый результат.Использование определенных выражений эмоциональной экспрессии поощряетсяобществом, и тем самым закрепляется в поведении ребенка.
Н.С. Ежкова отмечает, что в старшем дошкольном возрасте основное вниманиеуделяется сбалансированности всех составляющих эмоциональной экспрессии иразвитию выразительности в оформлении моторных механизмов экспрессии, а такжеподдержке индивидуально-неповторимого почерка образной передачи движений.
В исследованиях М. А. Кузьмищевой отмечается, что структура представленийоб эмоциях формируется к концу старшего дошкольного возраста. Следовательно,ребенок способен субъективно переживать эмоциональные состояния и научаетсяиспользовать эмоциональную экспрессию для регуляции отношений.
Эмоциональная экспрессия на каждом этапе становится социальнообусловленной. Рассматривая особенности восприятия эмоций, А.М. Щетининауказывает на то, что в понимании детьми эмоциональных состояний мимика ипантомимика играют роль значимых сигналов к 6 годам. В каждой лицевойэкспрессии дети выделяют выражение глаз и мимическую складку рта. Ею быливыявлены типы восприятия эмоций по экспрессии, которые могут рассматриваться икак уровни развития этого умения: довербальный тип, диффузно-аморфный тип,диффузно-локальный тип, аналитический тип, синтетический тип,аналитико-синтетический тип.
В работе Г. А. Золотняковой указано, что только в возрасте шести летребенок научается дифференцировать представления об экспрессии человека. Напервый план в восприятии выступают те качества, которые в данных условияхприобретают особое значение.
Несколько иной аспект подчеркивается в исследовании Н.Д. Былкиной, направленномна анализ способности детей разного возраста соотносить причины эмоций ивнешнее проявление. Автором отмечается, что в возрасте 6-7 лет у ребенкавозникают первые попытки учитывать при анализе состояния сразу два источникаинформации: ситуации и выражения лица. В результате ребенок называет двачувства, следующие одно за другим, либо два чувства, относящиеся к разнымпредметам. И только примерно после 7 лет происходит полное совмещение двухисточников информации и ситуации, и выражения лица.
На основании проведенного исследования А. С. Золотнякова выделяет двавида представлений об экспрессивных средствах – свободные и контекстные, гдекаждый вид имеет свои особенности проявления и функционирования. Свободныепредставления характеризуются отсутствием регламентации определенной ситуации,а контекстные – напротив, ее присутствием.
Эмоциональная экспрессия также проявляется в звуковых и речевых средствахвыразительности, поведенческих действиях человека при эмоциональныхпереживаниях высокой интенсивности.
Термин «воспроизведение эмоций» используется в одном ряду с термином«кодирование эмоций» при некоторых различиях в значениях, связанных схарактеристиками произвольности эмоциональных процессов. В первом случае речьидет о произвольном кодировании эмоциональных состояний экспрессивнымисредствами, преимущественно их мимическом выражении. Понятие «эмоциональноекодирование» имеет более широкое значение и определяет выражение эмоции, какнепроизвольного реагирования, так и произвольного трансформированноговоспроизведения. Способность трансформировать экспрессивное выражение тех илииных эмоций в контексте социализации, и есть специфическая особенность(функция) эмоциональной регуляции как одного из базовых факторовэмоционального развития ребенка.
Отечественными исследователями получены данные, позволяющие расширитьпредставления о произвольном искажении экспрессивного значения переживаемыхэмоций детьми дошкольного возраста.
Компонентами структурыидентификации эмоций у детей дошкольного возраста Е.И.Изотова называет:восприятие экспрессии, анализ соответствия экспрессивных признаковопределенному эмоциональному содержанию, понимание эмоционального содержания,сопереживание (сочувствие) эмоциональному состоянию.
Е.И.Изотова иЕ.В.Никифорова выделяют следующие аспекты представлений об эмоциях:представления об обобщенном эмоциональном явлении; представления обамбивалентности эмоций; представления об экспрессивном выражении эмоций(мимика, пантомимика, речь, вегетативные реакции, двигательные реакции); представленияо ряде эмоциональных модальностей; представления о содержании эмоциональныхпереживаний; представления о социально-культурных нормах эмоциональноговыражения.
Таким образом, можно отметить, что с возрастом увеличивается социальнаяобусловленность эмоциональной экспрессии, возрастает количество источников,используемых для понимания эмоционального состояния. В онтогенезе такжепроисходят качественные изменения понимания эмоциональной экспрессии.
