1) Маша научилась вышивать крестом и гладью цветы и птиц.
2) Сначала Маша выбирает необходимые нитки и схемы вышивок.
3) Подбери Маша нужную цветовую гамму для вышивки сирени.
4) Научи-ка ты Машу вышивать разными приёмами.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.
2) Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!
3) Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.
4) В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.
ПР по русскому языку — 5 класс. Задание 3. Орфоэпические нормы
1. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Звонить, портфель, столяр, облегчить.
2. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Красивее, гнала, кухонный, жалюзи
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Щавель, перезвонит, документ, диалог.
4. Поставьте знак ударения в следующих словах.
(Будьте) добры, диалог, звонишь, начали.
5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Ворота, звонят, квартал, создала.
6. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Брала, документ, инструмент, столяр.
7. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Досуг, красивее, квартал, средство.
8. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Магазин, поняла, инструмент, алфавитный.
9. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Баловать, включишь, дефис, звонить.
10. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Торты, облегчить, красивее, квартал
Демоверсия ВПР по русскому языку 5 класс 2020
5 класс
Задание 1 10324 Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Кр..сив и п..чален русский лес ранн__ осен..ю. На з..л..том фон.. пож..лтевшей листвы выд..ляются яркие пятна красно-ж..лтых клёнов(1) осин. Медленно кружатся в воздух.. и тихо л..жатся на землю лист..я.(4) От дер..ва к дер..ву прот..нулись бл..стящие с..р..бристые нити лё(г/х)кой паутины. Отцв..тают(2) поз..ние цв..ты. Пр..зрачен и чист осенний воздух пр..зрачна в..да в л..сных канавах овра(ш/ж)ках и руч..ях. Тихо в осенн..м л..су, лишь ш..лестит под н..гами опавшая листва. Иногда тонко просв..стит где-то в кустах ря(б/п)чик протенька..т с..ница(3) пром..лькнёт среди сосен дроз(д/т). Ле(г/х)ко и привольно дыш..тся в осенн..м л..су. И долго (не)хоч..тся ух..дить из него. | ||||||||||||||||||||
Задание 2 10325 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы: (1) — фонетический разбор . (2) – морфемный разбор . (3) – морфологический разбор . (4) – синтаксический разбор предложения. | ||||||||||||||||||||
Задание 3 10309 Поставьте знак ударения в следующих словах. Магазин, поняла, инструмент, алфавитный. | ||||||||||||||||||||
Задание 4 10326 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
|
||||||||||||||||||||
Задание 5 10327 Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения. 1) По словам Вани в краеведческом музее проходит новая выставка 2) Ваня сказал что в краеведческом музее он побывал впервые 3) Ваня расскажет о посещении музея громко объявил Павел Петрович 4) Что тебе понравилось в краеведческом музее Ваня | ||||||||||||||||||||
Задание 6 10328 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Для нового выпуска школьной газеты мы берём интервью у учителей и старшеклассников. 2) Таня помогает редактировать заметку о победителях конкурса. 3) Этот выпуск газеты дорогие ребята посвящается юбилею нашей школы. 4) Помоги-ка выбрать цвет и размер шрифта для первой полосы газеты. | ||||||||||||||||||||
Задание 7 10329 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1) Друзья познаются в беде и об этом все знают. 2) Друг всегда поможет в трудную минуту и выручит тебя. 3) Настоящая дружба растёт и крепнет год от года. 4) Друг поймёт тебя с полуслова и даже без слов. | ||||||||||||||||||||
Задание 8 10330 Определите и запишите основную мысль текста. текст 2 (1)Много практических задач по математике и физике решил греческий учёный Архимед, имя которого хорошо известно всему миру. (2)За свою жизнь он сделал так много, что рассказывать об этом подробно надо в отдельной книжке. (3)Особую славу Архимеду принесли изобретения, многие из которых живут и по сей день. (4)Например, каждая хозяйка, сама того не зная, часто пользуется «винтом Архимеда». (5)Главную часть мясорубки — винт, который вертится внутри трубки и толкает мясо к ножам, — изобрёл Архимед две с лишним тысячи лет назад. (6)Он придумал его, конечно, не для мясорубки, а для насосов, которыми в его время качали воду на поля. (7)Архимед жил не в самой Греции, а в греческой колонии – небольшом городе Сиракузы, на острове Сицилия. (8)Когда Архимеду было около семидесяти лет, в двести двенадцатом году до нашей эры его родной город осадили войска могущественного Рима и потребовали сдаться. (9)Но гордые сиракузцы решили обороняться. (10)Одним из руководителей обороны стал Архимед. (11)Под руководством учёного горожане построили много военных машин для метания тяжёлых камней и брёвен. (12)Благодаря этим машинам почти год греки отбивались от многотысячных римских войск, но римляне всё-таки ворвались в город и перебили почти всех его жителей. (13)Среди погибших был и Архимед. (14)Предание гласит, что, когда римский солдат уже замахнулся на Архимеда мечом, тот крикнул: «Не трогай мои чертежи!» (По И. Депману) | ||||||||||||||||||||
Задание 9 10331 Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Архимед был верен изобретательству всю жизнь? Запишите ответ. | ||||||||||||||||||||
Задание 10 10332 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7−10 текста. Запишите ответ. | ||||||||||||||||||||
Задание 11 10333 В предложениях 8−10 найдите слово со значением «защищаться, отражая вооружённое нападение противника». Выпишите это слово. | ||||||||||||||||||||
Задание 12 10334 В предложениях 7−8 найдите антоним к слову «чужой» и выпишите его. |
ВПР по русскому языку за 5 класс 2019 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 4
Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Текст 1
Отец бе с шумно з а кидывает удо чк и(4). Я нап о лняю(2) ведро водой из пруда, наб и раю в воду траву и жду. Красные п о плавки едва к а чаю тс я на воде. Потом один из них в з драгива е т, пускает лё г кие круги, внезапно ныря е т и быстро плывёт в ближние камыш и. Отец(1) подс е кает и леска н а тягивае тс я. Ж ё сткое удилище с г и бае тс я в дугу, и в туман е над прудом начинае тс я бульканье, плеск и возня. Вода ра з бегае тс я и к а чает кувш и нки. Тор о пливо уносятся во все стороны ж у ки-водомеры и вот в з а гадо чн ой глубине по я вляе тс я золотой блеск. И не разб е рёш ь ‚ что это такое. Отец выв о лакивает на примятую траву т я жёлого(3) карася.
Задание 2. Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) Фонетический разбор: отец (1)
о — [а] — гласный, безударный
т — [т’] — согласный, глухой, мягкий
е — [э] — гласный, ударный
ц — [ц] — согласный, глухой, твёрдый
4 буквы, 4 звука, 2 слога
(2) Морфемный разбор (по составу): наполняю (2)
на- — приставка
-полн- — корень
-я- суффикс
-ю — окончание
(3) Морфологический разбор: тяжёлого (3)
1) тяжёлого (карася) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: карася (какого?) тяжёлого .
2) начальная форма — тяжёлый . в единственном числе, в винительном падеже, в мужском роде .
3) в предложении является определением.
(4) Синтаксический разбор: Отец бесшумно закидывает удочки. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: отец (подлежащее), закидывает (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (закидывает) удочки — дополнение . (закидывает) бесшумно — обстоятельство.
Задание 3. Поставьте знак ударения в следующих словах: столЯр, облегчИть, ворОта, нАчал
Задание 4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении. Торопливо уносятся во все стороны жуки-водомеры и вот в загадочной глубине появляется золотой блеск.
СПРАВКА. Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимении (или личное местоимение), союз, частица.Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.
Задание 5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения. 1. Мошкин ты почему опять смеёшься на уроке. 2. Любовь Ивановна поинтересовалась Старченков сегодня в школу приходил. 3. Я попрошу старшеклассников чтобы они перенесли стулья в зал. 4. По словам пожарных возгорание было быстро потушено
Ответ: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:Любовь Ивановна поинтересовалась: «Старченков сегодня в школу приходил?» 2) Составление схемы предложения:А: «П?»
Задание 6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1. Ребята рассказали нам во всех подробностях о произошедшем.
2. Я остановился в недоумении и быстро оглянулся.
3. Ступай Иван на почту за письмом!
4. Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камней.
Ответ: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинанияСтупай, Иван, на почту за письмом!. 2) объяснение основания выбора предложения 6 Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.
Задание 7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1. Ветер внезапно налетел и помчался со свистом по полю
2. Заря запылала пожаром и охватила полнеба
3. Я согласился на его предложение и сел в тарантас
4. Болезнь застала меня в гостинице и я послал за доктором
Ответ: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания
Болезнь застала меня в гостинице, и я послал за доктором. 2) объяснение основания выбора предложения
Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.
Текст 2
(1) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. (4) Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. (5) Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив крылышки.
(6) Моя собака медленно приближалась к нему. (7) Вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой. (8) Весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул он раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. (9) Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище! (10) Но всё его маленькое тело трепетало о ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! (11) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (12) И всё-таки он не мог усидеть на свое высокой, безопасной ветке… (13) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
(14) Мой Трезор остановился, попятился… (15) Видимо, и он признал эту силу. (16) Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.
(17) Да, не смейтесь. (18) Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед её порывом. (19) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (20) Только любовью держится и движется жизнь.
(По И. С. Тургеневу)
Задание 8. Определите и запишите основную мысль текста. Ответ: Любовь сильнее страха и сильнее смерти (или: Любовь — основа жизни)
Задание 9. Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что старый воробей очень боялся собаки? Ответ: Всё тело старого воробья трепетало от ужаса, его голос от страха охрип
Задание 10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 2-4 текста. Запишите ответ. Ответ
Повествование
Задание 11. В предложениях 8-10 найдите слово со значением «испытывать дрожь при сильном волнении». Выпишите это слово. Ответ. Трепетало
Задание 12. В предложениях 2-5 найдите антоним к слову «старый» и выпишите его. Ответ. Молодого.
Класс
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В тундр.. — в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие3 и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах.
Вода всюду1. Ступ..ш.. ногой в мох — и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч.ку — и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док — и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разрастающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя.кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра.кой и в..сенним мхом, похожем на ц..плячий пух.
В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся.4 Вдруг зам..рает2 под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.
Ответ
Задание 2.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор .
Ответ
(2) — морфемный разбор .
Ответ
(3) — морфологический разбор .
Ответ
(4) – синтаксический разбор предложения.
Ответ
Задание 3.
Поставьте знак ударения в следующих словах.