X-PDF

Выступление на заседании педагогического совета Современный урок как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации обновленных ФГОС

Поделиться статьей

Современный урок как условие выходана новые образовательные результаты  в ходе реализации обновленных ФГОС.

Иевлев В.И., учитель истории и

обществознания

Выступление на заседании педсовета

10 ноября 2022 г.

      Исходя из требований времени, меняетсяподход к современному уроку. В соответствии с новыми стандартами, нужно, преждевсего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира,продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных отжизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поискполезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

  • хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока — дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;

Структура современного урока:

  • Организация начала урока и подготовка к активному усвоению нового учебного материала – активное целеполагание;
  • В качестве основного выступает этап, отвечающий главной обучающей цели данного урока;
  • Этап оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей урока.

На уроках истории и обществознания чащевстречаются следующие виды функциональной грамотности:

 1) читательская грамотность – способностьпонимать и осмыслять письменные тексты, использовать их содержание длядостижения собственных целей, развивать знания и возможности и активноучаствовать в жизни общества;

2) математическая грамотность –способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором онживет, выражать здравые математические суждения и использовать математику такимобразом, чтобы удовлетворять настоящие и будущие потребности, присущиетворческой личности, заинтересованному и думающему гражданину;

Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1435

 3) естественнонаучная грамотность –способность использовать знания для выбора в реальном мире проблем, которыемогут быть исследованы и решены научными методами, делать выводы на основенаблюдений и экспериментов, необходимых для понимания окружающего мира,человеческой деятельностью и вызванных ей изменений, а также для принятиясоответствующих решений.

 Понимание функциональной грамотности –это, прежде всего, то, как ученик усвоил теоретический материал и как он можетприменить его на практике. Это возможно при соблюдении следующих условий: 1) вучебном процессе в целом активизация познавательной интеллектуальнойдеятельности обучающегося происходит на каждом занятии; 2) навык самообучения,самообразования постоянно формируется в учебном процессе; 3) формируютсяуниверсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин(развитие памяти, аналитического и критического мышления, умения выражатьмысль); 4) обучаемого учат работать с текстом, анализировать и дополнять его;5) умеет соотносить получаемую информацию с действительностью

Согласно стандартам нового поколения,процесс обучения должен быть практикоориентированным, чтобы результаты обучениямогли применяться вне образовательной системы, то есть в повседневной жизни, впроцессе  социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере. Образованиедолжно давать не только знания, но и умение использовать их в процессесоциальной адаптации. Обучение детей самостоятельному извлечению, анализу,структурированию и эффективному использованию информации для максимальнойсамореализации и полезного участия в жизни общества является основнымнаправлением модернизации образовательной системы.

Прием № 1: Формирование в дополнение ктеме урока еще и отдельного имени-названия урока в виде афоризма, крылатойфразы, поговорки, выражающей в сжатом виде суть главной идеи урока. Например: -«С ним или на нем!» – название урока по теме «Греко-Персидские войны» в курсеистории Древнего мира (5 класс); — «Русь между Востоком и Западом» названиеурока по теме «монгольское нашествие и борьба русских княжеств с иноземнымизахватчиками в XIII веке» в курсе истории Отечества (10 класс).

Прием№ 2: Выделение в содержание учебного материала объекта прочного усвоения, тоесть главного, существенного, так называемой «сути дела», и отработка на урокеименно этого материала. Например: — «Суть дела» темы «Возвышение Москвы» –слова русского летописца XVII века: «Кто думал-гадал, что Москве царством быти,и кто знал, что Москве государством слыти»?

Прием№ 3: Попытка учителя помочь учащимся раскрыть для себя (а зачастую еще и длясебя самого) личностный смысл любого изучаемого на уроке материала. Например:объяснение личности русского императора  Александра I – почему, обыгравший повсем статьям самого Наполеона, твердый в принципах вне страны, Александр,оказался, по определению Пушкина А.С., «властителем слабым и лукавым» внутринее (9 класс);

Прием№ 4: Продумывание и по возможности формирование хотя бы для себя (а в идеаледля учащихся) ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебногоматериала на уроке. Например: задание учащимся – попробовать объяснитьжестокость древних греков по отношению друг к другу в период Пелопоннесскойвойны, можно привести к беседе «А было ли у древних греков представление осовести?»

Прием№ 5: Социализация личности школьника. Включение в содержание урока упражненийтворческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной(сходной) или полностью незнакомой ситуации. Чем важно постоянство законов (напримере законов Солона и Ликурга в Древней Греции и законов 12-ти таблиц вДревнем мире)? Параллель с современными предложениями изменить действующуюроссийскую конституцию.

Такимобразом, учебные предметы «История» и «Обществознание» имеют наиболее широкиевозможности использования для формирования функциональной понятийнойграмотности учащихся. Необходимо регулярно обращать внимание детей надуховно-нравственные аспекты тех или иных исторических событий, учить иханализировать и составлять информацию, проводить аналогии с сегодняшним днем.Воспитание в высшей степени этичного человека, способного адекватноадаптироваться к современной социальной среде, – очень сложная задача, новполне возможная, если ее возьмут на себя профессиональные учителя, которыемогут влиять на личность с разных сторон.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1435

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет