МОУ ИРМО«Никольская СОШ»
«Профилактикасиндрома эмоционального выгорания»
Подготовила :педагог-психолог Бетрозова Ирина Петровна
Цель: повышениеуровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения иукрепления педагогом своего профессионального здоровья, профилактика синдромаэмоционального выгорания.
Задачи:
1. Передачапсихологических знаний о проблеме эмоционального выгорания, его факторах,признаках и способах предупреждения.
2. Самодиагностикастепени подверженности эмоциональному выгоранию.
3. Снижение эмоционального напряжения педагогов, обучение техникам и приемамсаморегуляции.
4. Содействиеформированию позитивное мышление учителей (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).
Ход встречи.
Теоретическая часть.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕвыгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стрессаи ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсовработающего человека.
Причинынапряженности педагога:
• Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций;
• Загруженность рабочего дня;
• Высокиеэмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
• Чувствительность к имеющимся трудностям;
• Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома илина работе;
• Требованиетворческого отношение к профессиональной деятельности;
• Нестабильность заработной платы.
Чаще всего данныйсиндром проявляется у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет;8–11% — от 1 года до 3 лет, и у педагогов с 10-летним стажем; (адаптация в ОУ,у педагогов со стажем более 10 лет, выработаны определенные способы саморегуляции ипсихологической защиты);
22% — от 15 до 20лет.
Стадииэмоционального выгорания:
ПЕРВАЯСТАДИЯ, когда человек считает «Работа и больше ничего!». Она начинаетсяприглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний.Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно ипусто на душе. Исчезают положительные эмоции. Появляется некотораяотстраненность в отношениях с членами семьи. Возникает состояние тревожности,неудовлетворенности. Возвращаясь, домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, нелезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯСТАДИЯ, когда человек думает «Мне все – равно!».Возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллегс пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляетсяв присутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем ивспышки раздражения. Подобное поведение профессионала специалиста – это неосознаваемое им самим проявление самосохранения при общении, превышающембезопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯСТАДИЯ, когда человек постоянно задается вопросом: «Зачем я здесь?» Притупляютсяпредставления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается»,человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. Попривычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность, но егоглаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимыйхолод безразличия поселяется в его душе.
Тестирование…
Опросник«Экспресс-оценка выгорания»(В.Каппони, Т.Новак)
Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
· различныедвижения потягивания и расслабления мышц;
· посещениебассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.;
· релаксация;
· длительныйсон, вкусная еда, общение с природой и животными, движение, танцы, музыка,баня, сауна, массаж; горячая ванна с пеной;
· смех,улыбка, юмор;
· размышленияо хорошем, приятном;
· рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
· мысленноеобращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
· Занятиелюбимым делом — хобби.
САМОВНУШЕНИЕ ИСАМОПООЩРЕНИЕ.
· Находитевозможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
· Вслучае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «ЯОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
· Даритесебе подарочки и милые безделушки.
Психологическаядиета
5632. Приятное начало и конец дня. Необходимо начинатьи заканчивать день чем-то приятным. Это может быть все что угодно.
5633. Фиксирование положительных импульсов. Составляйте графикположительных импульсов в повседневной жизни не менее трех месяцев. Такаяфиксация необходима, чтобы выработать привычку обращать как можно большевнимания на положительные события.
5634. Соблюдение пропорции положительных и отрицательных факторов
Для жизнерадостного состояния нужна пропорция 6:1.
Для обычного уравновешенного состояния – 3:1.
5635. Соблюдение пропорции забот и отдыха. Из семи днейминимум один должен полностью посвящаться расслаблению и отдыху.
5636. Сохранение положительной тематики разговоров. Необходимонаучиться контролировать течение разговора:
· вобычных разговорах старайтесь, как можно меньше затрагивать неприятные темы
· постарайтесь,чтобы неприятный разговор, занимал как можно меньше времени
· старайтеськак можно быстрее закончить разговор с человеком, который имеет дурную привычкуговорить только о плохом
· разговорв негативном ключе постарайтесь перевести в положительное русло или простосменить тему
Практическая часть.
Упражнение «Главное –второстепенное»
Цель: осознаниеважных и второстепенных жизненных целей, событий.
Инструкция: Напишите попорядку на листе бумаги 5 – 8 дел, которые для вас в настоящее время наиболееважны.
Асейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя в конце жизни, как будтовам уже 75 – 80 лет. Вы не работаете, занимаетесь своими делами, домашнимхозяйством, часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные или радостныесобытия. Вообразите, что из того времени вы смотрите в настоящее и оцениваетеглавное и второстепенное. Может быть, вы заметите, как много времени и силотдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значенияи только казалось очень важным.
Атеперь откройте глаза, возьмите новый лист бумаги и составьте список своихзанятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас 80-летних.
Сравнитедва полученных списка. Изменились ли они, и если изменились, то как? Кто хочетвысказаться?
Работа в группах
Цель: выработкаресурса для сохранения психологического здоровья.
Инструкция: Участникиделятся на группы и отвечают на вопрос: «Где человеку черпать ресурсы, чтобыизбежать синдрома эмоционального выгорания»?
Представление группами результата.
Все названные ресурсы можно разделить начетыре группы:
1. Близкиелюди (семья);
2. Работа;
3. Интересы,увлечения, хобби;
4. Друзья.
Не секрет, что есликакой-либо из ресурсов преобладает или отсутствует, то возникает дисбаланс и,следовательно, человек становится более подвержен синдрому эмоциональноговыгорания.
Упражнение«Поддержка».
Цель: Следующееупражнение поможет раскрыть наши внутренние ресурсы, снять эмоциональноенапряжения, повысить самооценку и уверенность в себе, будет способствоватьсплочению нашего коллектива.
Инструкция: Предлагаювсем встать и стряхнуть все, что нас тревожит. (Выполняем дрожащиедвижения ног, рук, тела, головы). А теперь окажем поддержку друг другу. Первыйучастник называет свое положительное качество и протягивает руку соседу.Например, «Я добрый…» Следующий участник повторяет слова соседа и добавляетсвое положительное качество, протягивая руку следующему «Я тоже добрый, но ещея и…». И так, пока все участники не будут связаны одной цепью. (В конце всеподнимают руки вверх со словами: «Все будет хорошо!»)
Вывод: Каждыйнуждается в одобрение. И нам, связанным одним делом, очень важно уметьоказывать поддержку друг другу!
Упражнение -медитация «Сад моей души»
Цель: снятие напряжение,восстановление гармоничного состояния.
Инструкция: «Сейчас я вам зачитаю текст – медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу». После визуализации педагогам предлагается описатьвпечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями.Описывает свое состояние и то, что он увидел.
Далееучастникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать рисуноктого, что они представили – цветок, или сад.
Текстмедитации:
Примитеудобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше телообмякло, и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам. Сейчас я будупредлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесьспециально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой. Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, выпротягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожкесада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелестлистьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннеговоздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете подорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите,тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вычувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ними скажите ему то, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этотцветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает. А теперь попрощайтесь сцветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.
Рефлексия:
· Чтозапомнилось больше всего? Что нового вы узнали на занятии?
· Поделитесь,пожалуйста, своими впечатлениями о сегодняшней встрече. Опишите своичувства.
· Какиестратегии и способы профилактики СЭВ возьмете на вооружение, ибудете применять?
Такимобразом, для сохранения и укрепления своего здоровья, нам,педагогам необходимо следовать нескольким простым рекомендациям:
· Баланс:работа – досуг;
· Организациясвоей работы;
· Дниэмоциональных разгрузок;
· Регулярныефизические упражнения;
· Полноценныйсон;
· Делегированиеответственности;
· Активнаяпозиция;
· Наличиехобби.
Послеокончания тренинга все участники получают раздаточные материалы с упражнениямидля саморегуляции психического здоровья, в том числе упражнение на развитиепозитивного мышления.
Каждоеутро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайтеговорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе, покое. Успехов вам.
Упражнение на развитие позитивного мышления «Именно сегодня»
1. Именносегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье – этовнутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешнихобстоятельств. Моё счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастливнастолько, насколько он хочет быть счастливым.
2. Именносегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытатьсяприспособить её к своим желаниям. Я приму моего ребёнка, мою семью, мою работуи обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью имсоответствовать.
3. Именносегодня я позабочусь о своём здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать засвоим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
4. Именносегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
5. Именносегодня я продолжу своё нравственное самосовершенствование. Я буду полезной инужной своему ребёнку, семье, себе самой.
6. Именносегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, будулюбезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться ихисправить.