Организациядосуга детей с нарушением интеллекта во внеурочной деятельности
Подготовила: Овчинникова И.А.
Досуговая деятельность носитэтико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка с нарушениеминтеллекта такие качества, как: человечность, гуманность, порядочность иувлеченность. Досуговые мероприятия, как вид деятельности являются эффективным и продуктивным средством воспитания. Занятия интересны детям,сплачивают детский коллектив, происходит включение детей в новые роли вколлективе класса, активизируется межличностное общение школьников, чтоочень важно для детей с интеллектуальныминарушениями.
Досуговая деятельность выполняетсоциокультурную функцию, которая характеризуется целенаправленностью ипродуманностью, осуществляется в свободное время ребенка и протекает какиндивидуально, так и коллективно. Также ее отличает относительная свобода (взависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговыхмероприятий, многообразие видов досуговой деятельности, учитывая интересыребят.
Организация досугаосуществляется во внеурочной деятельности, основнымицелями которой являются создание условий для достижения обучающимисянеобходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемойобществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждогообучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды,обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся всвободное время.
Основные задачи:
-коррекция всехкомпонентов психофизического, интеллектуального, личностного развитияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетомих возрастных и индивидуальных особенностей;
-развитиеактивности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
— развитиевозможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
— формированиеоснов нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающихи самих себя,
— формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитиетрудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости инастойчивости в достижении результата;
— расширениепредставлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
— формированиеположительного отношения к базовым общественным ценностям;
— развитие навыковосуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшимидетьми в решении общих проблем;
-развитиедоброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей исопереживания им.
Работа по программамвнеурочной деятельности ориентирована на создание условий для: расширенияопыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихсяс умственной отсталостью в комфортной развивающей среде; их позитивногоотношения к окружающей действительности; социального становленияв процессе общения и совместной деятельности в детском коллективе,активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
В работе многих педагогов используются разные видыдеятельности с обучающимися: художественное творчество, трудовая, игровая деятельность,спортивно-оздоровительная, досугово-развлекательная деятельность.
Формы организациивнеурочной деятельности разнообразны и их выбор определяетсяобщеобразовательной организацией: экскурсии, кружки, секции, соревнования,праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы,культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые), туристическиепоходы и т. д.
При организациивнеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевоговзаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образованиядетей, организаций культуры и спорта).
Внеурочнаядеятельность способствует социальной интеграции обучающихся с умственнойотсталостью путем организации и проведения воспитательных мероприятий, вкоторых предусмотрена совместная деятельность обучающихся с ограничениямиздоровья и без таковых, с участием различных организаций. Виды совместной внеурочнойдеятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов какобучающихся с интеллектуальными нарушениями, так и их обычно развивающихсясверстников.
В организациивнеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники образовательнойорганизации (классные руководители, учителя-предметники, воспитатели ГПД, учитель-дефектолог,учитель-логопед, педагог — психолог, социальный педагог и др.) и медицинскиеработники.
В качествеорганизационного механизма используется план внеурочной деятельности.
Формы и способыорганизации внеурочной деятельности образовательной организации определяетсамостоятельно, исходя из необходимости, обеспечить достижение планируемыхрезультатов реализации АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) на основании возможностей обучающихся, запросов родителей(законных представителей), а также имеющихся кадровых,материально-технических и других условий.
Планируемыерезультаты внеурочной деятельности. Воспитательные результаты внеурочнойдеятельности распределяются по трем уровням.
Первый уровеньрезультатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о Родине,о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества,социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.),первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Длядостижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействиеобучающегося с учителями (в основном и дополнительном образовании), как значимымидля него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровеньрезультатов – получение опыта переживания и позитивного отношения кбазовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Длядостижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействиеобучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. взащищённой, дружественной социальной среде, в которой обучающийся получает (илине получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровеньрезультатов — получение обучающимися с умственной отсталостью начальногоопыта самостоятельного общественного действия, формирование социальноприемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особоезначение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различныхсоциальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытойобщественной среде.
Достижение трехуровней результатов во внеурочной деятельности увеличивает вероятностьпоявления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У них могутбыть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданскаякомпетентности и социокультурная идентичность. Переход от одного уровнявоспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным,а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальныхвозможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью.
Обучающимисядостигаются такие личностные результаты, как:
― ценностноеотношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему городу,народу, России;
― ценностноеотношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России ичеловечества, трудолюбие;
― осознаниесебя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретногорегиона;
― элементарныепредставления об эстетических и художественных ценностях отечественнойкультуры.
― эмоционально-ценностноеотношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― уважение кистории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни другихнародов;
― потребностии начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболеепривлекательных видах практической, художественно-эстетической,спортивно-физкультурной деятельности;
― развитиепредставлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальныхкомпонентов;
― расширениекруга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками вразных социальных ситуациях;
― принятие иосвоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми,работать в коллективе;
― способностьк организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образежизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
― способностьориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки всвоих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
― способностьорганизовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбиратьсредства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутыерезультаты;
― мотивация ксамореализации в социальном творчестве, познавательной и практической,общественно полезной деятельности.
Таким образом, данныенаправления и формы организации досуга во внеурочной деятельности детей снарушением интеллекта оказывают влияние на повышение их умственной активности,на физическое развитие, состояние нервной системы, формируют навыки общения,умение делать выбор и принимать ответственные решения, умение использоватьполученные знания в нестандартных ситуациях, работать с различными источникамиинформации, планировать и проектировать собственную деятельность.Представленные в учебном плане занятия внеурочной деятельности организуются каксо всем классом, так и группами по выбору учащихся.