X-PDF

Выступление по теме Пути повышения эффективности работы учителя по подготовке выпускников школы к государственной итоговой аттестации

Поделиться статьей

 «Пути повышенияэффективности работы учителя по подготовке выпускников школы к государственнойитоговой аттестации»

(Выступление на МОучителей математики и информатики)

Шенгель М.Я.

 

Государственная итоговая аттестация — это оценкаитогового результата, оценка соответствия уровня развития учащихсяобразовательному стандарту. Экзамен показывает, обладает ли выпускник темикомпетенциями (образовательными и не только), которые в будущем обеспечат егоуспешность. При изучении информатике, обучающиеся должны владетьпредметом, а не просто усвоить знания, которые легко можно восполнить припомощи учебников, пособий и справочников. Что подразумевает собой владениепредметом? Это значит не просто уметь решать задачи стандартного типа «пошаблону», но и еще применять нестандартное мышление, изобретательность,оригинальность и здравый смысл. Решение задач является необходимым и важнымэтапом при изучении всех точных наук. Однако именно данный этап изучениядисциплины является наиболее сложным. В основном это связано с недостатками вметодике решения различных задач по школьному курсу. Имеется определенный базисзнаний и навыков, на основе которых м учителя разрабатывают свои рабочиепрограммы, однако объем теоретического материала настолько велик, чтоприходиться сокращать число часов, отводимых на решение задач (на урокахотводится время лишь на решение типовых задач), а проблемы по эффективнойподготовке выпускников к ГИА остаются актуальными. В связи с этим, актуальна и цельдоклада: определить пути повышения эффективности работыучителя по подготовке выпускников школы к ГИА. Существует большое множествопутей повышения эффективности подготовки, однако идеального нет.

Первое — самое главное: психологическая поддержка -важный фактор, определяющий успешность выпускника в сдаче ГИА. Основная цельпсихологической подготовки учеников – ознакомление учащихся с ГИА, формированиеадекватного мнения о данном экзамене. Поддерживать ученика — значит верить внего. Учителя и родители имеют множество возможностей, которые демонстрируютученику свое удовлетворение от его усилий или достижений. Еще один путь -научить выпускника справляться с различными задачами, задав ему установку: «Тысможешь это сделать!». Существуют слова поддержки, например: «Зная тебя, яуверена, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо».Соответственно, чтобы поддержать выпускника, необходимо: — опираться на егосильные стороны; — избегать подчеркивания промахов; — проявлять веру ввыпускника, сочувствие к нему, уверенность в его силах.

При подготовке к итоговой аттестации у выпускникавозникает главная трудность в том, что необходимо повторить весь материал,начиная с 5-го класса. Очень важно научить выпускников концентрировать своевнимание на понятных для них задачах, решать их спокойно и до конца. Следовательно,для успешной сдачи экзамена выпускников необходимо готовить уже с 5-го класса.Начиная с первых уроков учеников необходимо знакомить с целями проведения ГИА,бланками, КИМами, критериями оценок. Акцентировать внимание на справочниках,дополнительной литературе, и также Internet-источниках, которые могут вдальнейшем помочь при подготовке к экзаменам. Работа в тестовых технологияхдолжна занять определенное место не только в системе контроля образовательныхдостижений, но и вообще в системе уроков уже в основной школе (5-9 классах).Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и безсущественного ущерба для других форм и методов работы. В связи с этим учительдолжен накопить определенную базу тестовых заданий по всем темам школьногокурса. В своей методической копилке я имею демоверсии ОГЭ и ЕГЭ за многие годысуществования данной формы итоговой аттестации, КИМы, разработанные Федеральныминститутом педагогических измерений (ФИПИ), тестовые задания по всем темам. Припостоянном использовании тестовых технологий у многих учеников появляется к ниминтерес. Следует обратить внимание на тот факт, что не существует идеальноговарианта подготовки выпускника к ГИА, все учащиеся строго индивидуальны и увсех разные возможности, поэтому для учителя главное – найти подход и особенныйметод работы с каждым. Важно, в течение всей 4-ой четверти 9 или 11 классов«прогонять» весь пройденный материал, имеющийся в экзамене, при этом непропускать изучение новых тем. В  середине и конце учебного года можно провестипробный ЕГЭ на школьном уровне и по результатам выявить возможности учащихся ите темы, которые надо повторить с классом. Проводить консультации с учениками,требующими педагогической поддержки в 9-ом, 11-ом классах, начиная с началаучебного года. Если строго следовать учебному плану, тех часов, которыеотводятся, чтобы успешно подготовится к ГИА. А значит, немаловажную роль играетвнеклассная работа, которая способствует не только повышению уровня подготовкивыпускника, но и росту его мотивации и интереса.

Внеклассная работа является составной частьюучебно-воспитательного процесса и выступает дополнением основных форморганизации учебной деятельности выпускника. Еще один важный элемент эффективнойподготовки выпускников – участие в олимпиадах и конкурсах. Это поможет«расшевелить» детей, сплотить их, мотивировать на успех. При этом важнопрограмму таких мероприятий составлять из демонстрационных вариантов ГИА. И чтонемало важно, даже у слабоуспевающих учеников повышается заинтересованность кпредмету, повышаются творческие способности. Во внеурочное время провожу такжеиндивидуальную работу с сильными учащимися, которая требует от ученикатворчества, инициативы, содержащая элементы исследования. Широко используетсяметод наблюдения, методы поисковые и частично – поисковые, поэтому вместопрактикуемых на уроке упражнений, на внеклассных занятиях используютсяпознавательные задачи. Разновидности познавательных задач: -обучающе-познавательные (учитель предлагает задачу и решает ее сам, показываяученикам способ и ход ее решения); — тренировочно-познавательные (ученикирешают сходные с показанной задачей); — поисково-познавательные (ученикисамостоятельно решают задачи). Важной частью подготовки выпускников к ГИАявляется работа в парах. Я распределяю учащихся по принципу «сильный-слабый»,и, получив одно задание на двоих, сильный учащийся должен выступать в роликонсультанта и помощника для слабого, тем самым «подтягивая» его. Также считаюэффективной работу в группах, разделенных по принципам «сильный-сильный» и«слабый-слабый». Каждой группе при этом раздаются дифференцированные задания:сильные ученики самостоятельно решают задания повышенной сложности, слабыеотрабатывают уже пройденный материал под руководством учителя. Необходимоподдерживать тесную связь с родителями, они должны быть в курсе состоянияуровня подготовки их детей к итоговой аттестации. В выпускных классах мыпроводим раз в два месяца родительские собрания, на которых учитель делаетанализ тренировочных и диагностических работ ГИА.

Таким образом, все перечисленные выше методы в тойили иной степени помогут повысить эффективность подготовки выпускников кГосударственной итоговой аттестации, помогут развить интерес к предмету, достичьстабильных положительных результатов.

 

1. Трудности,вызванные недостатком информации о ГИА. Выпускники мало знают о процедуре экзамена, не знают своихправ и обязанностей, не умеют правильно записывать ответы на бланках, ожидаютпомощи и поддержки от присутствующих на экзамене педагогов (а те не имеют праваее оказывать). Да и о самом тесте ЕГЭ выпускники зачастую имеют смутноепредставление, не понимают специфики заданий разного уровня, не знают, сколькобаллов можно заработать на каждом задании.

 2. Трудности, связанные с содержаниемучебного предмета и умением в нем ориентироваться. Понятно, чтонеобходимо иметь знания и умения по программе средней школы, знать факты,понимать сущность понятий, уметь совершать необходимые для решения задачидействия. Но, кроме того, надо видеть все содержание предмета в целом. Получаязадание, ты не знаешь, с каким разделом и темой оно связано. А времени наобдумывание совсем мало, тесты ЕГЭ очень объемные. Значит, надо быстроориентироваться в материале, понимать, где искать ответ, как связаны междусобой отдельные части курса.

3Психологические трудностина ЕГЭ, казалось бы, у каждого свои, но причины этих трудностей – общие. Многиевыпускники не задумывались над индивидуальными особенностями своей личности ине старались понять, как они влияют на их работу и при подготовке к ЕГЭ, и насамом экзамене. А ведь стратегия подготовки к ЕГЭ и тактика работы во времяэкзамена должна быть у каждого своя. Тогда и со стрессом можно справиться, ивсе свои возможности мобилизовать, и самоконтроль включить. При этом, на нашвзгляд, главное – верить в успех, верить в себя, стремиться к саморазвитию.Получается, что готовность к ЕГЭ должна включать по меньшей мере 3основных компонента:

информативнаяготовность;

Представленная информация была полезной?
ДА
60.49%
НЕТ
39.51%
Проголосовало: 1311

предметная готовность;

психологическаяготовность.

Я предлагаю вашему вниманиюциклограмму деятельности школы по подготовке к ГИА. Если вы внимательнопосмотрите, то увидите, что почти все пункты этой циклограммы нами выполняются.Я предлагаю эту циклограмму как проект, его можно будет дополнить иусовершенствовать.

 

Циклограмма специальных мероприятий по формированию готовности к успешной сдаче ЕГЭ

Классы-Формы работы-Цели

Начальная школа — Использование разнообразных тестовых работ. — Приучениеучеников к самым разным формам контроля уровня усвоения.

5 – 6 классы — Использование разнообразных тестовых работ. — Приучениеучеников к самым разным формам контроля уровня усвоения. — Проведениеконтрольных работ с оценкой, основанной на рейтинговом подходе. — Формированиеобъективной самооценки, умение выделять показатели обученности и на их основепроводить рефлексию своей деятельности.

7 – 8 классы — Использование разнообразных тестовых работ и оформлениерешений на специальных бланках (упрощенный вариант бланков ЕГЭ). — Приучениеучеников к самым разным формам контроля уровня усвоения. Формирование навыкаоформления решений на бланках ЕГЭ. — Тренинги памяти и внимания. — Формированиеумения репрезентации большого объема предметных знаний.

9 класс -Использование разнообразных тестовых работ и оформление решений на специальныхбланках (полный вариант бланков ЕГЭ). — Приучение учеников к самым разнымформам контроля уровня усвоения. Формирование навыка оформления решений набланках ЕГЭ. — Тренинги погружения в предмет. — Формирование стратегии успеха.Закрепление сформированных когнитивных структур — Рабочие встречи учителей,учащихся и родителей по ЕГЭ. — Формирование информационного поля. — Тренинг«Подготовка к экзаменам». — Развитие метакогнитивного опыта. (Когнитивные технологии — информационныетехнологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальныхспособностей человека)

10 класс — Выбор профиля обучения каждого ученика. — Углубленная подготовка попрофильным предметам. — Рабочие встречи учителей, учащихся и родителей по ЕГЭ.-Формирование информационного поля. — Тренинги погружения в предмет. -Формирование стратегии успеха. Закрепление сформированных когнитивных структур.- Психологический всеобуч. Изучение вопросов психологической теории, связанныхс выбором эффективных стратегий учебной деятельности. — ФормированиеЯ-концепции, знания тех качеств своей личности, которые помогают или мешаютэффективной учебной работе в целом и выполнению тестовых работ в частности. -Использование разнообразных тестовых работ и оформление решений на специальныхбланках (полный вариант бланков ЕГЭ). — Приучение учеников к самым разнымформам контроля уровня усвоения. Формирование навыка оформления решений набланках ЕГЭ. — Итоговые работы за полугодие в форме ЕГЭ. — Формированиеэффективной стратегии тестовой деятельности.

11 класс. — Уточнение профиля обучения каждого ученика. — Углубленнаяподготовка по профильным предметам. — Рабочие встречи учителей, учащихся иродителей по ЕГЭ. -Формирование информационного поля. — Тренинги погружения впредмет. — Формирование стратегии успеха. Закрепление сформированныхкогнитивных структур. — Психологический всеобуч. Изучение вопросовпсихологической теории, связанных с выбором эффективных стратегий учебнойдеятельности и психологическими средствами стрессоустойчивости. -ФормированиеЯ-концепции, знания тех качеств своей личности, которые помогают или мешаютэффективной учебной работе в целом и выполнению тестовых работ в частности. -Овладение технологией саморегуляции в критических ситуациях. — Использованиеразнообразных тестовых работ и оформление решений на специальных бланках(полный вариант бланков ЕГЭ). — Приучение учеников к самым разным формамконтроля уровня усвоения. Формирование навыка оформления решений на бланкахЕГЭ. — Итоговые работы за полугодие в форме ЕГЭ. — Формирование эффективнойстратегии тестовой деятельности. -Репетиционные экзамены в форме ЕГЭ. -Формирование эффективной стратегии тестовой деятельности.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.49%
НЕТ
39.51%
Проголосовало: 1311

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1311


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1311


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1311


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1311


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1311


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет