X-PDF

Выступление Развитие креативного мышления на уроках русского языка в начальной школе

Поделиться статьей

Развитиекреативного мышления на уроках русского языка в начальной школе

                                                                                                        подготовилаПластинина М.В.,           

                                                                                                                          учитель начальных классов 

                                                                                                                          МБОУ «СОШ N5»г.Чернушка

                                                                                

                                                                             Ребёнок, испытывающий радость творчества даже в самой минимальной степени,становится другим,
чем ребёнок, умеющий только подражать другим
                                                                                                                                                        Б. Астафьев

   Основная цельобразования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение кбудущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Мы живемв век информации, в обществе происходят бурные изменения, человек вынужденреагировать на них, чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человекдолжен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

   Вбуквальном переводе креативность означает «творческость». Это способностьпорождать необычные идеи, отклоняясь в мышлении от привычных схем, разрешатьпроблемные ситуации необычным способом. Креативность является полнойпротивоположностью шаблонного мышления. Она уводит в сторону от банальных идейи скучного, привычного взгляда на вещи, рождает оригинальные решения. Креативностьделает процесс мышления интересным и увлекательным, помогает находить новыенестандартные решения в стандартных ситуациях.

   Уроки русского языка увлекательны, интересны,многогранны. Они помогают всестороннему развитию личности маленького человека,открывают перед ним удивительный мир творчества.

 

Показателиразвития творческих способностей:

-Высокий уровеньинтереса к урокам русского языка и литературного чтения.

-Способность к фантазированию,воображению и моделированию.

-Проявлениедогадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способовдействий, поиск ответов на вопросы в книгах.

-Проявлениерадостных эмоций во время работы.

-Способностьпереживать ситуацию успеха; наслаждаться процессом творчества.

-Проявлениесамостоятельности в работе.

-Умениепреодолевать возникшие трудности.

 

Задачиучителя:

-Сочетать учебнуюдеятельность, с развитием индивидуальных задатков учащихся.

-Замечать любыетворческие проявления учеников.

-Создавать условиядля развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

-Использовать науроках и внеклассных мероприятиях творческие задания.

 

Критерииуровня развития творческих и познавательных способностей младших школьников:

Когнитивный критерий,с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников отворчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.
Мотивационно — потребностный критерий — характеризует стремление ученикапроявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видамучебных заданий.
Деятельностный критерий — выявляет умение оригинально выполнять заданиятворческого характера, активизировать творческое воображение учащихся,осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.

 

Этапыразвития творческих и познавательных способностей:

Подготовительный –элементытворчества в обычной, исполнительской  деятельности, например, игры, проходитчаще в 1-2 классах.

Исследовательский– творчество в изучении языка проходит во 2-3 классах.

Самовыражение черезразличные виды деятельности, например, различные сочинения, проходит в 3-4классах.

 

 

 

Виды работпо активизации творческих способностей на уроках русского языка:

        Игры на уроках

        Творческие диктанты

        Творческие изложения и сочинения

        Творческие задания на дом

Творческиесочинения:

-Свободноесочинительство (пиши, что хочешь).

-Музыкальноесочинение (под впечатлением прослушанного произведения).

-Сочинение –миниатюра (мини-сочинение)

-Сочинение покартине (картинке)

-Сочинение поданному началу.

-Сочинение –продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

-Сочинение-письмо(письмо маме, другу, ветерану и др.)

-Сочинение попословице

-Сочинение-фантазия(от имени животного или предмета)

Творческиеизложения:

-С заменой лицарассказчика

-С перестановкойчастей

-С изменениемфинала текста

-Включающеесобственные размышления над текстом

-С введением всюжет новых фактов или действующих лиц

Творческие заданияна дом:

-Составитькроссворд, ребус, шараду, анаграмму, синквейн.

-Проиллюстрироватьпословицу, фразеологизм.

-Придуматьтаблицу, опорную схему, памятку, правило, алгоритм.

-Подобрать словадля словарного диктанта на определённую тему.

-Составить текстдиктанта на пройденную орфограмму.

Игровые приёмы науроках:

-мозговой штурм

-выделение общихили противоположных свойств

-поиск аналогий

-постановкавопросов

-переформулирование

-генерированиеидей

-установлениеситуативных связей между предметами

-установлениепричинных связей между событиями

-игры-задания наразвитие детской фантазии, языкового чутья

 

Развитиюкреативности содействует и такой вид работы, как творческий диктант.

   Материал для проведения творческих диктантов усложняетсяпостепенно. Сначала ученикам предоставляются слова для составления отдельныхпредложений:
Класс, мальчики, в, входят, девочки, и, весело.
Урок, языка, начинается, русского.
   Дети возобновляют предложения и записывают их в тетрадь. Предложениязачитываются, разбирается правильность их построения. Ученики самостоятельновыбирают лучшие варианты, обосновывают свой выбор. Дальше предлагаетсясоставить и записать ещё одно свое предложение со словарными словами. Врезультате выйдет такой текст:
Весело входят в класс девочки и мальчики. Начинается урок русского языка.Все ученики пишут в тетрадях.
   На следующем этапе даются незавершенные предложения или опорные слова дляскладывания предложений, объединенных общим сюжетом. Работа строится по такомуже принципу.
   Творческий диктант по данному началу — это интересный для учеников видработы. Учитель диктует начало текста, дальше дети самостоятельно составляютпредложения, которые являются продолжением продиктованного, используя словарныеслова.
Детям было дано такое начало текста:
Ребята взяли лопаты и расчистили площадку, залили ее водой. Ночью былсильный мороз.
   Ученики продолжили текст таким образом:
1 вариант. К утру вода превратилась в лед. Вечером девочки и мальчики взяликоньки и пошли кататься. Весело на катке!
2 вариант. Вода замерзла. Хороший каток вышел. Мальчики взяли коньки, клюшки ишайбу и начали играть в хоккей.
   Творческий диктант содействует развитию самостоятельности учеников, их языкаи мышления и служит средством повторения правописания словарных слов.

Для развития креативного мышления на уроках русского языкаполезно научить детей составлять синквейн.

Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, вкотором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то.
Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке.

Первая строка – одно ключевое слово, определяющеесодержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующихданное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действиепонятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в которомавтор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное,через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с даннымпонятием.

   Например, составляем синквейн ДОМ, пользуясь данныеслова-помощники:

прил.красивый, уютный, большой, маленький, надёжный, любимый, желанный.

гл.- охраняет,защищает, любит, ухаживает, слушает, обогревает.

Дом.

Надежный,любимый.
Охраняет, оберегает, защищает.
Он нужен каждому.
Любовь.

 

Интереснопредлагать детям самим придумывать задания:

1) Даныбуквы. Придумайте задания с ними.

А БО И К Л Е П Т

Например,задания:

-Разделитьна группы (гласные — согласные)

-Составитьслова из букв (пила, лупа, лоб…)

-Записатьбуквы в алфавитном порядке

-Найтилишнюю букву, ориентируясь на новое словарное слово (например, лишняя буква я,ее нет в слове библиотека)

-Составитьпредложение или текст, чтобы слова в нем все слова начинались на данные буквы  (Алешабыстро обводил и красил листья. Ему помогали товарищи.)

2)Даны слова. Найдите отличительный признак каждого слова.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

Гонит,ловят, кричит, бросил, нагревает, встречает.

Ловят — глагол множественного числа

Кричит– глагол, в котором одинаковые гласные

Бросил-  глагол прошедшего времени

Нагревает- глагол с приставкой

Встречает- глагол 1 спряжения

Гонит- глагол-исключение

 

Для развития креативного мышления на уроках русского языкапри работе с текстом можноиспользовать следующие задания:

1.Используя данные слова, составь 3—4 предложения, связанных между собой однойтемой.

Воробьи.Осень, льёт, деревья, дождь, воробьи, листья

Встреча.Иду по тропинке, под старой елью, шалунья, скрылась, вот так встреча

 

2.Закончи текст:

Утро.Раннее утро. У крыльца спит лохматый пёс Полкан. …

Лужайка.Светит яркое солнце. Стоит тёплый день. Петя идёт к лужайке. Там пасётся козаМилка. …

Лучик.Женя жил в деревне. У мальчика был любимый конь Лучик. Лучик ещё мал, но силён.

3.Составь текст, используя вопросы и предлагаемые ответы:

1)Какая стояла зима? (Суровая, вьюжная, холодная).

2)Где ребята развесили птичьи кормушки? (В саду, во дворе, в парке).

3)Какой корм насыпали дети в кормушки?

4)Кто подлетел к кормушкам? (Синички, воробьи, зяблики, снегири).

4.Дана картинка с изображением петуха. Задание:

1)Раскрась картинку.

2)Опиши этот рисунок по плану (пользуйся памяткой). Озаглавь своё описание.Попробуй записать то, что ты придумал.

3)Сочини про этого петуха волшебную историю, которая начиналась бы так:

«ПетухКукарек каждое утро встречал солнышко звонкой песней. Но однажды он охрип и…»

4)Озаглавь свой рассказ. Попробуй записать его самостоятельно.

  Дана картинка с изображением ежонка. Задание:

1)Раскрась картинку.

2)Опиши этот рисунок по плану (пользуйся памяткой). Озаглавь своё описание.Попробуй записать то, что ты придумал.

3)Сочини про этого ежонка волшебную историю, которая начиналась бы так:

«ЕжонокТошка никак не мог научиться сворачиваться в клубок и очень этого стеснялся. Нооднажды утром …»

4)Озаглавь свой рассказ. Попробуй записать его самостоятельно.

5.Какой период весны описывается в этом стихотворении?

Растаялснег среди полей,

Сбегаетпод гору ручей,

Ипробивается трава.

Влесу фиалки распустились,

Ияркой зеленью оделись

Кусточкивсе и дерева,

Родимыхмест знакомый вид

Мнеснова душу веселит.

(С.Дрожжин)

Акакой ты представляешь себе весну? Напиши сочинение, используя слова ивыражения из текста (4-5 предложений).

6.Попробуй сочинить сказочную историю. Пусть в нейоживёт природа: деревья, цветы, травинки, ручей, сосульки, снежинки, облачко —все, что захочешь, по твоему выбору.

7.Придумай сказку, в которой встречаются опорные слова:заяц, апельсин, молоток, лиса, цветочек, хвост, бинт.

8.Представь себе, что маленький айсберг оторвался от своих родителей и несет егоморе все дальше и дальше…

Предположи:что произошло дальше; кого он встретил на своем пути. Попробуй записать своюисторию.

9.Используя данные слова, составь и запиши небольшой рассказ на следующие темы:

Нареке.

Лето,река, волны, ветерок, кувшинки, берег, удочка, улов, чайки.

Осеннийпарк.

Осень,парк, осенний наряд, тропинка, аллея, ребята, шишка, деревья, трава, цветы.

Налесной полянке.

Ребята,лукошки, берёзы, ветви, песни птиц, пенёк, малина, ягоды, рот, кузовок, ковёрцветов.

ГрозаСолнце, берёзки, листья, гром, молния, дождь, ливень.

Помогидрузьям.

Мороз,крепкий лёд, шапки снега, корм для птиц, рябина, ягодки, крошки.

10.Закончи рассказ 3-5 предложениями.

Зимнийлес.

Чудесенрусский лес зимой. Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев.

 

 

11.Закончи рассказ, добавив 1 -2 предложения, придумай и запиши заголовок.

УТани была маленькая собачка. Звали её Снежок. Снежок провожал Таню в школу идожидался её у входа.

Серёжазаблудился в лесу. Пришла ночь. Мальчик влез на дерево, увидал вдали огонёк ипошёл в ту сторону.

МаленькийКоля стоял на берегу реки. Он поскользнулся и упал в воду. Но недалеко был егостарший брат Миша.

Муравейнашёл зерно. Но оно было очень тяжёлое. Муравей не мог его сдвинуть. Тогда онпозвал на помощь товарищей.

Серёжаи Володя нашли скворца со сломанным крылом. Он не мог улететь на юг. Ребятавзяли скворца домой и ухаживали за ним всю зиму.

МаленькаяОля побежала за котёнком, ушла далеко от дома и заблудилась. Она испугалась изаплакала. Мимо шли ребята из школы.

12.«Кто продолжит лучше?»

Надоске записано начало повествовательного или описательного текста. Классделится на несколько команд. Каждая команда составляет связный текст по одномуи тому же началу, добавляя к нему 3-4 предложения, после чего команды читаютсвои тексты вслух. Определяется команда-победительница.

Лесныежители готовились к зиме…

Красив,наряден русский лес осенью…

Уменя есть собака…

Мышли по лесной тропинке…

Вечероммы играли в прятки…

Вжаркий день мы пошли купаться на речку…

13.Используя опорные слова, составь текст и озаглавь его.

Лес,сторонка, медведь.

Охотник,собака, лиса.

Деньрождения, радостно, подарки.

14.Тебе предложен текст, в котором пропущены слова. Догадайся, о чем идет речь.Вместо многоточий расставь любое количество слов, подходящих и по смыслу.

…мальчика … Петя…. третьеклассник … школы… Москвы. Петя не … учиться.Почему? … он лентяй и … математику. Чтобы хорошо учиться… трудиться. Вашумный совет сможет… помочь. Что … ему?

15. Сбольшим интересом дети складывают рассказы по серии сюжетных картинок.
Учительчитает стихотворение и просит учеников рассмотреть картинки.
Вы встречали на опушке
Зайку — Серенькие Ушки?
Он в работе день-деньской
В будний день и в выходной.
То посадка, то прополка —
Он давно забыл о волке.
Зайке некогда дрожать —
Надо овощи сажать.
Потом проводится беседа по содержанию каждой картинки и дети приступают кзаписи сюжетного рассказа. Вот какие работы могут получиться:
1) Жил в домике заяц Пушок. Он любил ухаживать за растениями. В огородевскопал заяц лопатой грядку и посадил капусту с морковью. Зверь ухаживал заовощами, поливал их. И вырос у него хороший урожай. Однажды в госты к Пушкупришла собачка Жулька. Заяц угостил ее вкусными овощами.
2) У Степашки есть дом и огород. Заяц вскопал лопатой грядки и посадиловощи. Он ухаживал за капустой и морковью. Вырос у Степашки хороший урожай. Кзайке пришел сосед Филя. Степашка принес морковку и угостил собачку.
   Выполняя подобные задания, дети учатся не только правильно конструироватьпредложения, последовательно выражать события, но и практикуются в правильномупотреблении и написании словарных слов.
Для развития креативного мышления на уроках русского языка при работе сословарными словами можно использовать следующие задания:

1. ИгруЗагадай желание можно провести перед Новым годом. Наразвороте открытки, которую дети подготовили самостоятельно, они записывают своежелание, дополняя предложенную фразу (по желанию) своими словами:
Если бы я был березкой, я бы …, потому что …

Если бы я был воробьем, я бы …, потому что …
Если бы я был медведем, я бы …, потому что …
Если бы я был собачкой, я бы …, потому что …
Если бы я был ягодкой, я бы …, потому что …
    Игра не только способствует формированию навыка безошибочного написаниясловарных слов, развитию воображения, фантазии, но и помогает детям лучше знатьсвои ощущения, понять себя.
2. Большой интерес вызывает у детей игра Придумай мультфильм.
Детям даны 2 словарных слова. Нужно придумать цепочку из 10 слов от заданногопервого слова до последнего, а потом попробовать по этим словам придумать (рассказ)мультфильм, сюжет которого будет разворачиваться от одного слова к другому.
Со словами ворона и молоко ученики придумали такиеварианты:
1) Ворона — учитель — пальто – улица — воробей — стакан — капуста – спасибо– магазин – молоко.
В лесной школе ворона – учитель. Она надела пальто и вышла на улицу. Там онавстретила воробья по фамилии Стаканов. Он угостил ворону капустой. Она сказала:Спасибо и полетела в магазин. Там она купила молоко.
   Выполняя предложенные упражнения творческого характера, дети неоднократночитают и говорят словарные слова орфографически, что способствует запоминаниюих правописания с опорой на зрительную, слуховую память. Это происходитпоневоле на позитивном эмоциональном фоне.
Работа над словом допускает не только усвоение его написания, но иколичественное и качественное обогащение словаряучеников и его активизацию.
3. С этой целью дети во втором классе заводят блокнот — Творческаякопилка, в которой устанавливают связки слова по значению исочетаемость с другими словами.

Например, приразборе слова мороз ученики устанавливают разного рода связки(родо-видовые; родственные; синонимические; антонимические), сочетаемость слов,фразеологичные соединения.
Это происходит постепенно. Работа начинается на уроке. Дети определяютродо-видовые связки и фиксируют их в тетради. Потом подбирают и записываютнесколько родственных слов, антонимов, синонимов, словосочетаний. Аналогичноработа продолжается и во внеурочное время. Ученики используют при этомавторские произведения и произведения устного народного творчества, с которымипознакомились как на уроках чтения, так и во время чтения книг дома. Такаяработа проводится самостоятельно в течение недели. Потом дети обмениваютсянакопленным материалом в классе и, в случае необходимости, пополняют своитворческие копилки находками товарищей. В результате выполнениялексико-орфографических упражнений на уроках и во внеурочное время у детей настраничке появляется запись:
МОРОЗ
Мороз — это холод.

Мороз — это холодная зимняя погода.
Мороз, морозец, морозный, морозно, замораживание, морозит, морозильник.
Мороз — холод, стужа.
Мороз — жара.
Морозы сильные, жестокие, февральские, январские, трескучие.
Выйти на мороз, гулять в мороз, стоять на морозе.
Мороз по коже (по спине) идет — возникает неприятное ощущение от холода или внезапногостраха.
и т.д.

   Если же науроке дети знакомятся с целым блоком новых словарных слов, то целесообразнееиспользовать групповую форму работы. Выполнение подобных упражненийспособствует не только усвоению правописания словарного слова, но и осознаниюлексического значения многих слов и позволяет правильно использовать эти словапри построении собственных высказываний. Накопленный материал дети используютпри работе над устными и письменными произведениями, переводами.

4. Отрабатывать,закреплять правописание слов с орфограммами, которые не проверяются, помогает иаудирование с творческим заданием.
   Дети прослушивают аудиозапись и запоминают словарные слова, которыевстретились в тексте. Каждый ученик записывает слова, которые запомнил втетрадь и составляет с ними одно — два предложения. Потом дети орфографическичитают слова, выясняют, кто больше запомнил; зачитывают предложение, отмечаютнаиболее интересные и те, в которых было наибольшее количество словарных слов.
Ученикам был предложен текст Весенний ручеек:
Наступила весна. Пошел далеко на север трескучий мороз. Весело дует теплыйветерок, ярко светит солнце. У леса под большим заносом родился ручеек. Онрадостно поздравил большую березу, которая росла неподалеку, и отправился впуть. Воробей, увидев ручеек, громко зачирикал. Лесс просыпался от зимнего сна.Звонко трещала сорока. Медведь с медведицей покинули берлогу и грелись подтеплым весенним солнышком. Заяц удивленно замер, отметив ручеек. А ручеекпобежал дальше, через лес к большой синей реке.
   После прослушивания и записи слов, дети сложили такие предложения:
Наконец пришел с севера мороз. Подул холодный ветер.
Зимой медведь спит в берлоге. Заяц меняет серую шубку на белую.
На лесной опушке около березы заяц, воробей и медведь, играли в догонялки.
   Ценность данного задания еще и в том, что за короткое время можно повторитьи закрепить достаточно большой по объему материал. При систематическомприменении подобных упражнений развиваются слуховое восприятие и слуховаяпамять, творческие способности детей.
5. Работая со словарными словами, ученики учатся устанавливать ситуативныесвязки между предметами.

Им предлагаетсятакое задание: составь как можно больше вопросов, соединяя два предмета.Пытайся, чтобы вопросы были необычными или смешными.
Например: машина — медведь
Сколько медведей войдет в одну машину?
Сколько необходимо машин, чтобы отвезти одного медведя?
Почему, играя в машину, ты рычишь как медведь?
Почему охотник на машине не может догнать медведя у леса?
сапоги — ворона
Сколько нужно сносить сапог, чтобы поймать одну ворону?
Сколько сапог может сносить ворона на своем веку?
Сумеет ли ворона обуть сапоги кошке?
Сколько понадобится времени, чтобы сапоги догнали ворону?
капуста — тетрадь
Сколько раз слово капуста можно записать в одной тетради?
Сколько тетрадей можно сделать из одного кочана капусты?
Сколько кочанов капусты можно завернуть в одну тетрадь?
6. Разные виды упражнений, письменных работ не должны быть отвернуты отжизни. Это лишает их смысла. Правописание словарных слов запоминается быстрее ине требует длительных тренировок в том случае, если они изучаются как слова -понятия, которыми пользуется человек в жизни.
При изучении группы словарных слов на тему «Одежда» дети пробовали сочинятьрекламу.

Бабушки имамы!
Покупайте на зиму
Сапоги и валенки.
А особенно пальто,
Чтобы было вам тепло.

Если выпростудились,
Когда ходили на каток,
Купите обязательно
Носовой платок.
   Использование вышеперечисленных и других упражнений творческого характераспособствует быстрому и крепкому усвоению словарных слов, вследствие чегоформируется навык грамотного написания слов с орфограммами, которые непроверяются, с которыми ученики встречаются как в устной, так и в письменнойречи. Разнообразные задания, направленные на развитие креативности в работе надсловарными словами, активизируют деятельность детей, повышают интерес ковладению богатствами родного языка, воспитывают внимание к слову. В результатеувеличивается количество позитивных отметок, растет интерес к русскому языку.

Главныйстимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику, иучителю.         

Творитесами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут вашиученики!

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет