X-PDF

Выступление на ШМО начальных классов на тему: Экологическое образование младших школьников

Поделиться статьей

Выступление нашкольном методическом объединении учителей начальных классов на тему:«Экологическое воспитание младших школьников»

Подготовила: РябоваЕ.В.

Глобальные проблемысовременности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвалинеобходимость экологического образования, призванного реализовать идеистановящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармоническоговзаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизацииобщей культуры человечества, и как следствие, – к формированию теории ипрактики экологического образования.

Дальнейшее исследованиеэтой проблемы, проведенное философами и педагогами, позволило выделить новыйаспект воспитания – экологический.

Экология – наука об отношениях растительных иживотных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоевнаселения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности,так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знаниязаконов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов сокружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическимсостоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

— углубить и расширить экологические знания;

— привить начальные экологические навыки и умения –поведенческие, познавательные, преобразовательные, развить познавательную,творческую, общественную активность школьников в ходе экологическойдеятельности,

сформировать (воспитать) чувства бережногоотношения к природе.

В последние 20 летзначительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологическоговоспитания и образования. Чему учить? Каков общий состав знаний доступеншкольнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Какучить?

Зарождение современныхтенденций экологического образования и воспитания в начальной школе можноотнести к началу 70-х годов, когда она переживала целый ряд серьезныхпреобразований, в частности введение в учебный план нового предмета«природоведение». Четко выраженная экологическая направленность нового курса,которая в наши дни именуется традиционной, создала у учителей определеннуюустановку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели воднопредметной модели, оказавшиеся малоэффективной. Основные причинымалоэффективности кроются в том, что конечная цель экологического образования –ответственное отношение к окружающей среде – сложное комплексное образование, ив связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественнонаучныезнания по биологической экологии, справится с формированием многогранногоотношения младших школьников к природной и социальной среде не может. Наповестку дня встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процессэкологического образования. Возникла идея многопредметной модели, в которойкаждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека сокружающей средой. Пока же использование межпредметного содержания и формыобучения носит в основном стихийный характер, что во многом определяет качествообучения и воспитания младших школьников. Современные тенденции развитияэкологического образования в практике показывают, что оптимальные возможностидля становления экологической культуры младших школьников представляетсмешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфическиеучебно-воспитательные цели. Таким образом, типология моделей в руслеэкологизации прошла определенный путь становления: от однопредметной – ксмешанной. Однако поиск в этом направлении продолжается до сих пор.

Экологическое образование с его направленностью навоспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнеми обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Однимих важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности.

Ретроспективный анализэкологического воспитания сочетался с изучением современной педагогическойпрактики, с опытной апробацией разнообразных форм экологического воспитания,данными опроса экспертов, что позволило не только оценить состояние, но ивыявить объективные тенденции развития экологического воспитания школьников:

— целенаправленно координируется деятельность школ,организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;

классно-урочные сочетаются с внеурочной деятельностьюучащихся в природной среде;

— наряду с развитием традиционных используютсяновые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охранеприроды, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы,экологические практикумы;

— в экологическом воспитании и образовании учащихсявозникает значительность средств массовой информации (печати, радио,телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным.

Тенденцию развитияэкологического образования дополняют: максимальный учет возрастных возможностейучащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеикомплексной эколого-биологической, глобальной и экологии человека.

Острота современныхэкологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьнойпрактикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственногоотношения к природе, способного решать вопросы рациональногоприродопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы этитребования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо сдетских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояниеокружающей среды.

В системе подготовки молодого поколения крациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсамважное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать какначальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальномокружении, знакомства его с целостной картиной мира и формированиенаучно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Живая природа издавнапризнавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитаниямладших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшегошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открываютудивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природыв жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетическиечувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумноженииприродных богатств.

Основу для становления иразвития ответственного отношения к природе, формирование экологическойкультуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальнойшколы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействиичеловека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержаниепредметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка,изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармоническихвпечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений,полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, чтопроизведения искусства также, как и реальная природа в ее многообразныхпроявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познанияокружающего мира, источником знаний о природном окружении инравственно-эстетических чувств.

Уроки трудового обученияспособствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природныхматериалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о ролитруда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыковграмотного общения с объектами природы, экономного использования природныхресурсов.

Содержание природоведенияобеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимостиохраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированиюконкретных знаний о живой природе.

В курсе изучения природоведения можно выделить триуровня изучения природы:

1 уровень: объекты природы рассматриваются в нихотдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важныйуровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.

2 уровень: объекты природы рассматриваются в ихвзаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иныеживотные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.

3 уровень: это уровень, когда рассматриваются нетолько предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это как разтот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явлениедетям.

Связи между живой инеживой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные солиявляются условиями, необходимыми для жизни живых организмов. Связь этавыражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой инеживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмыоказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животнымии растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой.Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играетв материальной и духовной жизни человека.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

Целевые установки учебныхпредметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использованияих для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения кприроде. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи ипонятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальнойшколе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов,младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимоеусловие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природныхобъектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух,воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т.д.

Не менее важнараскрываемая перед учащимися начальной школы посредством конкретных фактов ивыводов идея о том, труд человека – условие использования и охраны природныхбогатств родного края.

Воспитание трудолюбия школьников, ответственногоотношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться вследующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения вприроде, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементахпланирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение),выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.

Важнейшая идея,заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе– идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как дляформирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношенияк сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг сдругом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живыхорганизмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человекана жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведенияи является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осозналинеобходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любойдеятельности в природе.

Чрезвычайно важна дляреализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная впрограмме уроков чтения: охранять природу – значит охранять Родину. Для каждогочеловека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотыехлебные поля и березовые рощи – все это с детства знакомые картины природызнакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшегошкольника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою странуотождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, еебогатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, своюРодину.

Заключение и выводы

Проблема экологическоговоспитания и образования существовала, и будет существовать на протяженииразвития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшемпредотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшемшкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесьформируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственногооблика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелыпоявятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задачэкологического воспитания позволила определить содержание воспитательногопроцесса.

В ходе проведения работынами были выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции иформы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерииэффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания.Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения,практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимисяобщественно-полезной работы по охране природы.

 Наиболее популярными средствами обучения экологииявляются экскурсии экологические тропы, экологические субботники. Они позволяютвыявить природные связи и основные этапы изучения природы, сформировать уучащихся экологическое мышление и привить экологическую культуру.

Исходя из темы нашегоисследования, можно сделать следующие выводы:

Формирование и становление экологическогомировоззрения у учащихся должно происходить в младших классах. Иначе, наповерку дня, мы имеем полное экологическое бескультурье среди более старшихучеников.

Наиболее популярными идоступными средствами экологического воспитания являются экскурсии иэкологические тропы.

Важную роль в экологическом воспитании, по нашимнаблюдениям, играют экологические субботники по очистке территории от бытовогомусора. Они формируют у школьников бережное отношение к природе, к трудуозеленителей.

Хочется надеяться, чтоэкологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправленынедостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль ввоспитании младших школьников.

 

Учитель начальныхклассов                                                         Рябова Е.В.

 

 

Литература

1.Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системеэкологического образования младших школьников // Начальная школа. 1999. №1.С.19-22.

3.Боровская Л.А. Экологическая направленность экскурсии вусловиях города. М.: Просвещение, 1991.

4.Горощенко В.П. Природа и люди. М.: Просвещение, 1986.

Государственные стандарты начального образования РК.Алматы, 1998.

5.Гришева Е.А. Задания экологического содержания. М.:Просвещение, 1993.

6.Павленко Е.С. Экологические проблемы и начальная школа //Начальная школа. 1998. №5.

7.Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшимишкольниками // Начальная школа. 1999. №5. С.45-51.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет