Использование технологии проблемного обучения
на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализацииФГСО
( Выступлениена методическом объединении )
Сегодня главной целью образования становится не передачазнаний, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставитьучебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать своидостижения, иначе говоря — необходимо ребенка научить умению учиться.
Я работаю над проблемой формирования и развития УУД на урокахв начальной школе. Одним из эффективных средств, способствующих формированию универсальныхучебных действий и познавательной мотивации является создание проблемных ситуаций на уроке.
Технология проблемногообучения – это форма организацииучебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемныхситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивныйхарактер.
Цель применения технологии проблемного обучения: научитьучащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Проблемноеобучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическоемышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной,основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексноеиспользование знаний. Важно и то, что решение проблем на уроках приучаетучащихся думать, искать решение, а это является одним из средств формированиямышления. На таком уроке ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Уверена, что именно такой урок нужен сегодняшнемуученику. Важно, чтобы собственноезнание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока истановилось стимулом дальнейшего освоения содержания.
Ни для кого несекрет, что далеко не всё в учебном процессе может быть для учащихсяинтересным. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребностьученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самомпроцессе получения знаний школьник должен находить привлекательные стороны.
Каковы же приемы создания проблемных ситуаций?
-Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ егоразрешения;
-Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
-Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
— Побудитьучащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
-Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, логику, рассуждения.
-Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными илипротиворечивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Проблемнаяситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученикишироко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки инедоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можноразделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».
Проблемнаяситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти.
Предлагаютсяследующие варианты:
Вариант первый: заостряет противоречие иформулирует проблему сам учитель.
Вариант второй: осознают противоречие иставят проблему сами ученики.
Третий вариант: говорить вместе сошкольниками, подталкивая при этом их мысль.
Подвести учащихсяк проблемной ситуации можно путем побуждающего диалога. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросыи предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.
Следующий приемвыхода из проблемной ситуации – подводящийдиалог. Отличиеподводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как онпредставляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг зашагом приводят его к осознанию темы урока. Подводящий диалог своей цепочкойвопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим приработе с детьми с пониженной обучаемостью.
Любой урок,разработанный мной по технологии проблемного обучения, начинается ссамоопределения в деятельности (организационный момент), целью которогоявляется включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Следующий этап -это актуализация знаний. Его цель: повторить изученный материал, необходимыйдля изучения нового материала, и выявить затруднения в индивидуальнойдеятельности каждого обучающегося. На этом этапе я даю задания на развитиелогического мышления, сравнение, анализ, синтез, нахождение закономерностей.Среди изученного материала появляется новый вид заданий, который вызываетзатруднение у учеников.
Обязательнымиэтапами урока введения нового знания являются введение и воспроизведение(проговаривание) знаний. Именно на этом уроке ученик может пройти через всезвенья научного творчества. Постановка учебной проблемы – этоформулирование вопроса для исследования. Учебную проблему на уроке я ставлю спомощью создания проблемных ситуаций. Например, даю практическое задание,похожее на изученное ранее. Не замечая скрытого подвоха, обучающиеся начинаютего выполнять. Затем дети останавливаются, т.к. выполнить не могут из-занедостатка знаний. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию, поих месту в структуре урока. Итак, проблемная ситуация поставлена. Далееразворачивается побуждающий диалог. Он представляет собой стимулирующие вопросыи побудительные предложения, помогающие школьникам сначала осознатьпротиворечие проблемной ситуации, а затем сформулировать учебную проблему.
На следующемэтапе обучающиеся выдвигают гипотезы. Они могут быть решающими или ошибочными.Проверка, смысл которой состоит в приведении аргумента на решающую гипотезу иликонтраргумента на ошибочную. В этот момент я использую побуждающий к проверкегипотезы диалог, от общего побуждения через подсказку к сообщению. В простыхслучаях, когда проверка гипотезы может быть проведена устно, диалог побуждаетобучающихся непосредственно к аргументации. При этом общее побуждениеосуществляется вопросами типа: «Согласны с предположением? Почему?» Всложных случаях, когда проверка гипотезы требует выполнения практическойработы, диалог стимулирует школьников к выработке конкретного плана действий.Общее побуждение подается в виде фразы: «Как нам проверить гипотезу? Что нужносделать?»
На этапевоспроизведения знаний ученики сами, но по своему выражают в словесной формеполученные знания, развивая монологическую речь. Развёрнутое словесноеопределение заменяют опорным сигналом – единым зрительным образом. Затемзнакомятся по учебнику с общепринятой терминологией и схемой.
На следующемэтапе первичное закрепление играет ведущую роль в процессе усвоения новогознания. Чтобы новое знание не стало для учащегося проходящим, случайнымявлением, оно должно перейти в его сознание и сохраниться там. Выполняютсятренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслухновых знаний. Проговаривать можно вслух всему классу, вполголоса своему соседуи шёпотом самому себе.
Далее обучающиесязакрепляют полученные знания в упражнениях, где новые знания используются сранее изученными. Целью этапа самоконтроля и самооценки: продемонстрировать,прежде всего самому ученику, что новое знание зафиксировано в его сознании.Учащиеся выполняют то самое задание, с которым они не справились в началеурока. Применив новые знания, учащиеся попали в ситуацию успеха («Я могу!» , «Уменя получается!» ). Эмоциональные переживания, связанные с ситуацией успеха,способствуют положительному самоопределению к дальнейшей учебной деятельности.
Развивает умение воспринимать информацию, способность крефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап«Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» -формулирование цели; «Узнал» — соотношение старой и новой информации; «Научился»- осознание результативности деятельности.
В начальной школепроблемные ситуации можно использовать практически на всех предметах, наразличных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. В своемвыступлении остановлюсь на использовании проблемных ситуаций на уроках русскогоязыка.
Фрагментурока 1
(3класс)
Цель: изучениеправописания безударных гласных в приставках.
Ученики получают задание списать из учебника слова «долетел», «забежал» , «надписал» и т.д., имеющие безударные гласные и в корне, и в приставке. Дети записываютслова, ставят ударение, подчеркивают безударные гласные, обозначают части словаи по ходу записи объясняют правописание гласных букв в корне (называютпроверочные слова).
— Ребята, в какихчастях слова находятся безударные гласные? ( В корне и приставке)
— Какое правило онаписании безударных гласных мы применили, выполняя упражнение? А с каким будем знакомиться сегодня?
— Написаниеприставок с безударными гласными.
Это примерподводящего диалога. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов изаданий, которые шаг за шагом приводят ребенка к открытию нужной мысли. Дляразворачивания подводящего диалога не нужно создавать проблемную ситуацию: какправило, он прекрасно выстраивается «от повторения».
Наиболеехарактерной является проблемная ситуация с «затруднением» или «удивлением» (самая распространенная на урокахрусского языка). В ее основе противоречие между необходимостью выполнитьпрактическое задание учителя и невозможностью это сделать без изучаемогосегодня материала.
Таблица1
Проблемнаяситуация «с удивлением».
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
– Выполните задание: Вставьте мягкий знак там, где это нужно: л..вы, мас..ка, камен.., стол.., печ..ка. |
Двое обучающихся работают за доской, остальные в тетради. |
– Задание было одно? – Почему результаты получились разные? |
– Да. Объясняют, приходят к мнению, что не знают в каких случаях надо писать мягкий знак. |
– Какая тема нашего урока? |
– Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. |
Таблица2
Проблемнаяситуация «с затруднением»
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
– Прочитайте слова: дом, стена, прыгает, окно. – Какое слово лишнее? Почему? |
– Прыгает, потому что слова дом, стена, окно – это имена существительные. |
– Как вы думаете, к какой части речи относится это слово? |
– Дети затрудняются с ответом. |
– Какая цель нашего урока? |
– Узнать, к какой части речи относится это слово, на какой вопрос отвечает? |
Фрагментурока 2
Тема:«Правописание суффиксов –ик- и –ек-»
Постановкапроблемы через побуждающий диалог.
Прием:столкновение мнений.
У доски дваученика.
Задание: запишитеслова: горошек, ключик, чулочек,карандашик, веночек, кирпичик. Учащиеся записывают слова, не показывая другдругу и классу. Затем открывают для обозрения. ( Получились разные записи :слова либо с суффиксом–ик-, либо с –ек-. )
Что же васудивило?( открывается образец с правильным написанием.)
— Задание я далаодно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось?
— Почему же таквышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)
— Значит, какаябудет тема урока? ( Правописание суффиксов -ик- и -ек-)
На доскезаписывается тема урока.
Решение проблемы.(Побуждающий к формулировке гипотез и их проверке диалог).
— Итак, какиеесть идеи? (побуждение к гипотезам)
— Так (принятиеошибочной гипотезы). Все с этим согласны? (побуждение к проверке гипотезы)
— Какие еще естьгипотезы? (побуждение к гипотезам)
— Все так думают?(побуждение к проверке гипотезы)
Делается подсказка:
— Измените данныеслова, поставьте их во множественном числе.
— Что вызаметили?
Задание:прочитайте правило
— После звонкихзвуков пишется -ик-(ошибочная гипотеза)
— А в словеклубочек пишется -ек- (контраргумент), -ик- пишется в словах без приставки(ошибочная гипотеза)
Учащиесяотвечают: в одних словах гласный остаётся, а в других исчезает.
Формулируется правило:
Если в словеостаётся гласный, то пишется суффикс -ик-, а если «убегает» — то суффикс -ек-
Пример фрагментаурока наглядно показал, как при помощи диалога у учащихся развиваютсялогическое мышление, творческие научные способности. Учитель ни разу не задалвопроса с указанием на знания, ранее изученные, но дети самостоятельноповторили и приставку, и суффиксы, слова во множественном и в единственномчисле. Обучающиеся провели исследование: выявили противоречие, т.е. проблему ивыдвинули гипотезы ее решения, найдя правильную.
Фрагментурока 3
4класс
«Правописание О, Е в окончаниях имён существительных с основой на шипящий и Ц ( создается проблемная ситуация с «затруднением»).
Мне нравятсятакие ситуации. После ситуации успеха, когда мы проверили домашнюю работу потеме «Безударные окончания имён существительных», где я всех похвалила заразвёрнутое комментирование этой орфограммы, я прошу детей по очереди написатьсловосочетания: смотреть за собакой, увижу в журнале, напишу в тетради,бежишь по дороге, сели под грушей. Идёт самопроверка. Выясняется,что некоторые ученики написали: под грушей с буквой о .
— Какая частьречи «под грушей»? Каким способом проверяли безударное окончание? (контрольнымсловом лиса).
Дети поставлены впроблемную ситуацию, когда имеющиеся знания не помогают её решить и надо добыватьновое знание самим. Пользуюсь подводящим диалогом.
— Чем необычнослово под грушей? (У него есть шипящий, а в других словах его нет и упроверочного слова нет шипящего).
— Где в словенаходится шипящий? (В конце основы).
— Как вы думаете,такая проблема возникает только с одним шипящим «ш» в конце основы усуществительных или с разными?
— Тогда попробуемназвать тему урока и его цель.
— Написание имёнсуществительных с основой на шипящий и Ц.
— А цель? Зачемнам надо это знать? Научиться писать окончания в таких словах.
4.Тема «Ударение»
На доске записаныслова: пропасть, замок, кружки, стрелки, хлопок, мука, плачу. Учитель просит водин столбик записать слова, где ударение падает на первый слог. Во второй –ударение падает на второй слог. Обучающиеся зачитывают свои ответы. Они понимают, что вариантов многои теряются в своих догадках. Учитель предлагает обратиться к словарю. Обучающиеся приходят к выводу, чтоударение может изменить смысл слова и любой из вариантов был правильным.
5.Тема «Корень слова»
На доскенаписано слово «снегопад». Нужно выделить в слове корень. Возникают различныемнения. На основе словообразовательного анализа обучающиеся приходят к новомуспособу выделения корня (в сложных словах).
6.Тема «Перенос слов»
Учитель говорит отом, что мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова и зачем ихпереносят. Обучающиеся выдвигают разные предположения. Идеи обучающихся иучителя записываются на доску. Все вместе приходят к выводу, чтобы правильноперенести слово, нужно уметь правильно его разделить на слоги.
7.Тема «Непроизносимые согласные в корне слова»
По заданиюучителя обучающиеся читают вслух слова: весть, известие, известный, вестник,известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивыхфакта (в одних словах «т» произносится, в других нет). Учитель: Что вы можете сказать об этихсловах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какойвозникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторыхсловах «т» не произносится? И тема урока сегодня? («Непроизносимые согласныев корне слова»).
8.Тема «Мягкий знак после шипящих»
На этапеактуализации знаний обучающимся предлагается задание (пробное действие).
— Запишите всвоих тетрадях слова «овощ» и «вещь» .
— Какие у васполучились результаты?
У детей возниклонесколько мнений Кто прав?
— Проверьте себяпо образцу.
— Кто ошибся? Что вы не смогли сделать?
— Кто правильно записал слова,каким правилом вы воспользовались?
Обучающиесяосознают нехватку знания.
— Что вы не можете сделать? (Мы не знаемправило, по которому записывали слова)
Этап выявленияместа и причины затруднения.
— Какое задание вы должны быливыполнить? (Мы должны были записать слова с шипящими на конце).
— В чем затруднение? Почему оно возникло?(Не все смогли правильно записать слова. У нас нет правила (эталона) дляопределения, когда нужно писать мягкий знак после шипящих, а когда — нет).
Этап построенияпроекта выхода из затруднения.
— Сформулируйтецель нашего урока? (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих водних случаях пишется ь знак, а в других не пишется).
— Сформулируйтетему нашего урока? (Мягкий знак после шипящих).
— Чтобы вы смоглисами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану:
На доскувывешивается план:
Алгоритм – планисследования:
1. Прочитайтеслово.
2. Определитечасть речи.
3. Определите родимен существительных.
4. Запишитеслова, распределив их в группы по родам.
5. Чем отличаетсянаписание слов первой группы от написания слов второй группы?
6. Сделайтевывод. Сформулируй правило.
Этап реализациипостроенного проекта.
— Предлагаюпоработать вам в парах. Вспомните, правила работы в парах.
— Выполните план в парах.
Каждая параполучает лист с заданием. Слова на карточках. Ключ, дочь, ложь, молодёжь,вещь, лещ, уж, мышь.
— Когда на концеимен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет? Какойвывод сделали? (У имен существительных женского рода с шипящим на конце пишетсямягкий знак, а у имен существительных мужского рода с шипящим на конце мягкийзнак не пишется)
— Где мы можемсебя проверить, правильное ли открытие сделали? (По учебнику)
— А теперьоткройте учебник. Сравните наш вывод с правилом в учебнике.
Дети читаютправило в учебнике.
— Итак, сделайте вывод. (Мы всё открылиправильно.)
Завершая своевыступление, я хочу познакомить вас с притчей об учителе.
Однаждыученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец улыбнувшись,сказал: «Завтра вы узнаете об этом».
Следующий деньученики вместе с Учителем собрались провести у подножья горы. Ранним утром ониотправились туда.
К обеду,уставшие и проголодавшиеся, они добрались до горы и остановились на привал. Наобед у них были рис и солёные овощи, которые захватил с собой Учитель. Следуетзаметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то времяученикам захотелось пить. Но вся вода, которую они взяли с собой, как нарочно,закончилась.
Тогда ученикистали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Учитель оставалсяна месте. Не найдя источника, ученики вернулись обратно. Тут Учитель сказал:«Источник находится вон за тем холмом». Ученики поспешили туда, нашли источники ,утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учительотказался от воды, показывая на полный сосуд у своих ног. Учитель! Но почему ты не дал намсразу напиться, если у тебя была вода?»
— Я выполнялсвою задачу, — сказал мудрец. – Сначала я пробудил в вас жажду, котораязаставила вас заняться поиском источника, так же, как я пробуждаю в вас жаждузнаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находитсяисточник, тем самым поддержав вас.
— Значит,главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать иподавать правильный пример? — спросили ученики.
— Нет! -сказал мудрец. – Г лавная задача Учителя – воспитать в ученике человечность идоброту. Принесённая вами вода для меня подсказывает мне, что главную задачу япока что выполняю верно».
Желаю вамвыполнить свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать своихучеников, подавать пример и воспитывать в них человечность и доброту.