Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г.Армянска
Жанбусинова А.А.
Выступление на педагогическом совете на тему
«Формированиеметапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевойдеятельности на уроках русского языка и литературы»
Современноеинформационное общество запрашивает человека обучаемого, способногосамостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового ксамостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человекаважно не наличие у него накоплений какого-то внутреннего багажа всегоусвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть неструктурные, а функциональные, деятельностные качества. Сегодня жизнь ставитперед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с разнымилюдьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенностив себе.
Инымисловами, школа должна «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе»,«научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Вот почему перед школой остро встала и в настоящеевремя остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоенияучащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
В учебных программах по русскому языку и литературезаложены уроки развития речи, на которых мы учим ребят различным видам работы стекстом, формируя у учащихся метапредметные компетенции.
Навыки работы с текстом используются при изученииразличных предметов. Необходимы они и в дальнейшей профессиональнойдеятельности. Поэтому эти навыки являются метапредметными, формируются иразвиваются они в большей степени именно на уроках русского языка и литературы.
Формированиеметапредметных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературыпроисходит посредством развития речи школьников, умения думать, рассуждать,интересоваться окружающим миром, анализировать и оценивать прочитанное,прослушанное, увиденное, выражать результаты этого анализа в форме устного илиписьменного речевого высказывания.
ВСтандартах нового поколения всех уровней: начальной, основной и старшей школы –умению работать с текстом как метапредметному результату обучения придаетсябольшое значение. ФГОС ООО предполагает формирование следующих компетенций:овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умениеструктурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идеютекста, выстраивать последовательность описываемых событий; овладение основамиознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивногочтения.
1.Выявление главной информации в тексте пословам -маркерам.
Даже в небольшом по объему тексте эта работа можетвызывать затруднения, несмотря на то, что не требует собственно языковыхзнаний.
Что в тексте главное, что второстепенное? Оказывается,в любом тексте, а в текстах из школьных учебников – особенно, имеются маркеры(указатели) важной информации. Это некоторые вводные слова, союзы следствия,противительные союзы, усилительные частицы:
üитак, наконец, такимобразом;
üпоэтому, следовательно;
üименно, даже, как раз,особенно;
üно, зато, однако, тем неменее.
2. Сопоставительный анализ текстов.
Традиционно первое место в ряду школьных предметов,практикующих обмен мнениями, дискуссию, диалог и т. д., занимает литература.Уроки литературы, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяютпрививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель илисверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнениеи отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.
При анализе литературного произведения нельзяостанавливаться лишь на том, ЧТО автором в нём сказано. Обязательной оценки иотдельного рассмотрения требует и то, КАК это сказано. Таким образом,обосновывается необходимость проведения лингвостилистического анализа текста.
Приём сравнения двух текстов – это путь от восприятиятекста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания,сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.
3. Технология продуктивного чтения.
При развитии творческих способностей учащихся особенноэффективны инновационные педагогические технологии.
Технология продуктивного чтения включает в себя триэтапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста,выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам,по иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетомобщей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовностиучащихся к работе).
4.Прием «Двойной дневник». По ходу чтениянеобходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразыиз текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протести даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписатьэти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.
5. Организациятворческой деятельности.
Организациятворческой работы на уроке, в качестве домашнего задания ещё один важный векторв развитии образовательных компетенций учащихся. Необязательно, чтобытворческая работа была рассчитана на целый урок, она может занимать совсемнезначительное время. Форма продукта собственных размышлений, устная или письменная,тоже может быть различной. Кроссворды, ребусы, эвристические игры, различныевиды изложений с заданной степенью свёрнутости (а также с изменением лица, свключением диалога, с придумыванием концовки) и сочинений (по картине,сочинение-описание, сочинение-рассуждение, сочинение на заданную или свободнуютему, сочинение-памятка, сочинение-рассказ по рисунку, сочинение-повествование,эссе, сочинение-аналог части С в формате ЕГЭ), написание письма или заявления,создание резюме или анкеты, перефразирование мысли или формулированиеаргументов к ней, ролевые игры или лингвистические разминки, задания типа«Вспомните пословицы (названия книг, песен и т. п.) с числительными» или«Составьте текст, используя в нем как можно больше фразеологизмов» – всё вполной степени способствует развитию метапредметных и предметных компетенцийучащихся.
6.Прием «Напишиписьмо». (Письмо от лица Раскольникова, страничка издневника Базарова).
7. Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых -понятия с противоположным значением.
Например: Ленский
Романтичный, влюбленный
Сочиняет, любит, ревнует
От делать нечего друзья.
Скучает, играет, ищет.
Эгоистичный, разочарованный
Онегин.
Таким образом, использование вышеперечисленных видов иформ деятельности на уроке русского языка создаёт необходимые условия дляформирования и развития метапредметных образовательных компетенций учеников,что способствует успешной реализации компетентностного подхода в обучении, азначит, достижению компетентностных результатов.
Разнообразныеприемы, методы, технологии — это не самоцель. Важен результат. Активные методыи приемы позволяют на уроке формировать метапредметные компетенции, которыепроявляются в умении:
● формироватьсобственное мнение, высказывать его уметь аргументировать;
● учиться слышать ислушать другого человека, уважать мнение собеседника;
● обогащать свойсоциальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;
● продуктивноусваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять своюиндивидуальность.