Министерствообразования и науки Республики Башкортостан
Государственноеказенное Серафимовское специальное учебно-воспитательное общеобразовательноеучреждение закрытого типа
Докладна психолого-педагогическом семинаре на тему:
«Волонтерствокак одно из средств
духовно-нравственноговоспитания подростков»
Педагог-психологСтрельникова Е.А.
с.Серафимовский, 2022 год
Рольволонтерского движения в воспитании молодежи.
Руководитьдуховно-нравственным воспитанием –
этозначит создавать тот моральный тонус школьной
жизни, который выражается в том, что каждый
воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся
и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце.
В. Сухомлинский
В системе воспитательной работы нашей школы одно из важнейших мест насовременном этапе отдано инновационным методам. Согласно определению инновация- это использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг,новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Исходяиз этого, любая инновация предполагает введение чего- то нового. Инновация ввоспитании, прежде всего, означает введение нового в цель, содержание, методы иформы воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателя,классного руководителя, обучающихся, родителей, окружающего социума. Такимобразом, использование инновационных методов обусловлено переходом к воспитаниюразносторонней личности, созданию условий для самореализации, саморазвития идостижения успеха.
Стремление к объединению – естественнаяпотребность подросткового возраста. Любой подросток по мере своего взросления исамосознания стремится к контакту с ровесниками. Объединяясь в различныегруппы, компании, команды, ребята тем самым объединяют свои знания,практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретной цели вучебной, трудовой, досуговой, общественно полезной деятельности.
Участие подростка в работе молодежногодвижения, организации – это в первую очередь проверка своих сил, возможностей,умения общаться, способность понимать другого, быть понятым самому. Вот почемув период взросления важно приобщить подростков к социально – значимойдеятельности, важна школа нравственно – гуманных отношений, играющих решающуюроль в формировании личности.
Организация деятельности волонтерских отрядовпозволяет создать условия для формирования системы духовно–нравственныхценностей у ребят. Это гарантия того, что ребята станут открытыми, честными,милосердными людьми. Волонтерство формирует готовность подростков к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемамдругого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешномунравственному становлению подростков. Но научить подростков проявлять чуткость,сердечность, внимание невозможно без пробуждения в них чувств беспокойства обокружающих людях: о родителях, бабушке, дедушке, больных сверстниках. Забота одругих становится внутренним качеством молодого человека только тогда, когда онсам активно принимает участие в добрых поступках, учится присматриваться кфизическому и душевному состоянию окружающих людей.
Волонтерство – это не только призвание, но иобраз жизни. Волонтер получает возможность реализовать себя с новойстороны, проявить свои таланты и способности, получить полезные знания,но важнее всего – получить возможность изменить к лучшему жизнь кого-то,кто в этом нуждается! В основе любого волонтерского движения лежит старый какмир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому – это однаиз важных христианских ценностей.
Наш волонтёрский отряд «Открытые ладони»существует в нашей школе уже несколько лет и занял прочную позицию в рядахпомощников Серафимовскому дому-интернату для умственно-отсталых детей,Верхнетроицкому психоневрологическому интернату, детскому саду. Наши парниучаствуют в Вахте Памяти, заботятся о сохранности лесов и водоемов, высаживаютдеревья и собирают мусор. Духовой оркестр и кукольный театр нашей школы известныдалеко за пределами поселка. Сбор батареек и крышечек, облагораживание Стелыгероев, помощь приюту для животных, участие в различных акциях и мероприятиях –далеко не полный печень добрых дел наших воспитанников.
Одним из важнейшихкачеств, которое формируется в результате организации волонтерства, являетсяэмпатия – способность сочувствовать, сопереживать другому. Работаволонтерского отряда направлена на развитие личностных качеств спецшкольников,формирование навыков общения, лидерства, а также активного и ответственногоподхода к жизни.
Особой популярностью среди членов волонтерского отряда пользуютсямероприятия и акции, требующие активности, собственной инициативы, дающие возможностьпочувствовать себя в новой социальной роли, ощутить свою необходимость исоциальное значение, почувствовать, что твои действия могут помочь другомучеловеку. В волонтерскую группу входят нетолько ребята с положительной характеристикой, но и те, кто не отличалисьхорошим поведением в момент вовлечения их в эту деятельность. В ходе реализации разных акций их поведениеизменяется в лучшую сторону.
В2021 году в Ассамблее инициатив юношества, проходившей на базе ИшимбайскогоСУВУ, наши волонтеры Медведев Александр и Галиакберов Марсель, заняли почетное II место среди Российских СУВУ в номинации «Я – волонтер» (среди 8команд).
Участвуя в волонтерской деятельности, подростокприобретает ряд практических навыков, необходимых ему в повседневной жизни:
— оценивать эмоциональные переживания и состояниядругого;
— воспринимать, распознавать и сопереживать окружающим;
— умение принимать решения;
— оказывать действенную помощь в преодолениивозникших трудностей;
— умение вести за собой;
— умение расположить к себе собеседника;
— умение слышать и слушать собеседника;
Научно подтверждено, что организация и участие вмежличностных контактах различных социальных ситуаций способствует развитиютаких личностных качеств, как уверенность в себе, общительность,бесконфликтность, эмпатия, толерантность. Более того, принятие ответственностиза межличностные отношения позволяет говорить о появлении социальной смелости.Отмечается развитие творческого потенциала, гибкости и нормативности поведения,увеличивается потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. С увеличением стажа работы добровольцы все отчетливееосознают важность выполняемой ими деятельности, понимая, что их активная жизньполучает признательность и уважение окружающих.
Выпускники нашей школы, имеющие опыт работы вволонтерском движении, реализуют себя в общественной работе, их поведениестановится устойчивым личностным свойством, являющимся ядром коммуникативныхчерт характера, которые определяют психологический склад личности в целом.
Таким образом, деятельность нашего волонтерскогоотряда доказала, что волонтерское движение положительно влияет нанравственное становление обучающихся, на активность их жизненной позиции, повышаетобщий уровень эрудиции, помогает приобрести критическое видениедействительности и развитые коммуникативные навыки.
