«Духовной жаждою томим» (Нужны лишкольнику «Разговоры о важном» и в чём их смысл?)
По инициативе Президента с нового учебного года во всех школах каждыйпонедельник начинается с занятия «Разговоры о важном» — дискуссии оРоссии, русском народе, её талантливых людях. В каждой школе существует множество своих особенностей и традиций. Сорожинскаяшкола является основной, она носит имя моряка-подводника Ильи Налётова,поэтому главным направлением в воспитательной работе школы являетсяпатриотическое. Педагогическое сообщество школы признаёт, что начинатьнеделю с разговора о Родине – патриотично и правильно. «Разговорыо важном» ведутся у нас с 1 по 9 классы. Предшествует занятиюторжественная линейка, которая начинается с поднятия флага над родной школой,при этом школьники и учителя исполняют гимн страны. На линейке вручаютсяграмоты, дипломы, отмечаются лучшие ученики, а также назначается дежурныйкласс. После такого торжественного начала дети идут на «Разговоры о важном». Такимобразом, начинают неделю дети с мыслью о Родине, а это настраивает на особыйлад, вызывает у детей желание отличиться, лучше учиться.
Курсвнеурочной деятельности «Разговоры о важном» — это тематическиеклассные часы. Проект направлен на развитиеценностного отношения школьников к своей Родине – России, населяющим ее людям,ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Методическоесопровождение занятий, в том числе темы и конспекты занятий, разрабатываются нафедеральном уровне. Отвечает за проведение этих занятий классныйруководитель. И в этом тоже большой плюс, так как в понедельник утром самыйблизкий учитель, таковым чаще всего и бывает классный руководитель, видитребёнка, готов поговорить с ним, настроить на всю предстоящую неделю. В среду унас проходят классные часы. В конце недели, во время церемонии спуска флага,классный руководитель вновь имеет возможность вне урока подвести итоги недели.Таким образом, школьник на протяжении всей недели находится в тесной связи склассным руководителем, что положительно сказывается как на успеваемости, так ина воспитании. «Разговоры о важном» и церемонии подъема и спуска флага – важныесоставляющие воспитательного процесса, к тому же они неразрывно связаны друг сдругом. Продолжительностьзанятий порядка 30 мин. Родители подробно могут ознакомиться сматериалами занятий на сайте «Разговоры о важном» по ссылке: https://razgovor.edsoo.ru/ , а фотоотчёты занятий размещаютсяв группе школы в социальной сети «ВКонтакте» ( постепенно используется и информационно-коммуникационнаяплатформа «Сферум»).Занятия проводятся в форме дискуссий иликонкурсов, деловой игры или мозгового штурма. На занятиях демонстрируютсявидеоролики, презентации, особенно привлекают детей интерактивные задания вформе разных игр ( «Поле чудес» и др.), иногда приглашаются люди, которые породу своей деятельности связаны с темой занятия. Многие учителя используютрабочие листы, где в разных игровых формах даются занятия по теме. Помимоэтого, каждый учитель по своему усмотрению привлекает дополнительный материал,касающийся истории края или региона. Название курса говорящее. Занятия строятся наразговоре. Доверительные беседы со старшими помогают школьникам найти себя,узнать о традициях, истории и культуре своей страны и получить ответы наинтересующие вопросы. Если в сентябре разговора как такового неполучалось, дети больше слушали, стеснялись (потому что классы объединены), топостепенно мы приходим к доверительной беседе. Дети выражают свою точку зрения.И приятно знать, что они её имеют. Итак, мы учимся разговаривать и слушать,уважать мнение одноклассников и отстаивать свою точку зрения. Темызанятий приурочены к определенной дате или определённому событию. Так, всентябре прошло 4 занятия: 5 сентября занятие посвящалось Дню знаний, 12сентября — тема «Наша страна – Россия», 19 сентября посвящено выдающемусяученому Константину Эдуардовичу Циолковскому, а 26 сентября – Дню пожилыхлюдей. Несмотря на то, что темы для всех классов одинаковые, материалы для нихпредложены разные. Так, в рамках занятия, посвящённого Дню отца, детям 1–2-хклассов рекомендовано рассказывать о роли пап, у учеников 3–4-х классов — воспитыватьуважение и благодарность к отцу, прививать уважение к семейным традициям иценностям. В среднем звене внимание уделяется развитию ценностного отношения кроли отца в семье на примере положительных примеров образов отца вотечественной истории и литературе. Темыразные, все интересные. Приведу пример. 5-7 классы. 19 декабря мы беседовалина тему «День Героев Отечества». В ходе занятия было рекомендовано посмотреть 5видеофрагментов, где выступали и рассказывали о своих подвигах Герои России. Удивительно! В классе стояла полнейшая тишина, дети слушали очень внимательно.Для себя на этом занятии я сделала выводы: дети хотят и готовы говорить насерьёзные темы, им небезразлична судьба Родины, и, что очень важно, они хотятучаствовать в жизни своей страны, желают приносить пользу обществу. «Разговорыо важном» позволили заглянуть в детские сердца, почувствовать их переживания засудьбу страны, «разговоры» вывели отношения между учителем и ребёнком на новыйуровень, который духовно обогащает как школьника, так и учителя. Убеждена, чтозанятия нужны, они должны быть продолжены и в следующем году. Моиубеждения подтверждает и анкетирование школьников. На вопрос «Исполнение гимна,вынос флага являются ли важным для тебя?» ответ «да» написало 93 % обучающихся,3% обучающихся ответило «нет», 3 % — «затрудняюсь ответить». Скорее всего, вначальной школе исполнение гимна основано на интересе, а в среднем звене ребята отвечали на этот вопрос достаточно обдуманно. Навопрос «Интересны ли тебе «Разговоры о важном» в школе?» – «да» ответило 96%.На занятиях школьников привлекают видеофрагменты, интерактивные задания,возможность высказать свою точку зрения. Среди самых интересных тем большинствоответило «все», ряд обучающихся выделил занятия по теме «День Героев Отечества»,«День Конституции», «Волонтёры России». Обучающиеся проголосовали за самыетрудные и серьёзные темы, что ещё раз подчёркивает, что каждый школьник«духовной жаждою томим». Приведуещё один пример — занятие, посвящённое Дню матери. На одном из этапов занятиямы сочиняли для мам синквейн. Работа по меркам детей была проделана большая, каждыйвыступил у доски и прочитал вслух своё «творение». Вот один из примеров:
Моя мама
Мамочка!
Незабудка! Любовь моя!
Уважаю! К сердцу прижимаю! Даришь радость!
Ты даришь жизнь и заботу!
Любимая!
Наследующий день ребята делились впечатлениями. Часто ли дети признаются в любви родителям? Нет. Получить от ребёнка слова искренней признательности – этолучший подарок ко Дню матери. Получилось так, что школьное обсуждение былопродолжено дома. Таким образом, родители становятся полноценными участниками «Разговоров о важном». К этому нас призывает и министр просвещения Сергей Кравцов, в ходе общероссийского родительского собрания он сказал, что «воспитаниюшкольников нужно уделять особенное внимание. Не должно быть такого, чтобы всемье детям говорили одно, а в школе – другое. Здесь необходима кооперация. Навнеурочных занятиях «Разговоры о важном» речь пойдет о духовных традиционныхценностях России. Среди них – дружба, уважение к старшим, родителям, к малой ибольшой Родине. Родители могут знакомиться с материалами «Разговоров о важном»и обсуждать с ребятами интересующие их вопросы. Если с детьми не разговариватьна волнующие их темы, это может привести к деструктивному поведению. Детистанут замыкаться и искать ответы в других источниках информации». Считаю,что сегодня курс «Разговоры о важном» актуален и необходим. Его смысл — воспитаниенравственно-ориентированной личности.
О.С. Краснова, классный руководитель 5класса МБОУ «Сорожинская ООШ имени Ильи Налётова»