Выступление на педагогическом совете «Дистанционноеобучение: проблемы и пути решения»
Ни длякого не является секретом, что большинство учащихся свое свободное от школывремя проводят в сети Интернет. Виртуальная жизнь, которую проживают наши дети,становится их реальностью. И если несколько лет назад Интернет ассоциировался уних только с социальными сетями, то сегодня наши дети стали большеинтересоваться возможностями получения образования в сети. Как сказала ОльгаВасильева, «Учителя должны быть наставниками для своих учеников, «рожденных вцифре». Это не революция, а необходимость, сравнимая с изобретениемкнигопечатания».
Вовлечь впроцесс обучения «рожденного в цифре ребенка» без естественной для него среды,становится все сложнее и сложнее. Поэтому развитие современной цифровойобразовательной среды стало весьма актуальным. Пришло время цифровых технологийв школе. Мы должны давать знания не только по своему предмету, но и учить детейжить в меняющемся мире, думать о технических и социальных новациях. Одной изтаких новаций является использование цифровых инструментов (образовательныхплатформ, сервисов и приложений) в образовательном процессе.
Цифроваяобразовательная среда помогает развить учебную самостоятельность иответственность детей, предоставляет школьникам разнообразные инструменты дляпродуктивной деятельности. Возможность получить знания самостоятельно, ориентироватьсяв больших объемах информации — это то качество, которое требуют современныеработодатели от своих подчиненных. И электронный образовательный контентсегодня дает учащимся возможность быть завтра востребованными на рынке труда.
Винформационно-образовательной среде уроки приобретают свои особенности:изменяется позиция учителя на уроке, учебный процесс индивидуализируется, всвязи с чем активизируется познавательная деятельность обучающихся, возможностьсочетания различных форм познавательной деятельности вне рамок однойобразовательной организации. От педагогов требуется высокий уровень владения ИКТ ипостоянное совершенствование в этом направлении. Одним из основных трендовсовременного образования являются сетевые активности, использование социальныхсетей в качестве образовательных ресурсов и проведение удаленных уроков,тренингов. Характерными особенностями цифрового образования с использованиемсетевых технологий являются гибкость, мобильность, технологичность,диалогичность и интерактивность, ориентация на восприятие медиапотоков. Впоследнее время очень многое изменилось в образовании. Меняется структура,содержание уроков. А самое главное, основная цель обучения в настоящий моментзаключается не только в накоплении учеником определенной суммы знаний, умений,навыков, но и в подготовке школьника «как самостоятельного субъектаобразовательной деятельности».
Учительпризван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителемучащихся. Актуальность приобретает теперь слова Уильяма Уорда:«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учительпоказывает. Великий учитель вдохновляет».
Ещё 20-30лет назад человек, желающий получить новые знания, был вынужден регулярнопосещать учебные заведения, библиотеки. А сегодня для обучения нам нуженкомпьютер с доступом в интернет.
Сегодня,хотим мы этого или нет, но набирает популярность дистанционное обучение.
Слайд Дистанционное обучение —взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее всеприсущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы,организационные формы) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологийили другими средствами, предусматривающими интерактивность. «Дистанционноеобучение производится при помощи информационно-телекоммуникационной сети, черезкоторую учащиеся и учителя взаимодействуют друг с другом. Дистанционноеобучении в России в настоящий момент регулирует Федеральный закон от 29 декабря2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Дистанционноеобучение – способ организации процесса обучения, основанный на использованиисовременных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющихосуществлять обучение на расстоянии между учителем и учащимися. Технологиядистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоенияматериала происходит с помощью компьютерной сети Интернет. Цель внедрениядистанционных образовательных технологий в систему обучения состоит вобеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимоот места проживания, социального положения и состояния здоровья и т.д.
Преимуществадистанционного обучения.
Дистанционноеобучение позволяет:
— решитьпроблему интерактивного общения при взаимодействии учителя и учащихся, учителяи учебной группы, отдельного учащегося и учебной группы;
-обеспечить постоянный контроль за степенью усвоения учебного материала;
-обеспечить учащихся учебными материалами и учебной информацией, хранящимися наразнообразных информационных серверах и в базах данных телекоммуникационныхсетей;
— развитьу учащихся умение самостоятельно учиться;
-обеспечить гибкое обучение с возможностью индивидуально построенного курса попредмету;
-обеспечить обучение детей с особыми образовательными потребностями, а такжечасто болеющих детей;
-организовать работу с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные заданияповышенного уровня);
-оказывать помощь учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем илиразделов школьного курса;
-оказывать помощь по профильному изучению интересующих учащихся предметов;
— призаочной форме обучения;
-организовать выполнение проектов и исследовательских работ.
Сегодняэта форма актуальна в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Карантинзаставил людей кардинально изменить свой образ жизни и перестроиться надистанционную форму работы. Кто-то освоился очень быстро и теперь успешно балансируетмежду работой и домашними обязанностями. А вот учителям повезло меньше: малотого, что нужно полностью менять формат привычных занятий, так ещё и новыетехнологии осваивать приходится, чтобы хоть как-то организовать учебныйпроцесс. Использование дистанционных технологий стимулирует педагога кпостоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умение: 1)вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных,информационно-поисковых системах; 2) организовывать хранение информации,проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощьюсовременных мультимедийных технологий; 3) использовать полученные данные прирешении конкретных творческих и проблемных задач.
Какие же новые выводы получил педагогический коллектив,всвязи с дистанционным обучением, на что необходимо обратить внимание каждомуиз нас, для более эффективной работы в условиях ДО, ведь этот формат обучения кнам пришел «всерьёз и надолго».
1. Пришло время цифровых технологий в школе. По даннымeLearning Industry, только в промежуток между 2001 и 2017 годамирынок электронных образовательных решений вырос на 900%. Возможностьобучаться дистанционно привлекает многих, и в ближайшие годы долядетей, которые получают образование удаленно, будет только расти, ведьинструментов для организации такой учебы с каждым днем все больше. Ипоэтому мы должны давать знания не только по своемупредмету, но и учить детей жить в меняющемся мире, думать о технических исоциальных новациях. Одна из таких новаций — использование цифровыхинструментов (образовательных платформ, сервисов и приложений) вобразовательном процессе.
2. В новой информационно-образовательной среде уроки приобретаютсвои особенности: изменяется позиция учителя на уроке, появляется возможностьсочетания различных форм познавательной деятельности. Все это требует отпедагога высокого уровня владения ИКТ и побуждает постоянно совершенствоватьсяв этом направлении.
3. Домашнее задание в условиях ДО: должно отбираться с особой тщательностью, так как именно оностановится центральным звеном в достижении школьниками конкретной учебной цели и при определении количествазаданий следует учитывать, что самостоятельно ребёнок работает, как правило,медленнее, выбирает индивидуальный, комфортный ему темп, а также вынужден безнепосредственной помощи учителя решать возникающие сопутствующие учебныепроблемы. Поэтому задание должно быть понятным, посильным и доступным длясамостоятельного выполнения учениками: зачастую школьнику некому помочь свыполнением домашних заданий, и он просто не делает то, с чем не можетсправиться сам; задание должно быть интересно школьнику: например, упражнениеиз учебника можно всегда дополнить ссылкой на интересный фильм по изучаемойтеме, порекомендовать электронный ресурс или изменить задание учебника, добавивтворческий вопрос.
4. Не менее важный вопрос — взаимодействие с родителями:дистанционное обучение стало неожиданностью не только для учителей, но и дляродителей: во время дистанта учитель напрямую стал общаться и с родителем, и сучеником. Общение хоть и происходило в онлайне, но всё-таки оказалосьпродуктивным.
5. Еще один немаловажный аспект, который необходимо отметить вдокладе – изменение роли учителя: появились новые роли: администраторобразовательного процесса, организатор деятельностной работы учеников,наставник ребенка в реальном мире, навигатор в большом Интернет – пространстве.Учителям в это период пришлось активно повышать свою квалификацию,просматривая вебинары, обучающие видеоролики на различных платформах, в целяхпрежде всего – освоения нового для них ресурса или совершенствовать приемы иметоды проведения уроков на уже известном ресурсе и ранее малоиспользовавшемся. Педагогами были освоены инструменты для проведенияонлайн-уроков и консультаций: доски совместного редактирования, инструменты дляработы в видеоредакторах. инструменты для тестирования и различные опросники.Администрацией школы был составлен перечень онлайн-инструментов иобразовательных платформ, освоенных учителями школы.
6. В период ДО не прекращалась воспитательная работа и главной фигурой в условиях дистанта объявлен классный руководитель.Новая роль классного руководителя довольна сложна: он является не толькооператором организации внеурочной деятельности, но и становится координатороминдивидуально-образовательной деятельности, лидером ученического коллектива идолжен не только организовывать воспитательный процесс в условиях дистанта, нои даже выступить оператором безопасного поведения ребенка в сети Интернет. Иэто новый опыт, который получили классные руководители за время пандемии.Некоторые классные руководители нашей школы освоили проведение родительскихонлайн-собраний. Из-за отмены культурно-массовых мероприятий, многие из нихперешли в онлайн-формат. Конечно, здесь есть свои плюсы и минусы. Плюсы -появилась возможность посещать многие музеи, выставки, театры в режиме онлайн.Дистант удобен для реализации программ дополнительного образования: оноткрывает путь к всевозможным олимпиадам, престижным конкурсам, позволяетреализовывать индивидуальный план и траекторию развития ребенка. Минусы -образовательный процесс — это, прежде всего, живое общение преподавателей сучениками и учеников друг с другом. Дистанционная форма ограничивает этообщение. Да, мы можем общаться через чаты, через форумы, через электроннуюпочту, но это не то. Ничто не заменит живого общения.
7. Что же нужноучителю, чтобы идти в ногу со временем и быть востребованным в профессиональномплане? Ответ простой — нужно постоянно заниматься самообразованием.
1) Нужно пробовать новое каждыйдень. Сервисов для удаленного обучения много, можно выбирать и пробоватьприменять каждый день.
2) Первое, с чегонужно начать — это овладеть инструментом. Техническая сторона дела можетподвести, поэтому нужно потренироваться.
3) Главное — небояться экспериментировать и пробовать новые форматы и инструменты. Договариватьсяс коллегами и смотреть их онлайн-уроки.
Заместительдиректора по ИКТ Едреев ВА