X-PDF

Выступление на педагогическом совете:Профилактика эмоционального выгорания

Поделиться статьей

 

 

 

 

МОУ ИРМО«Никольская СОШ»

«Профилактикасиндрома эмоционального выгорания»

Подготовила :педагог-психолог Бетрозова Ирина Петровна

 

 

                                                                                              

Цель: повышениеуровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения иукрепления педагогом своего профессионального здоровья, профилактика синдромаэмоционального выгорания.

Задачи:

1.         Передачапсихологических знаний о проблеме эмоционального выгорания, его факторах,признаках и способах предупреждения.

2.         Самодиагностикастепени подверженности эмоциональному выгоранию.

3.         Снижение эмоционального напряжения педагогов,  обучение техникам и приемамсаморегуляции.

4.         Содействиеформированию  позитивное  мышление  учителей (самовосприятие  и восприятие окружающей действительности).

Ход встречи.

Теоретическая часть.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕвыгорание  –  это синдром, развивающийся на фоне хронического стрессаи ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсовработающего человека.  

 Причинынапряженности педагога:

•  Особая ответственность  педагога  за  выполнение  своих профессиональных функций;

• Загруженность рабочего дня;

•  Высокиеэмоциональные и интеллектуальные нагрузки;

• Чувствительность к имеющимся трудностям;

• Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома илина работе;

•  Требованиетворческого отношение к профессиональной деятельности;

• Нестабильность заработной платы.  

Чаще всего данныйсиндром проявляется у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет;8–11% — от 1 года до 3 лет, и у педагогов с 10-летним стажем; (адаптация в ОУ,у педагогов  со  стажем  более  10  лет, выработаны  определенные  способы саморегуляции ипсихологической защиты);

22% — от 15 до 20лет.  

Стадииэмоционального выгорания:

ПЕРВАЯСТАДИЯ,  когда человек считает «Работа и больше ничего!». Она начинаетсяприглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний.Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно ипусто на душе. Исчезают положительные эмоции. Появляется некотораяотстраненность в отношениях с членами семьи. Возникает состояние тревожности,неудовлетворенности. Возвращаясь, домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, нелезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯСТАДИЯкогда человек думает «Мне все – равно!».Возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллегс пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляетсяв присутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем ивспышки раздражения. Подобное поведение профессионала специалиста – это неосознаваемое им самим проявление самосохранения при общении, превышающембезопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯСТАДИЯ, когда человек постоянно задается вопросом: «Зачем я здесь?» Притупляютсяпредставления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается»,человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. Попривычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность, но егоглаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимыйхолод безразличия поселяется в его душе.

 

 Тестирование…

Опросник«Экспресс-оценка выгорания»(В.Каппони, Т.Новак)

          

Способы  профилактики  эмоционального  выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

·        различныедвижения потягивания и расслабления мышц;

·        посещениебассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.;  

·        релаксация;

·        длительныйсон, вкусная еда, общение с природой и животными, движение, танцы, музыка,баня, сауна, массаж; горячая ванна с пеной;

·        смех,улыбка, юмор;

·        размышленияо хорошем, приятном;

·        рассматривание цветов  в  помещении,  пейзажа  за  окном, фотографий,  других приятных или дорогих вещей;

·        мысленноеобращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

·        Занятиелюбимым делом — хобби.

 

САМОВНУШЕНИЕ ИСАМОПООЩРЕНИЕ.

·        Находитевозможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.  

·        Вслучае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!»,  «УМНИЦА!»,  «ЗДОРОВО  ПОЛУЧИЛОСЬ!»,  «ЯОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».

·        Даритесебе подарочки и милые безделушки.  

Психологическаядиета

5632.                   Приятное начало и конец дня. Необходимо начинатьи заканчивать день чем-то приятным. Это может быть все что угодно.

5633.                   Фиксирование положительных импульсов. Составляйте графикположительных импульсов в повседневной жизни не менее трех месяцев. Такаяфиксация необходима, чтобы выработать привычку обращать как можно большевнимания на положительные события.

5634.                   Соблюдение пропорции положительных и отрицательных факторов

    Для жизнерадостного состояния нужна пропорция 6:1.

    Для обычного уравновешенного состояния – 3:1.  

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

5635.                   Соблюдение пропорции забот и отдыха. Из семи днейминимум один должен полностью посвящаться расслаблению и отдыху.

5636.                   Сохранение положительной тематики разговоров. Необходимонаучиться контролировать течение разговора:

·             вобычных разговорах старайтесь, как можно меньше затрагивать неприятные темы

·             постарайтесь,чтобы неприятный разговор, занимал как можно меньше времени

·             старайтеськак можно быстрее закончить разговор с человеком, который имеет дурную привычкуговорить только о плохом

·             разговорв негативном ключе постарайтесь перевести в положительное русло или простосменить тему

Практическая часть.

Упражнение «Главное –второстепенное»

Цель: осознаниеважных и второстепенных жизненных целей, событий.

Инструкция: Напишите попорядку на листе бумаги 5 – 8 дел, которые для вас в настоящее время наиболееважны.

Асейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя в конце жизни, как будтовам уже 75 – 80 лет. Вы не работаете, занимаетесь своими делами, домашнимхозяйством, часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные или радостныесобытия. Вообразите, что из того времени вы смотрите в настоящее и оцениваетеглавное и второстепенное. Может быть, вы заметите, как много времени и силотдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значенияи только казалось очень важным.

Атеперь откройте глаза, возьмите новый лист бумаги и составьте список своихзанятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас 80-летних.

Сравнитедва полученных списка. Изменились ли они, и если изменились, то как? Кто хочетвысказаться?

Работа в группах

Цель: выработкаресурса для сохранения психологического здоровья.

Инструкция: Участникиделятся на группы и отвечают на вопрос: «Где человеку черпать ресурсы, чтобыизбежать синдрома эмоционального выгорания»?

Представление группами результата.

Все названные ресурсы можно разделить начетыре группы:

1.    Близкиелюди (семья);

2.    Работа;

3.    Интересы,увлечения, хобби;

4.    Друзья.

Не секрет, что есликакой-либо из ресурсов преобладает или отсутствует, то возникает дисбаланс и,следовательно, человек становится более подвержен синдрому эмоциональноговыгорания.

Упражнение«Поддержка».

Цель: Следующееупражнение поможет раскрыть наши внутренние ресурсы, снять эмоциональноенапряжения, повысить самооценку и уверенность в себе, будет способствоватьсплочению нашего коллектива.

Инструкция: Предлагаювсем  встать и стряхнуть все, что нас тревожит. (Выполняем дрожащиедвижения ног, рук, тела, головы). А теперь окажем поддержку друг другу. Первыйучастник называет свое положительное качество и протягивает руку соседу.Например, «Я добрый…» Следующий участник повторяет слова соседа и добавляетсвое положительное качество, протягивая руку следующему «Я тоже добрый, но ещея и…». И так, пока все участники не будут связаны одной цепью. (В конце всеподнимают руки вверх со словами: «Все будет хорошо!»)

Вывод: Каждыйнуждается в одобрение. И нам, связанным одним делом,  очень важно уметьоказывать поддержку друг другу!

Упражнение -медитация  «Сад моей души»

Цель: снятие напряжение,восстановление гармоничного состояния.

Инструкция:   «Сейчас я вам зачитаю текст –  медитацию. Старайтесь представить все то,  что  я  вам  скажу».  После визуализации  педагогам  предлагается  описатьвпечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями.Описывает свое состояние и то, что он увидел.

Далееучастникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать рисуноктого, что они представили – цветок, или сад.

Текстмедитации:

Примитеудобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше телообмякло, и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.  Сейчас я будупредлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесьспециально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.   Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, выпротягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожкесада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелестлистьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннеговоздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете подорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите,тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вычувствуете –  он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ними скажите ему то, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этотцветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает. А теперь попрощайтесь сцветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад,  сад вашей  души.  И  вы  в  любой  ситуации можете  получить  поддержку, вспомнив это место.

Рефлексия:

·        Чтозапомнилось больше всего? Что нового вы узнали на занятии?

·        Поделитесь,пожалуйста, своими впечатлениями о сегодняшней встрече.   Опишите своичувства.

·        Какиестратегии и способы профилактики СЭВ  возьмете на  вооружение, ибудете применять?

Такимобразом,  для сохранения и укрепления своего здоровья,  нам,педагогам необходимо следовать нескольким простым рекомендациям:

·        Баланс:работа – досуг;                                                

·        Организациясвоей работы;

·        Дниэмоциональных разгрузок;

·        Регулярныефизические упражнения;

·        Полноценныйсон;

·        Делегированиеответственности;

·        Активнаяпозиция;

·        Наличиехобби.

Послеокончания тренинга все участники получают раздаточные материалы с упражнениямидля саморегуляции психического здоровья, в том числе упражнение на развитиепозитивного мышления.

Каждоеутро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайтеговорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе, покое. Успехов вам.

Упражнение на развитие позитивного мышления «Именно сегодня»

1.    Именносегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье – этовнутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешнихобстоятельств. Моё счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастливнастолько, насколько он хочет быть счастливым.

2.    Именносегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытатьсяприспособить её к своим желаниям. Я приму моего ребёнка, мою семью, мою работуи обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью имсоответствовать.

3.    Именносегодня я позабочусь о своём здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать засвоим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.

4.    Именносегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.

5.    Именносегодня я продолжу своё нравственное самосовершенствование. Я буду полезной инужной своему ребёнку, семье, себе самой.

6.    Именносегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, будулюбезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться ихисправить.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет