СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей «Ярцевская общеобразовательная школа-интернат»
Выступление на заседании МО математического,гуманитарного и естественно-географического циклов, 07.12.2022 г.
Тема: «Функциональнаяграмотность школьника как один из способов повышения качества знаний»
Докладчик: учитель математики Фадеева Н.И.
Своё выступление, думаю,необходимо начать с определения термина «функциональная грамотность».
«Функциональнаяграмотность – это способность человека использовать приобретаемые в течениежизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферахчеловеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Сейчасв сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных темдля обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве. Почему же онастановится такой важной?
Современныймир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Этисложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новыхтехнологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическимиизменениями самого человека. Окружающий мир больше неаналогово-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и этотребует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».
Обществу необходим человекфункционально грамотный, умеющий работать на результат, способный копределенным, социально значимым достижениям. Современноеобщество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могутосваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решатьвозникающие проблемы в быстроменяющихся условиях, то есть существует запрос нафункционально грамотных специалистов.
Сформированностьфункциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективнофункционировать в обществе, способность к самоопределению,самосовершенствованию и самореализации.
Формированиефункциональной грамотности учащихся в современной образовательной системеможет быть решена в контексте каждой образовательнойобласти, а также каждого учебного предмета.
Впервыеэто понятие «функциональная грамотность» было внесено ЮНЕСКО еще в 1957 году.Но тогда под функциональной грамотностью понимали ликвидацию безграмотности —важно было научить большую часть населения читать и писать. Это касалось большевзрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем. Смыслконцепции функциональной грамотности состоит в приближении образования с многоплановойчеловеческой деятельностью. Функциональная грамотность — способность человекавступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться ифункционировать в ней. Однако революция в науке и технике внесла своикоррективы в развитие и функциональной грамотности, и самого понятия о ней.Многие ученые приводят все новые и новые формулировки, стараясь наиболее полноописать функциональную грамотность современного человека.
Теорияфункциональной грамотности базируется на одном из более популярныхмеждународных оценочных изучений – «(PISA)
PISA (Programme for International Student Assessment) –это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамкахкоторого оцениваются знания и навыки, определяется уровень функциональнойграмотности обучающихся в возрасте 15 лет. Это одна из главных международныхсистем мониторинга, начиная с 2000 года, проводится каждые 3 года.
Главная цель этойпрограммы — на основе результатов тестирования оценить грамотность 15-летнихшкольников в разных сферах учебной деятельности: естественнонаучной,математической, компьютерной и читательской.
Основной вопросданного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками иумениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе,способность использовать полученные знания, для решения самых разных жизненныхзадач?».
Последний раз вРоссии PISA проводилась в 2018 году. Мы заняли 31 место из 77 участвующих.Результаты исследования PISA-2018 показали, что больше 78% российскихобучающихся достигли и превысили пороговый уровень читательской грамотности.При этом число детей, достигших наивысших уровней читательской грамотности,составило 6% по всем видам проверяемых умений.
Основнойпричиной невысокого рейтинга России являются низкие результаты российскихучащихся пятнадцатилетнего возраста практически по всем областям функциональнойграмотности, выявленные в исследовании PISA.
Речьидет, прежде всего, о недостаточно сформированной способности у учащихсяиспользовать имеющиеся предметные знания и умения при решении задач,приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень владения такимиумениями, как поиск новых или альтернативных способов решения задач, проведенияисследований или групповых проектов. Другими
словами,относительный неуспех наших школьников в решении заданий, предлагаемых вмеждународных исследованиях, кроется в отсутствии практики решения задач,направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся в отечественнойшколе.
Функциональная грамотность – результат целенаправленного организованногопроцесса познавательной деятельности.
Как известно,выделяют пять способов развития навыков функциональной грамотности современногочеловека.
Критично мыслить: ставить под сомнение факты,которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание наконкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная илиувиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какойглавный посыл.
Развивать коммуникативные навыки: формулироватьглавную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей,слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеямии выносить их на обсуждение.
Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему,крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседниковвыражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и веденияпереговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
Расширять кругозор: разбираться в искусстве,экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества.Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можнопериодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх,участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскомуязыку.
Организовывать процесс познания: ставить цели изадачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения,анализировать данные, делать выводы.
Функциональнаяграмотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применятьее на практике и решать сложные жизненные задачи.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены:математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности,глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждойсоставляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающиммиром, решая при этом разнообразные задачи.
Однаиз важнейших задач современной школы – формирование функциональнограмотных людей.
Функционально грамотная личность – это человек:
-ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями,ожиданиями и интересами;
— способныйбыть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
-умеющий отвечать за свои решения;
— способный нести ответственность за себя и своих близких;
-владеющий приёмами учения и готовый к постоянной переподготовке
-обладающей набором компетенций, как ключевых, так и по различным областямзнаний;
-хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия междулюдьми;
-владеющий современными информационными технологиями.
Цельучителя – развить ребёнка.
-развить мышление из наглядно – действенного перевести его в абстрактно-логическое;
-развить речь, аналитико- синтетические способности, развить память и внимание,фантазию и воображение, пространственное восприятие;
-развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а такжемелкую моторику;
-развивать коммуникативные способности, способность общаться, контролироватьэмоции, управлять своим проведением. Решая эти задачи, педагог получает врезультате функционально развитую личность.
Условиядостижения данной цели обучения носит длительный характер:
-учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности иответственности за результаты деятельности;
-представляется возможность, для приобретения опыта достижения цели.
Несомненно,требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются вфокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаемакцент на умения применять эти знания. Еще в IV веке до нашей эрыдревнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что«детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Всовременных условиях в школе появляется возможность выйти за пределыокружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяютзаниматься учебно- познавательной, исследовательской, творческой или игровойдеятельностью, организованной на основе компьютерных технологий.
Проектнаядеятельность учащихся по предметам, участие в школьно – практическихконференциях. Внеклассные мероприятия, направленные на развитие функциональнойграмотности.
Учитель является организатором самостоятельнойактивной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом ипомощником.
Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и уменийшкольников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочьквалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании иприменении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционномобучении. И требует от учителя более высокого уровня мастерства.
Взаключении приведу притчу:
«Сегодня изучитеобряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, вкотором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, аучитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучитьвсе, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учениково том, что они узнали. — Белый журавль моет голову» – это значит, прополощичайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик. — Бодхисаттва входит водворец, – это значит, положи чай в чайник, – добавил второй. — Струя греетчайник, – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил третий. Такученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Толькопоследний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всемправилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. — Твой рассказ был лучшим, –похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем,что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». -Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. -Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Что такое hard и soft skills? Hard skills (англ. «твердыенавыки») – профессиональные, технические навыки построены на узкойспециализации; то, чем можно овладеть в учебных заведениях. Это и иностранныеязыки, и программирование, и вождение автомобиля, а мы ещё можем добавить,математика, физика, биология и другие предметы (то есть предметные знания,навыки). Для их освоения нужны инструкции, интеллект. При их освоении большеработает левое полушарие (то есть логика), важен высокий уровень IQ.
SoftSkills (англ. «мягкие навыки») — то, чтонельзя подтвердить дипломом. Это коммуникабельность, уравновешенность,креативность, умение подстроиться под ситуацию и быстро среагировать внестандартных обстоятельствах. При прокачке этих навыков работает правоеполушарие (творческое), желательно иметь высокий уровень EQ (эмоциональногоинтеллекта).
Hard skills |
Soft skills |
Для овладения важны логика и интеллект, которые измеряют уровнем IQ. |
Важен высокий коэффициент эмоционального интеллекта EQ. |
Наличие и уровень «твердых» навыков проверяют при помощи экзаменов и аттестаций. |
Проявление «мягких» навыков сложно отследить, измерить или показать. |
Практически не изменяются, не зависимо от того, в какой среде находится человек. Например, правила хорошего программного кода остаются одинаковыми для любой компании. |
Требуют адаптации под конкретную ситуацию. Например, межличностное общение понадобится для работы в команде, которая занимается тестированием программного обеспечения. |
Приобретаются путем анализа и запоминания готового материала (лекции, книги, аудио и видеоматериалы, личный инструктаж). |
Формирование навыков основано на личном опыте. |
Приэтом hard skills осваиваются в более высоком темпе по сравнениюс soft skills.
