Психолого-педагогическаяхарактеристика обучающихся с ТНР
В настоящеевремя контингент обучающихся с речевыми нарушениями, начинающих школьноеобучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и поуровню подготовленности к систематическому обучению. Эти изменения обусловленырядом позитивных и негативных факторов:
— влияниемпозитивных результатов деятельности дифференцированной системы логопедическойпомощи в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями речи,которые позволили минимизировать воздействие первичного речевого дефекта наобщее психическое развитие ребенка и его обучаемость;
— широкимвнедрением ранней логопедической помощи на основе ранней диагностики детейгруппы риска по возникновению речевой патологии;
— повышениемэффективности логопедического воздействия за счет применения инновационныхтехнологий логопедической работы;
— возросшейраспространенностью органических форм речевой патологии, нередко в сочетании сдругими (множественными) нарушениями психофизического развития.
В связи сэтим в настоящее время наметились две основные тенденции в качественномизменении контингента обучающихся.
Однатенденция заключается в минимизации проявлений речевых нарушений к школьномувозрасту при сохранении трудностей свободного оперирования языковымисредствами, что ограничивает коммуникативную практику, приводит к возникновениюявлений школьной дезадаптации.
Другаятенденция характеризуется утяжелением структуры речевого дефекта у обучающихся,множественными нарушениями языковой системы в сочетании с комплекснымианализаторными расстройствами.
Дляобучающихся с ТНР типичными являются значительные внутригрупповые различия поуровню речевого развития.
Однирасстройства речи могут быть резко выраженными, охватывающими все компонентыязыковой системы. Другие проявляются ограниченно и в минимальной степени(например, только в звуковой стороне речи, в недостатках произношения отдельныхзвуков). Они, как правило, не влияют на речевую деятельность в целом. Однако узначительной части обучающихся отмечаются особенности речевого поведения –незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуацииобщения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительныетрудности речевой коммуникации.
Социальноеразвитие большинства обучающихся с нарушениями речи полноценно не происходит всвязи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбиратькоммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций.
Обучающиеся сТНР — обучающиеся с выраженными речевыми/языковыми (коммуникативными)расстройствами – представляют собой разнородную группу не только по степенивыраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровнюобщего и речевого развития, наличию/отсутствию сопутствующих нарушений.
На практикев качестве инструмента дифференциации специалистами используются двеклассификации, выполненные по разным основаниям:
· психолого-педагогическая классификация;
· клинико-педагогическая классификация.
Попсихолого-педагогической классификации выделяются группы обучающихся, имеющиеобщие проявления речевого дефекта при разных по механизму формах аномальногоречевого развития.
Согласноданной классификации обучение по адаптированной основной общеобразовательнойпрограмме начального общего образования организуется для обучающихся, имеющих IIи III уровни речевого развития (по Р.Е. Левиной). Общее недоразвитие речи можетнаблюдаться при различных сложных формах детской речевой патологии, выделяемыхв клинико-педагогической классификации речевых расстройств (алалия, афазия,дизартрия, ринолалия, заикание, дислексия, дисграфия).
Несмотря наразличную природу, механизм речевого дефекта, у этих обучающихся отмечаютсятипичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении формированияречевой функциональной системы.
Одним изведущих признаков является более позднее, по сравнению с нормой, развитие речи;выраженное отставание в формировании экспрессивной речи при относительноблагополучном понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речеваяактивность, которая с возрастом, без специального обучения, резко снижается.Развивающаяся речь этих обучающихся аграмматична, изобилует большим числомразнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим.
Нарушения в формированииречевой деятельности обучающихся негативно влияют на все психические процессы,протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторнойсферах. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченныевозможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логическойпамяти у обучающихся снижена вербальная память, страдает продуктивностьзапоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательностьзаданий. У части обучающихся с ТНР низкая активность припоминания можетсочетаться с дефицитарностью познавательной деятельности.
Связь междуречевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливаетспецифические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылкамидля овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, обучающиесяотстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения струдом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Обучающимся сТНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы,проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнениидозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностьюреализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временнойорганизации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных).
Обучающихся сТНР отличает выраженная диссоциация между речевым и психическим развитием.Психическое развитие этих обучающихся протекает, как правило, болееблагополучно, чем развитие речи. Для них характерна критичность к речевойнедостаточности. Первичная системная речевая недостаточность тормозитформирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуянормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формированиясловесной речи и устранения речевого дефекта их интеллектуальное развитиеприближается к нормативному.
Общеенедоразвитие речи обучающихся с ТНР выражается в различной степени иопределяется состоянием языковых средств и коммуникативных процессов.
Наиболеетипичные и стойкие проявления общего недоразвития речи наблюдаются при алалии,афазии, дизартрии, реже – при ринолалии и заикании.
Обучающиеся сТНР, находящиеся на II уровне речевого развития (по Р.Е. Левиной),характеризуются использованием, хотя и постоянного, но искаженного иограниченного запаса общеупотребительных слов, не способны дифференцированнообозначать названия предметов, действий, отдельных признаков. Обучающихсяотличают значительные трудности в усвоении обобщающих слов, в установленииантонимических и синонимических отношений.
На этомуровне возможно использование местоимений, простых предлогов в элементарныхзначениях, иногда союзов.
В речивстречаются отдельные формы словоизменения, наблюдаются попытки нахождениянужной грамматической формы слова, но эти попытки чаще всего оказываютсянеуспешными. Обучающиеся с ТНР, имеющие II уровень речевого развития, неиспользуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений.Существительные употребляются в основном в именительном падеже, глаголы – винфинитиве или в форме третьего лица единственного и множественного числанастоящего времени. Употребление существительных в косвенных падежах носитслучайный характер. Также аграмматичными являются изменение именсуществительных по числам и употребление форм прошедшего времени глаголов.Средний род глаголов прошедшего времени не употребляется. Предлогиупотребляются редко, часто опускаются. Доступная фраза представлена лепетнымиэлементами, которые последовательно воспроизводят обозначаемую обучающимисяситуацию с привлечением поясняющих жестов, и вне конкретной ситуации непонятна.Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью,диффузностью произношения звуков вследствие неустойчивой артикуляции и низкихвозможностей их слухового распознавания. Между воспроизведением звуковизолированно и их употреблением в речи имеются резкие расхождения. Задачавыделения отдельных звуков в мотивационном и познавательном отношении непонятнаобучающимся и невыполнима.
Отличительнойчертой речевого развития обучающихся с ТНР этого уровня является ограниченнаяспособность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова (особенномногосложных слов со стечением согласных). Нарушения звукослоговой структуры словапроявляются как на уровне слова, так и слога.
