Трудовое участие ребенка в жизни семьи.
Его роль в развитии работоспособности
и личностных качеств.
Задачисобрания:
1.Ознакомление родителей с формами трудового участия ребенка в жизни семьи.
2.Определить роль семьи в воспитании трудолюбия ребенка.
Вопросыдля обсуждения:
Труди его значение в жизни ребенка.Þ
Интеллектуальныйтруд и работоспособность.Þ
Рольсемьи в развитии работоспособности и трудолюбия ребенка.Þ
План проведения собрания
I.Разбор ситуаций (выступлениепедагога).
Используярезультаты анкетирования родителей, проведенного до собрания, учительостанавливается на конкретных педагогических ситуациях.
II.Ознакомление с выставкой.
Родителизнакомятся с подготовленной учениками к собранию фотовыставкой «Труд в нашейсемье».
III.Рекомендации родителям. Трудовоевоспитание – процесс многосторонний. На воспитание трудолюбия у детей действуютмногие факторы: пример взрослых, учебная деятельность, занятия в кружках,беседы, чтение книг, газет, просмотр кинофильмов, экскурсии, встречи синтересными людьми, утренники, игры.
Ноглавное – это сам труд, непосредственное участие в нем детей. Без собственногопрактического опыта, личных физических усилий ребенка трудовое воспитаниенемыслимо и неосуществимо. Только в процессе труда, при активном участииребенка в практических делах воспитывается трудолюбие, чувство долга,дисциплинированность, закаляется характер, формируются трудовые умения инавыки.
А.С.Макаренко,говоря о значении воспитания детей в труде, показал: дети – будущие гражданеобщества, и ценность их в этом обществе будет определяться тем, насколько ониготовы к нему. Нашему обществу нужна творческая личность. Поэтому дети должныотноситься к труду не как к принудительному бремени, а как к деятельности,которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознается какобщественно полезная. Эти указания А.С. Макаренко актуальны и в наши дни.
Вшколе в каждом классе каждый ребенок должен иметь поручения или каждодневныеобязанности. И эти обязанности со временем должны меняться, только тогда уребенка будет интерес к выполнению своих обязанностей. Но не только хорошовыполнять поручения, но и самому придумывать интересные занятия, игры, конкурсыи т.д.
Великароль семьи в трудовом воспитании детей. В семье у детей закладываются основытрудолюбия, вырабатываются трудовые умения и навыки. Как же следуеторганизовать труд ребенка в семье? Существуют определенные правила, присоблюдении которых труд воспитывает.
1.Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и,чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить еготрудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в основном черезсамообслуживание и бытовой труд, а младший школьник выполняет также учебный иобщественно полезный труд. Чем раньше родители будут привлекать школьника кбытовому труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. нарушениеэтого правила ведет к ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании.
2.Каждый человек получает от рождения определенную наклонность к деятельностивообще. Эта наклонность может не развиться, если ребенок с детства не привыкзаниматься нужным и полезным делом. С возрастом не только расширяется кругтрудовых обязанностей, но и усложняется, возрастает ответственность передвзрослыми за своевременность и качество выполняемых трудовых уроков. Во времявыполнения обязанностей по бытовому труду не надо бояться труда, требующегоумственного или физического волевого напряжения. Легко полученная победа невызывает чувства радости и не оказывает положительного воспитательноговоздействия.
3.Радость победы и удовлетворение от работы не приходят сами собой. Началотрудового урока всегда является трудным, так как ребенок испытывает робость,нерешительность, боязнь (а вдруг не получится?) Чтоб побороть нерешительностьребенка в труде, родители начинают обучение труду с показа, как выполняется таили иная трудовая операция. Когда же умения сформированы, и ребенок можетвыполнить порученную работу, самостоятельно, взрослым остается, лишьненазойливый контроль за качеством выполняемой работы и одобрениестарательности и прилежания в работе.
4.Надо так организовать жизнь ребенка в семье, чтобы он смотрел на свои трудовыепоручения как на необходимость, как на долг перед семьей. Такая позицияродителей, при которой они не могут обойтись без труда детей, укрепляет веруребенка в свои силы, учит его работать добросовестно. Выполняя поручения вповседневном быту, ребенок учится практически заботиться о людях, учитсядейственной любви и дружбе.
5.Труд должен сменяться отдыхом, так как любой труд вызывает утомление. ученыефизиологи и гигиенисты обосновали положение о том, что смена видовдеятельности, чередование разных видов труда – необходимое условие снятиеутомления.
Такоечередование в режиме дня младшего школьника особенно необходимо, потому чтоутомления у него наступает значительно раньше, чем у взрослого. Накопившиеся вшколе утомление легко снимается, если ученик после школы выполнит какие – тообязанности по дому, особенно полезно, если эти дела связаны с пребываниемребенка на воздухе.
6.Макаренко сформулировал положение о том, что воспитание детей должно быть вколлективе, для коллектива и через коллектив. Это положение справедливо во всехвидах труда. В семье также имеются условия для коллективного труда ребенка:совместное приготовление стола, уборка квартиры, работа на огороде и т.д.Коллективный труд создает благоприятные условия для того, чтобы ребенокпочувствовал себя членом семьи, осознал свою неразрывную связь с ней.Коллективный труд дает возможность ребенку пережить удовлетворение отвзаимопомощи и товарищества в работе.
Оченьчасто родители считают, что детям младшего школьного возраста нельзя поручатьтрудовые задания, так как они еще малы и ничего не умеют. Это неправильно.
Типичныеошибки родителей заключаются в недопонимании воспитательного значения труда длядетей, оберегании их от труда и выполнении за них бытового, учебного труда,неверное стимулирование детского труда (плата за труд, за учебу, обещаниедорогих подарков). Иногда показывают трудом, не умеют правильно организоватьтруд ребенка в семье (ограничиваются и довольствуются разовыми поручениями, недают постоянных и на длительное время).
Неоценимоезначение в трудовом воспитании детей имеет пример взрослых, достойныйподражания. Пример действует гораздо сильнее внушения, нотации, убеждения. Но,к сожалению, не всегда взрослые подают достойный пример. В семьях можно нередконаблюдать такую картину, когда папа сидит в кресле перед телевизором или сгазетой, а мама, придя с работы, готовит на кухне ужин. Да есть еще и другиедомашние дела, но ей никто не помогает. Любая ее просьба к мужу воспринимаетсякак посягательство на мужское достоинство. Дети также не приучены помогатьвзрослым. А нужен совместный труд. В воспитании трудолюбия немаловажноезначение имеет и тон, которым предъявляются требования по выполнению детьмитрудовых поручений. Наиболее эффективной манерой обращений следует считатьпросьбу, обращение к детям в виде совета, рекомендации.
Ребенокчитает книжку, он занят учебным трудом. Матери понадобилась помощь сына, и онараспоряжается: “Срочно пойди в магазин и купи нужные для дома продукты”. Такаяформа трудового задания вызывает раздражение и протест ребенка. Результат былбы иным, если бы мать обратилась к сыну с просьбой выполнить ее поручение даеще извинилась бы за то, что с этой просьбой она обращается к нему тогда, когдаон делает уроки. Просьба – показатель уважения к личности ребенка, и онавыполняется более охотно.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й.
1.Любит ли ваш ребенок трудиться?
2.Что он любит делать?
3.Умеет ли он делать работу самостоятельно или только с вашей помощью?
4.Как долго может трудиться ваш ребенок?
5.Работа выполняется увлеченно или неохотно?
