АДАПТАЦИЯОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
Говоряоб адаптации пятиклассников к средней школе, мне бы хотелось заметить, что понятие адаптация тесно связано с понятием готовность к обучению в средней школе. Несмотря на то,что изучение английского языка начинается во втором классе, уроки иностранногоязыка для пятиклассников являются новой ступенью. Во-первых, происходитувеличение часов английского языка (в начальных классах-2 часа в неделю, в 5классе- 3 часа в неделю),во-вторых, в 5 классе начинается изучение грамматики ивозрастает объем лексических единиц.
Невсе учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можновыделить следующие составляющие понятия готовность к обучению в среднейшколе:
- Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
- Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
- Качественно иной, более взрослый тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Таккак одним из признаков успешной адаптации является удовлетворенность ученикапроцессом обучения, т.е. ученику понятно, интересно, он справляется с заданиямии видит результат своей работы, в 5 классе при планировании уроков яруководствуюсь принципами развивающего обучения. Остановлюсь на некоторых изних:
1Принцип-динамичность восприятия. Я предлагаю задания по степени нарастающейтрудности. Важно, чтобы усложнение происходило постепенно, и чтобы каждый шагэтого усложнения был ступенькой для продвижения вперед, а не преградой дляученика. Задания предполагают использование различных доминантных анализаторов.Слуховой анализатор-если я задаю вопрос то, прежде всего, даю свой вариантответа на него. Для одних учеников-это образец для повтора, а для других-модельдля составления собственного предложения. Зрительный анализатор- использованиенаглядности-опорные таблицы, схемы перед глазами.
2Принцип продуктивной обработки информации. Я даю задания на самостоятельнуюобработку информации и языковую догадку Перенос показанного способа обработкиинформации на свое индивидуальное задание (учимся работать по аналогии пообразцу, рассказал про друга, расскажи о папе.
3Развитие и коррекция высших психических функций. Реализуя этот принцип на урокея включаю специальные упражнения на развитие внимания, памяти, навыковаудирования, чтения и говорения (презентация, игры-тренажеры).
4Принцип мотивации к учению. Задание должно быть четким, Чтобы учащиесяпонимали, что они должны сделать, чтобы получить результат. Ученик должен бытьуверен, что он всегда может воспользоваться подсказкой,опорой(забыл-повторю-вспомню-сделаю)
Сцелью повышения интереса к английскому языку я ввожу занимательные элементы всвои уроки (игры, рифмовки, песенки, кроссворды).
В5 классе процесс привыкания к средней школе протекает без проблем спсихологической точки зрения, но остаются проблемы с учебной стороны. Не всеучащиеся умеют слышать и слушать, отсюда постоянное требование некоторыхучащихся «Повторите, пожалуйста». У части детей недостаточно хорошоразвита речь, внимание и память, поэтому возникают трудности в усвоениипрограммного материала. В группе есть учащиеся с проблемой медленного письма инарушениями единого орфографического режима.
Яучитываю все эти особенности класса при поиске эффективных методов и приемовобучения английскому языку. Обучение и личностное развитие современногошкольника возможно в том случае, если деятельность (учебная, прежде всего)эмоционально окрашена. Как известно, большое значение при организацииобразовательного процесса иностранному языку играет мотивация учения. ВасилийАндреевич Сухомлинский утверждает: «Все наши замыслы, все поиски ипостроения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Именно интерес является главной движущей силой познавательной деятельности.Поэтому, я стараюсь использовать на своих уроках разнообразные нестандартныеприемы обучения, которые способствуют закреплению языковых явлений в памяти,создают более стойкие зрительные и слуховые образы, поддерживают интерес иактивность учащихся, т.е. активные методы обучения. Именно нестандартныеформы проведения уроков помогают уменьшить трудности, возникающие упятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю школу.
Базаанглийского языка. Дети ужеизучали первый иностранный язык в течение 3 лет, поэтому они имеют некиепреимущества в овладений вторым иностранным языком: — умеют работать с учебнойлитературой (учебник, раб. тетрадь, двуязычный словарь, справочник); -умеютвыполнять наиболее распространённые виды упражнений; -умеют работатьсамостоятельно, в парах, в группах; -умеют самостоятельно искать информацию идополнительный материал.
Конечно,есть и некоторые проблемы в выполнении домашних заданий. В недостаточной подготовкедомашних заданий у некоторых обучающихся я вижу частичное отсутствие контролясо стороны родителей, которые объясняют это своим незнанием языка исоответственно в неспособности помочь своему ребенку. Для решения этой проблемыя применяю индивидуальный подход, дифференцированный подход и работу в паре игруппах.
Помоим наблюдениям, в целом, обучающиеся 5 класса готовы к изучению иностранныхязыков, получив определенные знания, умения и навыки в начальной школе, чтоспособствует дальнейшей благоприятной атмосфере к изучению иностранного языка.
Заканчиваявыступление, мне бы хотелось отметить, что самое главное для снятия напряженияу школьников – это доброжелательная обстановка на уроке, положительныйэмоциональный климат и доверительные отношения между учителем и учащимися, атакже между самими учащимися. Именно эти факторы помогут учителю создатьситуацию успеха для каждого ученика. Учитель должен создавать такие условия науроке, чтобы каждый ученик имел возможность заниматься успешно и получатьвысокую оценку своей деятельности. Ведь главная цель каждого урока — созданиекомфортных условий для максимального развития способностей каждого ученика.
