Повышение познавательной деятельности имотивации в работе с трудными детьми
Чубарова О.Н., учитель математики,социальный педагог
Добрый день, коллеги. Я думаю, что вы со мнойсогласитесь в том, что мотивация самая изученная, но при этом сложно-реализуемаятема в психолого-педагогической практике. Мы с вами знаем, что мотивация – этосовокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребенка иливзрослого человека к деятельности. Мотивация придает деятельностинаправленность, которая ориентирована на достижение результата.
Но что же мы с вами встречаем на практике? Расскажу осебе: в школу на должность педагога пришла 15 лет назад, казалось, что я многоепонимаю, многое умею и самое важное многое могу, но…
Реалии жизнь таковы: мало найдется детей, которыеникогда не доставляют учителю головной боли. Но некоторые ученики буквальносводят с ума: отвлекают других, отказываются участвовать в работе, устраиваютдраки. Как работать?
15 лет работы социальным педагогом сформировало у меняследующую позицию (сейчас я буду говорить об учителе)
1. Непринимайте все на свой счет
Встреча с «неподдающимся» ребенком – серьезноеиспытание. Могут возникнуть мысли: «это моя вина, я сделал/а что-то не так»;«это он назло, пользуется моей слабостью/неопытностью»; «если я не смогусправиться – я никудышный педагог».
Поведение ребенка – это сложное уравнение. В немзамешаны темперамент, воспитание, ситуация в семье, жизненные обстоятельства,школьные нагрузки, отношения с одноклассниками. Вы тоже влияете на него, но ненесете полную ответственность.
2. Помните:ребенку тоже трудно
Не стоит приписывать ученику злой умысел, желание«достать» лично вас. Это его жизнь, и он проживает ее так, как может. Его гневили обида могут быть направлены на вас или кого-то из других детей. Но за этимстоит внутреннее, более глубокое чувство: «мне трудно», «мне одиноко» «ярастерян». Попытайтесь понять мотивы поведения ученика. Чаще всего дети ведутсебя определенным образом не зачем-то, а почему-то.
3. Проанализируйтеситуацию
Чтобы проанализировать, чем именно вызвано девиантноеповедение ребенка в школе, попытайтесь ответить на несколько вопросов:
1. В чем именно проявляются трудности ребенка?
2. Когда, в каких условиях они возникают?
3. Может быть, ребенок закатывает истерики из-зазамечаний, но делает это только на публике?
4. Или огрызается на всех, но только в конце неделииз-за накопившейся усталости?
5. Изменилось ли поведение ребенка в последнее время,или он с самого начала вел себя именно так?
4. Постройтегипотезу
Своим поведением любой ребенок посылает вовне какой-тосигнал. Например: «Мне тяжело, я не справляюсь». Или: «Мне это не интересно».Или: «Мне кажется, меня здесь не принимают». Попробуйте считать этот сигнал,опираясь на свои наблюдения. Чтобы выяснить мотивы поведения ученика, можетпотребоваться несколько недель и помощь школьного психолога.
В психологии существует понятие стресс-фактор илистрессор. Под ним понимают, фактор, который вызывает у человека стресс. Этоможет быть как физический фактор, такой как голод, недостаток витаминов, больили усталость, так и психологический – конфликтная ситуация, общественноедавление, проблемы в семье.
5. Покажитеребенку, что вы на его стороне
Ребенку в любом случае важно чувствовать себяуслышанным и понятым. Ему трудно дается материал, он не чувствует себя в своейтарелке в школе или новом классе, он не может разобраться в своем состоянии –все это доставляет дискомфорт прежде всего ему самому. Попробуйте поставитьсебя на место ребенка и попытаться почувствовать, что конкретно доставляет емудискомфорт. У каждого человека есть склонность к эмпатии, которая поможет этосделать.
Если ученик с девиантным поведением провоцирует вас,реагируйте не на его вызов, а на ту эмоцию, которая скрывается за ним.Признайте его право быть рассерженным, растерянным, расстроенным. После урокапредложите разобраться: «Давай подумаем, почему так получилось. Давай,разберем, что не так». Разговаривайте и пробуйте понять причину бурных эмоций,это поможет вам подобрать нужные слова для разговора о происходящем.
Покажите ребенку, что вы готовы делать шаги емунавстречу. Например, если ему трудно дается какой-то момент урока – предложитепоработать над ним вместе. Если ему трудно отвечать при всех – пусть отвечаетвам наедине. Дайте ребенку понять, что его проблему можно решить, и он тожеможет участвовать в этом.
Чтобы справляться со сложными переживаниями, нужноучиться их понимать и называть
6. Создайтекоманду помощи
Если у вас есть гипотеза, обсудите ее с «группойподдержки» ребенка. В идеале, в нее должны входить учитель, родители, школьныйпсихолог и социальный педагог. Попробуйте поговорить с каждой из сторон,выработать совместную линию, в отдельных случаях можно создать для этогоотдельный чат).
Всего 6 простых на словах шагов, но каждый из нихогромный кропотливый труд учителя.
Смотрите, понять, принять и протянуть руку помощи –это ведь мотивация и внешняя, и внутренняя. Мотивация, как самого ребенка, таки учителя, и его окружающих. Как педагог-практик я прекрасно понимаю, что самымсложным в данном алгоритме будет создать команду помощи, ведь эта команда будетсостоять не только из учителя и ребенка, но и из родителей, других педагоговшколы и не только.
Возвращаясь к мотивации. Мы все знаем, что естьвнутренняя и внешняя мотивация, мы прекрасно осознаем, что школьная отметка этовнешняя мотивация, мы в школе работаем над развитием учебной мотивации, мы –учителя – любим свой предмет и хотим, чтобы его любили дети.
Как вы знаете, выделяют пять уровней учебноймотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьноймотивации. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболееуспешно выполнять все предъявляемые школьные требования.
Второй уровень – хорошая школьнаямотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение кшколе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такиедети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями,с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детейсформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация.Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На урокахчасто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затрудненияв учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
Пятый уровень – негативное отношение к школе,школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудностив обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы вобщение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередковоспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо.
Часто мы слышим мне тогда все понятно, когдаинтересно — так говорят ученики школы.
Вот один из секретов самой сильной внутреннеймотивации – ИНТЕРЕС. Так как же сформировать его у ребенка? Черезсамостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома,создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизнуматериала, эмоциональную окраску урока. А это не что иное, как требования ФГОСвторого поколения, которые претерпевают постоянные изменения и с сентября 2022года будут новыми.
Поговорим о том, что же может сделать учитель, чтобыповысить учебную мотивацию.
1. формированиемотивации необходимо начинать с диагностики мотивационной сферы, с выявленияисходного уровня мотивации учения у большинства учащихся. Кажется, чтоэто работа школьного психолога. Да, но один – два школьных психолога на 1000учеников не могут отследить динамику, а учитель на уроке, отведя 5 минут наанкетирование, сможет оценить динамика развития учебной мотивации у каждогоученика. В раздаточном материале предложено несколько проверенных анкет иопросников, проводя которые регулярно, вы сможете мониторить ситуацию развитияучебной мотивации
2. постановкацелей формирования мотивации. Нами любимый илине любимый вопрос от школьника – ЗАЧЕМ? Зачем мне ваша математика, зачем мнеэта школа и т.д. Мы – люди – так устроены, что должны понимать зачем делаетсякаждый шаг, каждое действие. Это может быть внешнее поощрение: сделаешь хорошо,дам конфетку, или внутреннее поощрение: сделаю хорошо и вырасту в своих глазах.
3. отбори применение педагогических средств формирования мотивации. Этоответ на вопрос – КАК?
Подбор содержания учебного материала.
Мы же прекрасно понимаем, что современные школьникиочень далеки от нашего представления «хорошего» ученика, воспитанного советскойпедагогической школой. Поэтому содержание учебного материала должно бытьСОВРЕМЕННЫМ.
Сегодня много говорят о финской системе обучения, осингапурской системе обучения. Эти системы идут от особенностей организацииучебной деятельности. Здесь мы можем услышать о свободной системе обучения, обобучении по интересам и склонностям. Нам, учителям России, очень сложно сделатьчто-то свободное, так как сама классно-урочная система не подразумеваетсвободы. Да, мы выкручиваемся, мы стараемся сделать урок неповторимым,лично-ориентированным, но все же мы продолжаем обучать гуманитария Федю науроках физика с таким же усердием, как и математика Васю и наоборот.
Для этого мы используем на уроках следующие методы:
· словесные
· наглядные и практические методы
· репродуктивные и поисковые методы
· методы самостоятельной учебной работы иработы под руководством учителя.
Для становления мотивации следует использовать не одинпуть, а все пути и методы в определенной системе, в комплексе, ибо не один изних, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлениимотивации всех учащихся.
Для повышения мотивации ученияцелесообразно использование такназываемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров),заключаемых между учителем и учащимися. В таком добровольном контрактесоглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношениеобъёмов учебной работы, её качества и оценок. Контракты, с одной стороны,стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а сдругой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенностии безопасности, свободы и ответственности.
Например: «Линия времени».
Учитель чертит на доске линию, на которой обозначаетэтапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах,требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки, накоторых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, чтоименно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметьдля успешного усвоения каждой последующей темы.
Для появления интереса к изучаемомупредмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразностиизучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могутспособствовать следующие приёмы.
«Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, чтоизучение этой темы просто необходимо.
«Автор»
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснилиученикам необходимость изучения этой темы?
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснилиученикам эту тему?
«Фантазёр»
На доске записана тема урока.
— Назовите 5 способов применения знаний, умений инавыков по этой теме в жизни.
— Вот видите, как важно…
«Кумир»
На карточках раздать «кумиров по жизни».Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этойтемы?
«Профи»
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этойтемы?
Создание ситуации успеха также позволяетзамотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во времяфронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Язнаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своейлингвистической компетенции.
Подведем итог: мотивация учащихся к учению сложный итрудоемкий процесс, требующий от учителя больших усилий и желаний. Учитель неможет стоять на месте и всегда работать одинаково, учитель меняется вместе скаждым новым поколением учеников. В этом секрет успешного любимого ученикамиучителя.
Спасибо за внимание. Успехов вам в вашей деятельностии новых интересных учеников. Надеюсь, что материалы, полученные вами сегодня,помогут в вашей педагогической практике.
