X-PDF

Выступление на МО по теме «Функциональная грамотность школьника как один из способов повышения качества знаний»

Поделиться статьей

СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей «Ярцевская общеобразовательная школа-интернат»

 

Выступление на заседании МО математического,гуманитарного и естественно-географического  циклов, 07.12.2022 г.

Тема: «Функциональнаяграмотность школьника как один из способов повышения качества знаний»
Докладчик: учитель математики Фадеева Н.И.

Своё выступление, думаю,необходимо начать с определения термина «функциональная грамотность».

 «Функциональнаяграмотность – это способность человека использовать приобретаемые в течениежизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферахчеловеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Сейчасв сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных темдля обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве. Почему же онастановится такой важной?

Современныймир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Этисложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новыхтехнологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическимиизменениями самого человека. Окружающий мир больше неаналогово-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и этотребует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

Обществу необходим человекфункционально грамотный, умеющий работать на результат, способный копределенным, социально значимым достижениям. Современноеобщество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могутосваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решатьвозникающие проблемы в быстроменяющихся условиях, то есть существует запрос нафункционально грамотных специалистов.

Сформированностьфункциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективнофункционировать в обществе, способность к самоопределению,самосовершенствованию и самореализации.

Формированиефункциональной грамотности учащихся в современной образовательной системеможет быть решена в контексте каждой образовательнойобласти, а также каждого учебного предмета.

Впервыеэто понятие «функциональная грамотность» было внесено ЮНЕСКО еще в 1957 году.Но тогда под функциональной грамотностью понимали ликвидацию безграмотности —важно было научить большую часть населения читать и писать. Это касалось большевзрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем. Смыслконцепции функциональной грамотности состоит в приближении образования с многоплановойчеловеческой деятельностью. Функциональная грамотность — способность человекавступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться ифункционировать в ней. Однако революция в науке и технике внесла своикоррективы в развитие и функциональной грамотности, и самого понятия о ней.Многие ученые приводят все новые и новые формулировки, стараясь наиболее полноописать функциональную грамотность современного человека.

Теорияфункциональной грамотности базируется на одном из более популярныхмеждународных оценочных изучений – «(PISA)

PISA (Programme for International Student Assessment) –это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамкахкоторого оцениваются знания и навыки, определяется уровень функциональнойграмотности обучающихся в возрасте 15 лет. Это одна из главных международныхсистем мониторинга, начиная с 2000 года, проводится каждые 3 года.

Главная цель этойпрограммы — на основе результатов тестирования оценить грамотность 15-летнихшкольников в разных сферах учебной деятельности: естественнонаучной,математической, компьютерной и читательской.

Основной вопросданного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками иумениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе,способность использовать полученные знания, для решения самых разных жизненныхзадач?».

Последний раз вРоссии PISA проводилась в 2018 году. Мы заняли 31 место из 77 участвующих.Результаты исследования PISA-2018 показали, что больше 78% российскихобучающихся достигли и превысили пороговый уровень читательской грамотности.При этом число детей, достигших наивысших уровней читательской грамотности,составило 6% по всем видам проверяемых умений.

         Основнойпричиной невысокого рейтинга России являются низкие результаты российскихучащихся пятнадцатилетнего возраста практически по всем областям функциональнойграмотности, выявленные в исследовании PISA.

Речьидет, прежде всего, о недостаточно сформированной способности у учащихсяиспользовать имеющиеся предметные знания и умения при решении задач,приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень владения такимиумениями, как поиск новых или альтернативных способов решения задач, проведенияисследований или групповых проектов. Другими

словами,относительный неуспех наших школьников в решении заданий, предлагаемых вмеждународных исследованиях, кроется в отсутствии практики решения задач,направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся в отечественнойшколе.

   Функциональная грамотность – результат целенаправленного организованногопроцесса познавательной деятельности.

Как известно,выделяют пять способов развития навыков функциональной грамотности современногочеловека.

Критично мыслить: ставить под сомнение факты,которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание наконкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная илиувиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какойглавный посыл.

Развивать коммуникативные навыки: формулироватьглавную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей,слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеямии выносить их на обсуждение.

Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему,крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседниковвыражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и веденияпереговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

Расширять кругозор: разбираться в искусстве,экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества.Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можнопериодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх,участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскомуязыку.

Организовывать процесс познания: ставить цели изадачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения,анализировать данные, делать выводы.

Функциональнаяграмотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применятьее на практике и решать сложные жизненные задачи.

    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены:математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности,глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждойсоставляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающиммиром, решая при этом разнообразные задачи.

   Однаиз важнейших задач современной школы – формирование функциональнограмотных людей.

  Функционально грамотная личность – это человек:

-ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями,ожиданиями и интересами;

— способныйбыть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

-умеющий отвечать за свои решения;

— способный нести ответственность за себя и своих близких;

-владеющий приёмами учения и готовый к постоянной переподготовке

-обладающей набором компетенций, как ключевых, так и по различным областямзнаний;

-хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия междулюдьми;

-владеющий современными информационными технологиями.

Цельучителя – развить ребёнка.

-развить мышление из наглядно – действенного перевести его в абстрактно-логическое;

-развить речь, аналитико- синтетические способности, развить память и внимание,фантазию и воображение, пространственное восприятие;

-развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а такжемелкую моторику;

-развивать коммуникативные способности, способность общаться, контролироватьэмоции, управлять своим проведением. Решая эти задачи, педагог получает врезультате функционально развитую личность.

Условиядостижения данной цели обучения носит длительный характер:

Представленная информация была полезной?
ДА
60.61%
НЕТ
39.39%
Проголосовало: 1320

-учебный процесс ориентирован на развитие  самостоятельности иответственности за результаты деятельности;

-представляется возможность, для приобретения опыта достижения цели.

Несомненно,требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются вфокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаемакцент на умения применять эти знания. Еще в IV веке до нашей эрыдревнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что«детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

 

 Всовременных условиях в школе появляется возможность выйти за пределыокружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяютзаниматься учебно- познавательной, исследовательской, творческой или игровойдеятельностью, организованной на основе компьютерных технологий.

Проектнаядеятельность учащихся по предметам, участие в школьно – практическихконференциях. Внеклассные мероприятия, направленные на развитие функциональнойграмотности.

  Учитель является организатором самостоятельнойактивной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом ипомощником.

  Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и уменийшкольников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочьквалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании иприменении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционномобучении. И требует от учителя более высокого уровня мастерства. 

Взаключении приведу притчу:

 «Сегодня изучитеобряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, вкотором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, аучитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучитьвсе, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учениково том, что они узнали. — Белый журавль моет голову» – это значит, прополощичайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик. — Бодхисаттва входит водворец, – это значит, положи чай в чайник, – добавил второй. — Струя греетчайник, – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил третий. Такученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Толькопоследний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всемправилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. — Твой рассказ был лучшим, –похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем,что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». -Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. -Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

 

 Что такое hard и soft skills? Hard skills (англ. «твердыенавыки») – профессиональные, технические навыки построены на узкойспециализации; то, чем можно овладеть в учебных заведениях. Это и иностранныеязыки, и программирование, и вождение автомобиля, а мы ещё можем добавить,математика, физика, биология и другие предметы (то есть предметные знания,навыки). Для их освоения нужны инструкции, интеллект. При их освоении большеработает левое полушарие (то есть логика), важен высокий уровень IQ.

 

SoftSkills  (англ. «мягкие навыки») — то, чтонельзя подтвердить дипломом. Это коммуникабельность, уравновешенность,креативность, умение подстроиться под ситуацию и быстро среагировать внестандартных обстоятельствах. При прокачке этих навыков работает правоеполушарие (творческое), желательно иметь высокий уровень EQ (эмоциональногоинтеллекта).

 

Hard skills

Soft skills

Для овладения важны логика и интеллект, которые измеряют уровнем IQ.

Важен высокий коэффициент эмоционального интеллекта EQ.

Наличие и уровень «твердых» навыков проверяют при помощи экзаменов и аттестаций.

Проявление «мягких» навыков сложно отследить, измерить или показать.

Практически не изменяются, не зависимо от того, в какой среде находится человек. Например, правила хорошего программного

кода остаются одинаковыми для любой компании.

Требуют адаптации под конкретную ситуацию. Например, межличностное общение понадобится для работы в команде, которая занимается тестированием программного обеспечения.

Приобретаются путем анализа и запоминания готового материала (лекции, книги, аудио и видеоматериалы, личный инструктаж).

Формирование навыков основано на личном опыте.

 

Приэтом hard skills осваиваются в более высоком темпе по сравнениюс soft skills.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.61%
НЕТ
39.39%
Проголосовало: 1320

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.61% НЕТ 39.39% Проголосовало: 1320


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.61% НЕТ 39.39% Проголосовало: 1320


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.61% НЕТ 39.39% Проголосовало: 1320


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.61% НЕТ 39.39% Проголосовало: 1320


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.61% НЕТ 39.39% Проголосовало: 1320


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет