Самореализация школьника в учебно-образовательном пространстве начальной школы
На современном этапе развития общества активизациячеловеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественногопрогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задачаподготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оцениватьпроисходящее, и строить свою деятельность в соответствии с интересамиокружающих его людей.
Самореализация – этоосуществление индивидных и личностных возможностей «Я» посредством собственныхусилий, а также содеятельности с другими людьми. Самореализация активизируетсяв отношении тех черт, свойств и качеств человека, которые рационально иморально приемлемы и поддерживаются обществом. Вместе с тем человек являетсятаким, каким он сделает себя сам, насколько он сам себя ощущает. Самореализацияявляется атрибутом самого существования человека.Она играет важнейшую роль навсем жизненном пути личности, по сути дела, определяя его. Предпосылки ксамореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки,которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятсяосновой способности к самореализации. Образ мира также изменяется в течениевсей жизни человека. Он должен становиться все более полным и адекватным.Однако условием успешной самореализации является динамическое функциональноеединство, где образ мира и образ «Я» как бы уравновешены через адекватноепонимание своего места в мире и использование адекватных социальных умений.
Начало обучения в школе – это новый и важный этап в воспитании и развитииребенка. Став школьником, он впервые включается в систематическую, общественнозначимую деятельность. Многие важные черты духовного мира ребенка закладываютсяв начальных классах. Именно здесь он получает основы систематических знаний,здесь формируется его нравственный облик, развивается характер, воля.
На сегодняшний день задачей учителей современнойшколы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений,целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности ксамовоспитанию и саморегулированию отношений. В связи с этим, для достиженияуказанных результатов в психическом и личностном развитии младших школьниковнеобходимо изменить приоритеты целей начального
образования: на передний план поставить те цели, которыезаключаются не в вооружении учащихся определенной суммой предметных знаний,умений и навыков, а в воспитании его личности в процессе учебной деятельности,то есть учебный процесс должен максимально способствовать самореализациишкольников.
.Самореализация составляет одну из сторонжизнедеятельности человека и занимает значимое место в развитии и становленииличности. Она воплощается в деятельности и в отношениях с предметной исоциальной средой, в основе которой лежат противоречия между возможностямиличности и степенью их востребованности в актуальной деятельности.
В свою очередь, воспитание личности младшего школьника являетсобой создание условий для его самореализации индивида как социальногосубъекта. Ее воспитательная ценность самореализации заключается вдеятельностном проявлении потенциальных возможностей личности младшегошкольника, их актуализации и дальнейшего развития. Следовательно, важнейшимусловием самореализации личности в педагогически организованном процессеявляется многообразие деятельности и отношений, в которые ребенок можетвключиться.
Возможность и эффективность педагогическоговлияния на процесс самореализации личности младшего школьника определяетсястилем педагогической деятельности, формой взаимодействия с ним учителя. Здесьследует отметить, что особенностью социальной ситуации развития младшихшкольников является то, что в их жизни появляется чрезвычайно важная фигура —учитель, которая подчас затмевает еще недавно таких близких людей, какродители. Его влияние на самореализацию младшего школьника определяетсяприменяемыми способами организации деятельности коллектива, инициируемой формойобщения с учащимися, методами оценки и стимулирования активности личности.
Дружныйкласс – мечта любого педагога, ребёнка, родителя. Осуществить ее очень просто.Следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовалсебя востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своегопребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.
Каждыйпедагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количестводетей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения стоварищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можнолишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом икаждого ученика в отдельности.
Младшийшкольник находится еще на той переходной ступени, когда внутреннее лучшеобретается через внешнее и получает выход прежде всего через действие.
Предлагаю игры, которые может проводить педагог или психолог. На одном из уроков или вовремя внеурочной деятельности следует выделить 10-15 минут для игры с детьми.Важно, чтобы это стало системой, а не использовалось от случая к случаю. Еслипедагог сочтёт обязательным и необходимым этот вид работы, правильно организуетеё, то данная совместная деятельность будет способствовать тому, что каждыйребёнок попадёт в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение,повышает самооценку, улучшает настроение.
Какпоказывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделатьусилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропуститьжелаемое занятие. При достойной организации занятий уже через 2-3 недели детиболее спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя болеемиролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решенияопределенной педагогической или психологической задачи. Таким образом в детяхвоспитывается толерантность, которая является необходимой основой длявыстраивания любых отношений в повседневной жизни.
Занятие№1.
Игры,настраивающие детей на совместную деятельность и общение.
Игра“Пожалуйста”. Дети стоят у своих мест. Педагог называетдействие,
котороедети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста”(например: “Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).
Игра“Ласковое имя”. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагаетвспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другумяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как всеназовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужновспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.
Занятие№2. Самоподдержка.
Игра “Ясправлюсь”. Ведущий предлагает детям различныеситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает оберуки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину
Обсуждение. Детирассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряетбольшинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.
Занятие№3. Мысли управляют поступками.
Игра “Ясильный”. Ведущий предлагает детям проверить, какслова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждомуребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить рукуребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря приэтом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, ноуже со словами: “Я слабый”.
Попроситедетей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите,в каком случае им было легче удерживать руку и почему.
Постарайтесьподвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справитьсяс трудностями и побеждать.
Занятие№4. Игры с пальцами и на пальцах.
Детямнравиться двигать пальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь,формируют навыки общения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.
Игра“Воробьи”. Пять воробьёв на заборе сидели (рукиперед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любымпальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победительтот, кто притянет соседа ближе к себе.
Игра“Управляя пальцами”. Играют 4человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами и вытянутьнавстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней). Двое другихигроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из них начинает“управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свести пальцы(ладони) друзей.
Группазанятий по развитию воображения и творческого взаимодействия.
Игра“Мостик дружбы”.
Педагогпросит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук,ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару сребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснутьсяголовами или ладошками).
Игра“Человекомашины”.
Важнообъяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженнобудут работать все “части” машины.
Разделитьдетей на группы и предложить спроектировать свою машину (например, стиральную,миксер и т.п.).
Можнопродемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детейдержаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая“бельё”.
Как результат,детипостепенно становятся более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными,контактными. Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторикумелких мышц, которая влияет на активность головного мозга, скоростьмыслительных процессов, что, в свою очередь, сказывается и на учебнойдеятельности школьников.
На мойвзгляд, высокая степень эффективности педагогического влияния на ученикадостигается при демократическом стиле педагогической деятельности, высшейформой проявления которого является диалогическая форма общения,характеризуемая как субъект-субъектные отношения, сфокусированные на предметедеятельности или проблеме обсуждения. В свою очередь, авторитарная,манипулятивная форма общения снижает эффект педагогического влияния, проявляясебя в отношении к личности как к объекту воспитательного воздействия.
Поэтому, изменение отношений учителя и ученика ссубъект-объектных на субъект-субъектные позволяет говорить оличностно-ориентированной модели образования.
Целью личностно ориентированногообразования является несформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека вчеловеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации,саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становлениясамобытного личностного образа и диалогичного и безопасного взаимодействия слюдьми, природой, культурой, цивилизацией. Следовательно, в условияхличностно-ориентированной модели образования изменяются роль и функции учителя.Он теперь выступает не только как носитель информации (предметно-дисциплинарныхзнаний), хранитель норм и традиций, но и как помощник в становлении и развитииличности ученика.
Самореализация младшего школьника через проектную деятельность |
Эффективность образования в значительной мере зависит от заинтересованности учащихся в творческом саморазвитии, их потребности в самореализации. На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос, как проектировать познавательную деятельность учащихся, чтобы она создавала реальные предпосылки для их творческой самореализации. Что же такое самореализация? Самореализация – это высшее желание человека реализовать свои таланты и способности, это длительный процесс, связанный с внутренним развитием личности, с ее целеполаганием и переживанием своей собственной активности. Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Заметно меняется организация учебной и внеклассной деятельности. Введение федеральных государственных образовательных стандартов позволяет нам раскрыть многогранность личности ребенка. Большое внимание в стандартах второго поколения отводится внеурочной деятельности. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направление и проектная деятельность. Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1346 |
Образовательнаяпрограмма в рамках личностно-ориентированной модели образования должна бытьстрого индивидуализирована, приспособлена к познавательным возможностямученика, динамике его развития в процессе обучения. Для того чтобы в нейдействительно реализовывалась индивидуальная избирательность школьника ксодержанию, виду и форме учебного материала, а также к характеру познавательноймотивации, необходимо, во-первых, предъявить ученику содержание образования вего системно-структурном виде, во-вторых, что особенно важно для достиженияуспеха в усвоении учебного материала, обеспечить различные формы представлениясодержания образования (словесная, графическая, знаково-символическая,смешанная) и, в-третьих, обеспечить ученику возможность выбора той формыучебного материала, с которой ему легче работать, а также возможностьприменения разнообразных способов учебной работы.
На мой взгляд, эффективными педагогическимисредствами в рамках личностно-ориентированной модели образования выступают:организация педагогом различных видов деятельности, в которых ребенок можетбыть успешен, создание возможностей для ребенка «пробы сил» в различныхситуациях, организованных взрослым совместно с ребенком, учет внешкольныхинтересов ребенка и включение их в жизнь школьного класса, коллективнаятворческая деятельность.
Таким образом, можно сделать следующиевыводы:
Во-первых, стиль педагогической деятельности учителя начальнойшколы: установление субъект-субъектных отношений взрослого и ребенка какравнозначных партнеров по отношению к предмету коллективной деятельностиявляется условием процесса успешной самореализации младшего школьника.
Во-вторых, организация образовательного процесса, позволяющаякаждому ребенку реализовать свой потенциал, предъявляет требования поподготовке педагога, который должен владеть различными технологиями организациипедагогического процесса, кроме того, личностно готового к организации такогопедагогического процесса.
В-третьих, гуманное отношение к ребенку создает условия дляактуализации стремления самой личности младшего школьника к дальнейшемуразвитию своих потенциальных возможностей.
Литература:
1. Личности, №9(61), 2013: — Москва, Зебра Е, 2013 г.- 128 с.
2. Опыт конкретно-исторической психологии личности: Александр Толстых— Москва, Алетейя, 2000 г.- 288 с.
3. Психологический мир личности и его безопасность: Т. И. Колесникова— Москва, Владос-Пресс, 2001 г.- 176 с.
4. Психология личности (комплект из 2 книг): — Москва, Бахрах-М, 2004г.- 196 с.
5. Психология личности и общения: А. В. Батаршев — Санкт-Петербург,Книга по Требованию, 2004 г.- 248 с.
6. Психология личности: Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин — Москва, Феникс,2014 г.- 574 с.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя школа № 25 г. Химки
Воспитание личности школьника
как создание условий для ее
самореализации.
Подготовила учитель
начальных классов
ПолухинаЛ.А.
2014-2015 учебный год
