Уровеньпознавательной активности к знаниям у учащихся
Школы -интерната с разными учебными возможностями
Докладна педагогическом совете школы
Познавательнаяактивность является социально-значимым качеством личности и формируется у школьниковв учебной деятельности.
Рядучёных рассматривают познавательную активность как стремление школьников кпознанию. Авторы находят важные педагогические средства развития познавательнойактивности. Так, например, для поддержания интереса к занятиям их следуетпрекращать до момента полного утомления, когда у ребёнка сохраняется ожиданиеот этого занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство — регулированиеучебной нагрузки и её дозирование в зависимости от утомления, когда у ребёнка сохраняетсяожидание от этого занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство -регулирование учебной нагрузки и её дозирование в зависимости от утомляемостиучащихся. В учебную деятельность должны вовлекаться разные стороны психическойдеятельности, подобно другим сферам жизни, например, в беседах, играх,занятиях, в семье или встречах с товарищами.
Познавательнаяактивность понимается так же как характеристика деятельности учащегося, егоинтенсивность и направленность. Множество работ отечественных педагоговпосвящено проблеме активизации учебного процесса. Вот, что пишет Шамова Т. И.”Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальныхи физических сил ученика, а рассматриваем как качество деятельности личности, котороепроявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, встремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности”.
Отчего зависит развитие познавательной активности?
Развитиепознавательной активности ребёнка напрямую зависит от уровня психическихпроцессов. А вот здесь, как раз, и начинаются проблемы. В нашей школе обучаютсядети со сниженным интеллектом, до поступления в специальное /коррекционное/общеобразовательное учреждение (данные на начало прошлого учебного года)посещали МДОУ — 29%, находились дома — 15%, обучались в СОШ города — 46%,остались на дублирование — 10%. Среди учащихся есть дети, у которых заболеваниеявляется эндогенным по своему происхождению. Таких детей около 40%. В частислучаев наследственное предрасположение провоцируется негрубыми экзогеннымивредностями: внутриутробная гипоксия плода, родовые травмы, инфекционныезаболевания в возрасте от 0 до 3-х лет.
Восприятиесчитается первичной ступенькой познания. Ощущения и восприятие формируетсязамедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Этот симптомоказывает влияние на всё развитие: наблюдается замедленность и суженный объёмзрительного восприятия (описание картинок фрагментарное, поверхностное, количествовоспринимаемых объектов минимально). Дети затрудняются в усмотрении связеймежду объектами, им не удаётся различить выражения лиц, уловить светотени,понять перспективу и значение перекрытии предметов, их разно и удаленности.
Имеющиесязатруднения в кинестетическом восприятии приводит к плохой координациидвижений. До 78% учащихся начальных классов (данные на конец прошлого учебногогода) не умеют или затрудняются ориентироваться в пространстве и во времени,65% испытывают большие трудности в назывании времён года, месяцев, дней недели,времени суток. Около 40% учащихся начальных классов не различают цвета и 24%плохо знают основные формы предметов. Указанные особенности восприятиясглаживаются и компенсируются в процессе обучения и воспитания: происходитразвитие этих психических процессов. Кроме этого, показателями познавательнойактивности ребенка являются:
- Сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованность класса любой учитель распознаёт по внимательной тишине”). У учащихся школы наблюдаются расстройства всех видов внимания. Устойчивость снижена. Это затрудняет целенаправленную познавательную активность, являясь одной из предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. В связи с этим, часть у детей младших классов затрудняется пользоваться словесной инструкцией. Произвольное внимание не целенаправленно. Оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших усилий для фиксации.
- Вторым показателем познавательной активности является то, что ребёнок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии. Для детей, обучающихся в с/к/от характерны несамостоятельность, неумение преодолевать препятствия, противостоять любым воздействиям. Наши дети легко внушаемы, некритично воспринимают советы взрослых, наряду с этим, они могут проявить необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление доводам, сделать наперекор всему. Л. С. Выготский писал:” в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно-отсталого ребенка”. Личность формируется на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.
- Следующим показателем развития познавательной активности является положительные эмоциональные переживания в учебной деятельности. Сенситивными для работы по развитию познавательной активности являются следующие этапы обучения: 1 — ый, 5 — ый, 9- ый классы.
- Наибольшее влияние на развитие познавательной активности оказывает отношение взрослых — учителей и родителей, их ожидания в отношении успехов ребёнка и перспектив его будущей жизни. Принципиальное значение для развития познавательной активности на всех возрастных этапах имеют не только характер познавательных потребностей окружающих ребёнка взрослых, их умение и желание передать свои интересы, знания ребёнку, но и отношение к нему и самому и себе.
- Особо необходимо отметить роль психологического климата школы, оказывающего влияние на деятельность и эмоциональное самочувствие педагогов и учащихся. Положительные эмоции, обусловленные пребыванием в школе, сочетание деловых и личностных отношений, продуктивное решение возникающих в коллективе противоречий составляя фон учебного процесса, способствуют проявлению профессионального творчества учителей и оказывают существенное влияние на развитие познавательной активности учащихся.