X-PDF

Выступление на методобъединении Использование проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Поделиться статьей

            Использование технологии проблемного обучения

      на уроках русского языка в начальной школе в условиях                                                      реализацииФГСО

( Выступлениена методическом объединении )

 

 

Сегодня главной целью образования становится не передачазнаний, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставитьучебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать своидостижения, иначе говоря — необходимо ребенка научить умению учиться.

Я работаю над проблемой формирования и развития УУД на урокахв начальной школе. Одним из эффективных средств, способствующих формированию универсальныхучебных действий и познавательной мотивации является создание проблемных ситуаций на уроке.

Технология проблемногообучения – это форма организацииучебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемныхситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивныйхарактер.

 

Цель применения технологии проблемного обучения: научитьучащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Проблемноеобучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическоемышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной,основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексноеиспользование знаний. Важно и то, что решение проблем на уроках приучаетучащихся думать, искать решение, а это является одним из средств формированиямышления. На таком уроке ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает»  его в процессе своего труда. Уверена, что именно такой урок нужен сегодняшнемуученику. Важно, чтобы собственноезнание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока истановилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

Ни для кого несекрет, что далеко не всё в учебном процессе может быть для учащихсяинтересным. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребностьученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самомпроцессе получения знаний школьник должен находить привлекательные стороны.

 

Каковы же приемы создания проблемных ситуаций?

-Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти      способ егоразрешения;

-Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

— Побудитьучащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

-Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, логику, рассуждения.

-Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными илипротиворечивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

 

Проблемнаяситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик:  ученикишироко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки инедоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можноразделить на два больших типа: «с удивлением»   и «с затруднением».

Проблемнаяситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти. 

Предлагаютсяследующие варианты:

Вариант первый:  заостряет противоречие иформулирует проблему сам учитель.

Вариант второй: осознают противоречие иставят проблему сами ученики.

Третий вариант: говорить вместе сошкольниками, подталкивая при этом их мысль.

 

Подвести учащихсяк проблемной ситуации можно путем побуждающего диалога. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросыи предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.

Следующий приемвыхода из проблемной ситуации – подводящийдиалог. Отличиеподводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как онпредставляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг зашагом приводят его к осознанию темы урока. Подводящий диалог своей цепочкойвопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим приработе с детьми с пониженной обучаемостью.

Любой урок,разработанный мной по технологии проблемного обучения, начинается ссамоопределения в деятельности (организационный момент), целью которогоявляется включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Следующий этап -это актуализация знаний. Его цель: повторить изученный материал, необходимыйдля изучения нового материала, и выявить затруднения в индивидуальнойдеятельности каждого обучающегося. На этом этапе я даю задания на развитиелогического мышления, сравнение, анализ, синтез, нахождение закономерностей.Среди изученного материала появляется новый вид заданий, который вызываетзатруднение у учеников.

Обязательнымиэтапами урока введения нового знания являются введение и воспроизведение(проговаривание) знаний. Именно на этом уроке ученик может пройти через всезвенья научного творчества.     Постановка учебной проблемы – этоформулирование вопроса для исследования. Учебную проблему на уроке я ставлю спомощью создания проблемных ситуаций. Например, даю практическое задание,похожее на изученное ранее. Не замечая скрытого подвоха, обучающиеся начинаютего выполнять. Затем дети останавливаются, т.к. выполнить не могут из-занедостатка знаний. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию, поих месту в структуре урока. Итак, проблемная ситуация поставлена. Далееразворачивается побуждающий диалог. Он представляет собой стимулирующие вопросыи побудительные предложения, помогающие школьникам сначала осознатьпротиворечие проблемной ситуации, а затем сформулировать учебную проблему.

На следующемэтапе обучающиеся выдвигают гипотезы. Они могут быть решающими или ошибочными.Проверка, смысл которой состоит в приведении аргумента на решающую гипотезу иликонтраргумента на ошибочную. В этот момент я использую побуждающий к проверкегипотезы диалог, от общего побуждения через подсказку к сообщению. В простыхслучаях, когда проверка гипотезы может быть проведена устно, диалог побуждаетобучающихся непосредственно к аргументации. При этом общее побуждениеосуществляется вопросами типа:  «Согласны с предположением? Почему?»   Всложных случаях, когда проверка гипотезы требует выполнения практическойработы, диалог стимулирует школьников к выработке конкретного плана действий.Общее побуждение подается в виде фразы: «Как нам проверить гипотезу? Что нужносделать?»       

На этапевоспроизведения знаний ученики сами, но по своему выражают в словесной формеполученные знания, развивая монологическую речь. Развёрнутое словесноеопределение заменяют опорным сигналом – единым зрительным образом. Затемзнакомятся по учебнику с общепринятой терминологией и схемой.

На следующемэтапе первичное закрепление играет ведущую роль в процессе усвоения новогознания. Чтобы новое знание не стало для учащегося проходящим, случайнымявлением, оно должно перейти в его сознание и сохраниться там. Выполняютсятренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслухновых знаний. Проговаривать можно вслух всему классу, вполголоса своему соседуи шёпотом самому себе.

Далее обучающиесязакрепляют полученные знания в упражнениях, где новые знания используются сранее изученными. Целью этапа самоконтроля и самооценки: продемонстрировать,прежде всего самому ученику, что новое знание зафиксировано в его сознании.Учащиеся выполняют то самое задание, с которым они не справились в началеурока. Применив новые знания, учащиеся попали в ситуацию успеха («Я могу!»  , «Уменя получается!»  ). Эмоциональные переживания, связанные с ситуацией успеха,способствуют положительному самоопределению к дальнейшей учебной деятельности.

Развивает умение воспринимать информацию, способность крефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап«Знаю»   предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» -формулирование цели; «Узнал» — соотношение старой и новой информации; «Научился»- осознание результативности деятельности.

В начальной школепроблемные ситуации можно использовать практически на всех предметах, наразличных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. В своемвыступлении остановлюсь на использовании проблемных ситуаций на уроках русскогоязыка.

 

Фрагментурока 1

(3класс)

  Цель: изучениеправописания безударных гласных в приставках. 
Ученики получают задание списать из учебника слова «долетел», «забежал»  , «надписал»  и т.д., имеющие безударные гласные и в корне, и в приставке. Дети записываютслова, ставят ударение, подчеркивают безударные гласные, обозначают части словаи по ходу записи объясняют правописание гласных букв в корне (называютпроверочные слова).
 

— Ребята, в какихчастях слова находятся безударные гласные? ( В корне и приставке)

— Какое правило онаписании безударных гласных мы применили, выполняя упражнение? А с каким будем знакомиться сегодня? 

— Написаниеприставок с безударными гласными.

Это примерподводящего диалога. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов изаданий, которые шаг за шагом приводят ребенка к открытию нужной мысли. Дляразворачивания подводящего диалога не нужно создавать проблемную ситуацию: какправило, он прекрасно выстраивается «от повторения».

Наиболеехарактерной является проблемная ситуация с «затруднением»  или «удивлением»   (самая распространенная на урокахрусского языка). В ее основе противоречие между необходимостью выполнитьпрактическое задание учителя и невозможностью это сделать без изучаемогосегодня материала.

Таблица1

Проблемнаяситуация «с удивлением».

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

– Выполните задание:

Вставьте мягкий знак там, где это нужно: л..вы, мас..ка, камен.., стол.., печ..ка.

Двое обучающихся работают за доской, остальные в тетради.

– Задание было одно?

– Почему результаты получились разные?

– Да.

Объясняют, приходят к мнению, что не знают в каких случаях надо писать мягкий знак.

– Какая тема нашего урока?

– Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

 

Таблица2

Проблемнаяситуация «с затруднением»

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 Прочитайте слова: дом, стена, прыгает, окно.

– Какое слово лишнее? Почему?

 Прыгает, потому что слова дом, стена, окно – это имена существительные.

 Как вы думаете, к какой части речи относится это слово?

– Дети затрудняются с ответом.

– Какая цель нашего урока?

 Узнать, к какой части речи относится это слово, на какой вопрос отвечает?

 

Фрагментурока 2

Тема:«Правописание суффиксов –ик- и –ек-»

Постановкапроблемы через побуждающий диалог.

Прием:столкновение мнений.

У доски дваученика.

Задание: запишитеслова: горошек, ключик, чулочек,карандашик, веночек, кирпичик. Учащиеся записывают слова, не показывая другдругу и классу. Затем открывают для обозрения. ( Получились разные записи :слова либо с суффиксом–ик-, либо с –ек-. )

Что же васудивило?( открывается образец с правильным написанием.)

— Задание я далаодно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось?

— Почему же таквышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)

— Значит, какаябудет тема урока? ( Правописание суффиксов -ик- и -ек-)

На доскезаписывается тема урока.

Решение проблемы.(Побуждающий к формулировке гипотез и их проверке диалог).

— Итак, какиеесть идеи? (побуждение к гипотезам)

— Так (принятиеошибочной гипотезы). Все с этим согласны? (побуждение к проверке гипотезы)

— Какие еще естьгипотезы? (побуждение к гипотезам)

— Все так думают?(побуждение к проверке гипотезы)

Делается подсказка:

— Измените данныеслова, поставьте их во множественном числе.

— Что вызаметили?

Задание:прочитайте правило

— После звонкихзвуков пишется -ик-(ошибочная гипотеза)

— А в словеклубочек пишется -ек- (контраргумент), -ик- пишется в словах без приставки(ошибочная гипотеза)

Учащиесяотвечают: в одних словах гласный остаётся, а в других исчезает.

Формулируется правило:

Если в словеостаётся гласный, то пишется суффикс -ик-, а если «убегает» — то суффикс -ек-

Пример фрагментаурока наглядно показал, как при помощи диалога у учащихся развиваютсялогическое мышление, творческие научные способности. Учитель ни разу не задалвопроса с указанием на знания, ранее изученные, но дети самостоятельноповторили и приставку, и суффиксы, слова во множественном и в единственномчисле. Обучающиеся провели исследование: выявили противоречие, т.е. проблему ивыдвинули гипотезы ее решения, найдя правильную.

 

Фрагментурока 3

4класс

«Правописание О, Е в окончаниях имён существительных с основой на шипящий и Ц ( создается проблемная ситуация с «затруднением»).

Мне нравятсятакие ситуации. После ситуации успеха, когда мы проверили домашнюю работу потеме «Безударные окончания имён существительных», где я всех похвалила заразвёрнутое комментирование этой орфограммы, я прошу детей по очереди написатьсловосочетания: смотреть за собакой, увижу в журнале, напишу в тетради,бежишь по дороге, сели под грушей. Идёт самопроверка. Выясняется,что некоторые ученики написали: под грушей с буквой о .

— Какая частьречи «под грушей»? Каким способом проверяли безударное окончание? (контрольнымсловом лиса).

Дети поставлены впроблемную ситуацию, когда имеющиеся знания не помогают её решить и надо добыватьновое знание самим. Пользуюсь подводящим диалогом.

— Чем необычнослово под грушей? (У него есть шипящий, а в других словах его нет и упроверочного слова нет шипящего).

— Где в словенаходится шипящий? (В конце основы).

— Как вы думаете,такая проблема возникает только с одним шипящим «ш»  в конце основы усуществительных или с разными?

— Тогда попробуемназвать тему урока и его цель.

— Написание имёнсуществительных с основой на шипящий и Ц.

— А цель? Зачемнам надо это знать? Научиться писать окончания в таких словах.

4.Тема «Ударение»

На доске записаныслова: пропасть, замок, кружки, стрелки, хлопок, мука, плачу. Учитель просит водин столбик записать слова, где ударение падает на первый слог. Во второй –ударение падает на второй слог. Обучающиеся зачитывают свои ответы. Они понимают, что вариантов многои теряются в своих догадках. Учитель предлагает обратиться к словарю. Обучающиеся приходят к выводу, чтоударение может изменить смысл слова и любой из вариантов был правильным.

5.Тема «Корень слова»

  На доскенаписано слово «снегопад». Нужно выделить в слове корень. Возникают различныемнения. На основе словообразовательного анализа обучающиеся приходят к новомуспособу выделения корня (в сложных словах).

6.Тема «Перенос слов»

Учитель говорит отом, что мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова и зачем ихпереносят. Обучающиеся выдвигают разные предположения. Идеи обучающихся иучителя записываются на доску. Все вместе приходят к выводу, чтобы правильноперенести слово, нужно уметь правильно его разделить на слоги.

7.Тема «Непроизносимые согласные в корне слова»

По заданиюучителя обучающиеся читают вслух слова: весть, известие, известный, вестник,известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивыхфакта (в одних словах «т»   произносится, в других нет). Учитель: Что вы можете сказать об этихсловах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какойвозникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторыхсловах «т»   не произносится? И тема урока сегодня? («Непроизносимые согласныев корне слова»).

8.Тема «Мягкий знак после шипящих»

На этапеактуализации знаний обучающимся предлагается задание (пробное действие).

— Запишите всвоих тетрадях слова «овощ» и «вещь»  .

— Какие у васполучились результаты?

У детей  возниклонесколько мнений Кто прав?

— Проверьте себяпо образцу.

 Кто ошибся? Что вы не смогли сделать?

 Кто правильно записал слова,каким правилом вы воспользовались?

Обучающиесяосознают нехватку знания.

 Что вы не можете сделать? (Мы не  знаемправило, по которому записывали слова)

 

Этап выявленияместа и причины затруднения.

 Какое задание вы должны быливыполнить? (Мы должны были записать слова с шипящими на конце).

 В чем затруднение? Почему оно возникло?(Не все смогли правильно записать слова. У нас нет правила (эталона) дляопределения, когда нужно писать мягкий знак после шипящих, а когда — нет).

Этап построенияпроекта выхода из затруднения.

— Сформулируйтецель нашего урока? (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих водних случаях пишется ь знак, а в других не пишется).

— Сформулируйтетему нашего урока? (Мягкий знак после шипящих).

— Чтобы вы смоглисами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану:

На доскувывешивается план:

Алгоритм – планисследования:

1. Прочитайтеслово.

2. Определитечасть речи.

3. Определите родимен существительных.

4. Запишитеслова, распределив их в группы по родам.

5. Чем отличаетсянаписание слов первой группы от написания слов второй группы?

6. Сделайтевывод. Сформулируй правило.

Этап реализациипостроенного проекта.

— Предлагаюпоработать вам в парах. Вспомните, правила работы в парах.

 Выполните план в парах.

Каждая параполучает лист  с заданием. Слова на карточках. Ключ, дочь, ложь, молодёжь,вещь, лещ, уж, мышь.

— Когда на концеимен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет? Какойвывод сделали? (У имен существительных женского рода с шипящим на конце пишетсямягкий знак, а у имен существительных мужского рода с шипящим на конце мягкийзнак не пишется)

— Где мы можемсебя проверить, правильное ли открытие сделали? (По учебнику)

— А теперьоткройте учебник. Сравните наш вывод с правилом в учебнике.

Дети читаютправило в учебнике.

 Итак, сделайте вывод. (Мы всё открылиправильно.)

 

  Завершая своевыступление, я хочу познакомить вас с притчей об учителе.

Однаждыученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец улыбнувшись,сказал: «Завтра вы узнаете об этом». 

Следующий деньученики вместе с Учителем собрались провести у подножья горы. Ранним утром ониотправились туда.

К обеду,уставшие и проголодавшиеся, они добрались до горы и остановились на привал. Наобед у них были рис и солёные овощи, которые захватил с собой Учитель. Следуетзаметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то времяученикам захотелось пить. Но вся вода, которую они взяли с собой, как нарочно,закончилась.

Тогда ученикистали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Учитель оставалсяна месте. Не найдя источника, ученики вернулись обратно. Тут Учитель сказал:«Источник находится вон за тем холмом». Ученики поспешили туда, нашли источники ,утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учительотказался от воды, показывая на полный сосуд у своих ног. Учитель! Но почему ты не дал намсразу напиться, если у тебя была вода?» 

— Я выполнялсвою задачу, — сказал мудрец. – Сначала я пробудил в вас жажду, котораязаставила вас заняться поиском источника, так же, как я пробуждаю в вас жаждузнаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находитсяисточник, тем самым поддержав вас.

— Значит,главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать иподавать правильный пример? — спросили ученики.

— Нет! -сказал мудрец. – Г лавная задача Учителя – воспитать в ученике человечность идоброту. Принесённая вами вода для меня подсказывает мне, что главную задачу япока что выполняю верно». 

 

Желаю вамвыполнить свою главную задачу:  пробуждать жажду знания, поддерживать своихучеников, подавать пример и воспитывать в них человечность и доброту.

 

 

 

 

                                                             

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей