МБОУ«СахзаводскаяСОШ»
структурноеподразделение — «Детский сад»
Статья
Тема: «Значимость подвижных игр дляформирования двигательно-игрового опыта дошкольников»
Подготовила:
руководительфизического воспитания Е. В. Мосина
2022г.
Подвижная игра имеетбольшое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и являетсяэффективным средством формирования здорового образа жизни. Она проста в организации, всегда интересна детям и эффективна нетолько для физического развития, но и социального и интеллектуального, так какпочти всегда требует смекалки, скорости реакции, внимательности, выработкистратегии.
В контексте современных задач физического воспитания и развитиядошкольников актуализируется проблема формирования двигательно-игрового опытадетей. Формирование двигательно-игрового опыта детей является одним изцелевых ориентиров физического воспитания и развития ребёнка-дошкольника,определенным в Федеральном государственном образовательном стандартедошкольного образования (далее — ФГОС ДО) и современных образовательныхпрограммах дошкольного образования.
Двигательно-игровой опыт — это объём освоенных ребёнком игровых действий и способов ихприменения. Чем больше количество двигательных действий и способов ихприменения, тем разнообразней двигательно-игровой опыт.
Одним из действенных средств воссоздания и усвоения двигательно-игровогоопыта как раз и выступают подвижные игры и игры с элементами спортивных игр, которыеиспользуются в современной системе физического воспитания дошкольников. Ксожалению, их потенциал реализуется не в полной мере.
Как показывают исследования Л.Н. Волошиной, М.Н. Дедулевич, Ю.Д.Железняк, Ю.И. Портных, В.И. Усакова, В.А. Шишкиной из жизни современных детейисчезают увлекательные подвижные игры, а мяч перестает быть «спутникомдетства». Дети не владеют элементарными игровыми умениями и действиями с мячом,ракетками, воланами. Всё реже во дворе можно увидеть увлеченное игройразновозрастное детское сообщество. Это отрицательно сказывается на состояниифизического развития и здоровья детей.
Всё чаще у выпускников дошкольных образовательных учреждений
выявляется низкий уровень социальной компетенции. Особенно этокасается опыта взаимодействия со сверстниками, что является основой вмежличностных отношениях. Всё вместе негативно сказывается на адаптациивыпускников дошкольных учреждений к условиям освоения новой социальной роли -роли школьника и обусловливает актуальность исследования насоциально-педагогическом уровне.
В условиях вариативности дошкольного образования в целом ифизического воспитания и развития детей, в частности, остро встаёт вопрос,насколько востребован в жизнедеятельности ребёнка двигательно-игровой опыт,который приобретается им в период дошкольного детства.
Сложившаяся проблемная ситуация, скорее всего, является следствиемнедостаточной реализации потенциала подвижных игр в системе физическоговоспитания дошкольников.
Большое разнообразие и широкая направленность подвижных игр, игр сэлементами спортивных игр и игровых упражнений позволяют не только существеннообогатить двигательно-игровой опыт растущего человека, но и сблизить междусобой детей разных возрастов, разных социальных групп, возродить игровоепространство детства.
Все вышеизложенное говорит о необходимости поиска новыхпедагогических подходов, методик, форм обогащения двигательно-игрового опытадетей средствами подвижных игр (включение мной в занятия по физическойкультуре проблемных ситуаций, презентаций, игровых ритуалов, коммуникативныхминут; в самостоятельную и организованную двигательную деятельность напрогулках — элементов спортивных игр и специальных игровых упражнений,обогащающих двигательно-игровой опыт ребёнка). Более детального изучениятребуют способы и механизмы межличностного и разновозрастного взаимодействия,взаимообучения дошкольников в подвижных играх, обеспечивающие формированиедвигательно-игрового опыта.
* Формированиедвигательно-игрового опыта дошкольников посредством подвижных игррассматривается как многофункциональный процесс, обеспечивающий единствоовладения способами игровых действий (деятельностный компонент) и развития уребёнка эмоционально-ценностного отношения к подвижным играм (аксиологическийкомпонент), а также наличия первоначальных представлений о содержании подвижныхигр и игр с элементами спортивных игр, правилах и нормах взаимодействия (когнитивныйкомпонент) и проявления способности к общению и взаимодействию в играх (коммуникативныйкомпонент). Подвижные игры, являясь средством и формой физического воспитания иразвития ребёнка-дошкольника, создают необходимые предпосылки для активной,творческой её самореализации, возникновения взаимодействия и свободы выбораспособов действий партнёров, что в перспективе определенных педагогическихусловий обеспечивает формирование двигательно-игрового опыта.
* Структурно-функциональнаямодель формирования двигательно-игрового опыта дошкольников средствамиподвижных игр представляет собой систему взаимосвязанных блоков, включающую:концептуальный, содержательный, процессуальный, оценочно-критериальный блоки, атакже системообразующих связей (диагностической, целеполагания,проектировочной, мотивирующей, формирующей, обучающей, развивающей,воспитывающей, аналитической, коррекционной), которые в совокупности отражаютцелостность процесса формирования двигательно-игрового опыта растущего человекапосредством подвижных игр.
* Результативностьпроцесса формирования двигательно-игрового опыта детей старшего дошкольноговозраста средствами подвижных игр определяется следующими педагогическимиусловиями:
— включением в структурузанятий по физической культуре в старшем дошкольном возрасте педагогическихсредств на материале подвижных игр, а именно: проблемных ситуаций, презентаций,игровых ритуалов, коммуникативных минут, рефлексии, а в свободную деятельностьи режимные моменты — специальных игр, с использованием наглядно-дидактическогоматериала, игровых упражнений, способствующих развитию интереса, умениядошкольников самостоятельно находить решение в игровых ситуациях, видетьигровые комбинации, анализировать их, создавать новые из известных им элементов;
— проектированием алгоритмаформирования двигательно-игрового опыта старших дошкольников на трех уровнях: ориентировочном,исполнительском, творческом, а также структурированием игровогопространства как среды развития самостоятельной активности ребёнка с позиции:педагог — дети, родители — дети, дети — дети, педагог — родители — дети, дети -старшие — дети, дети — младшие дети, при организации поэтапного взаимодействия,обеспечивающего рост независимости действий ребёнка от действий взрослого;
— осуществлением оценкирезультативности педагогических условий по формированию двигательно-игровогоопыта посредством подвижных игр по следующим критериям: владение способамиигровых действий, эмоционально-ценностное отношение к подвижным играм, наличиепервоначальных представлений о содержании подвижных игр, правилах и нормахвзаимодействия, проявление способности к общению и взаимодействию в подвижныхиграх.
Деятельностный компонент двигательно-игрового опыта долженвключать в себя способность ставить цель, планировать двигательную деятельностьи достигать в ней определенных результатов, что позволит воссоздаватьприобретенный опыт в самостоятельной двигательной деятельности. И тогда оценитьрезультат формирования двигательно-игрового опыта можно уже визуально, с учётомпроявления инициативы ребёнка, его склонности к тому или иному видудвигательной деятельности, готовности к коллективному взаимодействию.
На сегодняшний день ДОУ качественно меняет весь воспитательно-образовательныйпроцесс в соответствии с ФГОС ДО.Творческий подход, мастерство и желание педагогов позволяют реализоватьпрограммные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у дошкольниковположительные эмоции от общения с миром знаний, с миром движений, обеспечиваявсестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии свозрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребёнка к жизни всовременном обществе.
Я не исключение, подбирая подвижную игру, прежде всего,обращаюсь к Программе воспитания и обучения и к своей РП, соблюдая всепрограммные требования. Стараюсь, чтобы каждая подвижная игра давала наибольшийдвигательный эффект, двигательное содержание всегда сочетаю с условиямипроведения. Всегда стараюсь поддерживать интерес к подвижной игре,особенно это важно в самом начале, чтобы придать целенаправленность игровымдействиям. Даю краткое и понятное объяснение к каждой подвижной игре иделаю это максимально интересно и эмоционально (здесь хороши все средствавыразительности — интонация, мимика, жесты, имитация движений). Это маленькаяинструкция и момент создания игровой ситуации. Бурно проходит распределениеролей (назначение на главную роль, применение считалок, использование«волшебной палочки»…). Внимательно осуществляю руководство ходом подвижнойигры (участвую сама в п/и, устанавливаю контакт с детьми, организуюпространство для самостоятельной двигательной деятельности, рациональноиспользую физкультурные пособия, поощряю творческую инициативу, объединяю детейс разным уровнем двигательной активности, использую игровые упражнения разнойстепени интенсивности, итог игры делаю всегда оптимистичным).
Огромное значение для закрепления полученногодвигательно-игрового опыта детей и их эмоционального наслаждения от этогооказывают спортивные праздники, досуги и развлечения. Игровая деятельность, вкакой бы она форме ни выражалась, всегда благоприятно влияет на здоровье иповышение положительных чувств у детей.
Моя работа в этом направлении – это источник радостных эмоций, вкоторых заключается великая воспитательная сила.