Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В образовательном процессе имеет место разветвленная сеть взаимодействий по следующим четырем линиям: 1) учитель — ученик (ученики) . 2) ученик — ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах) . 3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе . 4) учитель — учительский коллектив.
Взаимодействие в образовательном процессе может носить как субъект-объектный характер, так и субъект — субъектный характер. Характер взаимодействия определяется позицией, которую занимают его участники. Если ученик занимает в образовательном процессе пассивную позицию, то имеет место взаимодействие субъект-объектного типа. Если ученик занимает в образовательном процессе активную позицию, то имеет место взаимодействие субъект-субъектного типа. Взаимодействие субъект-субъектного типа участников образовательного процесса лежит в основе учебного сотрудничества.
Представленная информация была полезной? ДА 58.67% НЕТ 41.33% Проголосовало: 1050 |
|
При анализе сотрудничества необходимо отметить, во-первых, что линия учитель — ученик(и), как правило, дополняется взаимодействием по линии ученик + ученик, что обусловливается самим групповым характером учебной деятельности. Во-вторых, основные исследования направлены на изучение влияния сотрудничества на личностное развитие обучающегося (обучающихся), на эффективность его (их) учебной деятельности. В результате убедительно показано, что учебное сотрудничество ученик — ученик как организационная форма обучения предоставляет значительные резервы не только для повышения эффективности обучения конкретному учебному предмету, но и для развития, формирования личности учащегося.