МБДОУ ЦРР — ДЕТСКИЙ САД №5 «СОЛНЫШКО»
СООБЩЕНИЕ
«Воспитаниелюбви к Малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей дошкольного возраста»
к педагогическому совету №3 «Современныеподходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников»
Подготовила воспитатель
Шатилина Вера Евгеньевна
г. Рыльск
2023
Родина- это слово для каждогочеловека имеет особое значение. Оно выражает глубокое, дорогое и великоечувство.
Дошкольныйвозраст — важнейший этап в развитии личности ребёнка, это период начальнойсоциализации личности, приобщения к миру культуры, общечеловеческих ценностей.В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления обокружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи изакономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принятьполученные знания в доступной практической деятельности.
У ребенка должно появиться чувство национальнойгордости за свою малую родину. Поэтому главной целью является воспитаниегражданина любящего и знающего свой край и все, что с ним связанно. Длядостижения этой цели перед нами стоит ряд задач:
С самых ранних лет у ребенка нужновоспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умениевидеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родногокрая; формировать стремление оказывать посильную помощь людям, живущим рядом.
В настоящее время в отношении людей ксемье, к Родине и её истории определились два полюса: на одном — глубокоепатриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом -вандализм и циничный отказ от своего Отечества. По какому пути пойдёт новоепоколение? Ответ на этот вопрос во многом зависит не только от детского сада,школы, но и от семьи.
Ребёнок учится тому, что видит у себядома, вокруг себя. К сожалению, не все взрослые это понимают…
В последнее время воспитание чувствапатриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачейгосударственной важности.
Без любви к своей семье, дому, Родине -не воспитать гражданина, не вдохновить ни на что…
Знакомясь с родным краем, егодостопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённыхэтнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной имировой культуры.
Любовь к Родине начинается с любви ктому, что окружает ребёнка с детства — детский сад, своя улица, свой городок, ктому, что знакомо и понятно — с любви к его малой Родине.
Чувство патриотизма многогранно посвоему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, иощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатствосвоей страны.
Быть патриотом — значит ощущать себянеотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольномдетстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, иформируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви ксвоим ближним, кдетскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как периодстановления личности имеет свои потенциальные возможности для формированиявысших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В своих знаменитых педагогическихтрудах еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что детство это каждодневноеоткрытие мира и поэтому воспитание должно быть построено так, чтобы в этом былопознание человека и Родины, величия, красоты и глубины окружающего.Основополагающим этапом при данной работе необходимо считать накопление социальногоопыта дошкольниками о жизни в своем крае, поведенческих норм и правил,знакомство с культурой. В первую очередь любовь к Родине начинается с любви кмалой родине.
Система образования призванаобеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокойнравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Реализация такой системы образованияневозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Только тот, ктолюбит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением,может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
Знание истории своего народа, роднойкультуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересомотнестись к истории и культуре других народов.
В последнее время воспитаниечувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становитсязадачей государственной важности. Именно акцент на знание истории народа, егокультуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурнымтрадициям своего народа.
Важным условием эффективногоосуществления работы по ознакомлению с родным краем является тесная взаимосвязьс семьями воспитанников. Работа ведется с непосредственным активным участиемвсех поколений семьи ребенка. Дети совместно с родителями, бабушками, дедушкамиобсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корнисвоего рода. Рассматривают старые фотографии, слушают рассказы старших членовсемьи. Все это помогает глубже осознать исторические события и факты,почувствовать связь своей семьи с родной землей.
С детьми ети младшего возраста мы учим название своей улицы и той, на которой находиться детский сад. Внимание детейпостарше нужно привлекаю к объектам, которые расположены на ближайших улицах:школа, почта магазин, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть,что всё это создано для удобства людей.
Большое значение для патриотическоговоспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как бытьпатриотом — это не только знать и любить свою страну, но и активно действоватьна её благо .
В детском саду проводятся мероприятия особого вида,главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал. В них включены:чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, экскурсии кпамятникам и обелискам, беседы о героях, прославившим родной край. Детиучаствовали в конкурсах « Я — помню, я — горжусь», «Спасибо деду за Победу»конкурсы на лучший детский рисунок «С чего начинается Родина?».
Каждый вид деятельностисоздаёт благоприятные возможности для патриотического воспитания:
-в образовательной деятельности решаются задачипознавательного развития ребёнка,
-в игровой — прививаются навыкиколлективизма соблюдения правил
-в трудовой — уважение к людям труда,трудолюбие, бережливость, организованность, чувство ответственности и долга.
Воспитание в дошкольниках любви бережногоотношения к родной природе, формирование у них чувства ответственности передродной природой — это одна из слагаемых патриотизма. Необходимо стремиться,чтобы природа была ближе и понятливее детям.
Любовь к природе определяется бережнымотношением к ней. У дошкольников это выражается в элементарной заботе оживотных, в доступном труде.
Перед нами стоит задача помочь ребёнку с раннего детства полюбить свою Родину,подготовить к самостоятельной жизни, научить быть справедливыми, честными иуспешными во всех делах. Поэтому большое значение имеет ознакомление детей снациональным, природным, культурным, историческим, географическим иэкологическим своеобразием родного города, потому что любовь к нашему отечествуначинается с любви к своему городу, району, краю.
Воспитание любви к Малой Родине и окружающейприроде – составная часть воспитания глубоких патриотических чувств.
Для решения этой задачи я выбрала наиболее действенныеформы работы: игры, беседы, экскурсии.
Экскурсии расширяют кругозор детей, позволяютвоспринимать окружающие объекты, помогают конкретно и образно видеть красотуродного края, уточняют представления об окружающей жизни. Беседы в свою очередь учат детей выражать свои переживания и чувства. Эффективный способ формированияпатриотических чувству детей к своему городу — проведение таких игр, как«Знатоки города», «Пройдёмся по улицам города», «КВН»- мой любимый город.
проживают и о своём детском саде, да и то оченьскудные.
Тематические беседы с использованиемиллюстраций и фотографий побуждали детей делать выводы, давать оценкиуслышанному и увиденному. Совместная деятельность стала основной длядальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств детей. Детинаучились следить за чистотой игровой площадки, заботиться о птицах. У нихпоявилось новое отношение к окружающему, что любишь — надо беречь.
В ходе проведённой работы знания ребят освоём городе стали шире и глубже, рассказы их стали более содержательными,эмоциональными, образными. Они в своих рассказах стали ярко выражать своёотношение к своему родному городу, и эти рассказы резко отличались от прежних.Обогатилась впечатлениями и игровая деятельность.
Таким образом, чем раньше начатаработа, по формированию патриотического воспитания у дошкольников, темпрочнее и устойчивее будут сформированы у них нравственные качества, положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнемумиру, доброжелательное отношение к окружающим, сопереживание другому человеку.Только тогда они вырастут настоящими патриотами своей Родины. Я думаю, что у детей моей группы смогла зародить первые росткипатриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей семье,своему городу, своей Родине.
