Взаимодействиевоспитателя и педагога – психолога в применении метода сенсорной интеграции впериод адаптации детей раннего возраста
КняжевскаяИ.В., педагог-психолог
КакоулинаВ.В., воспитатель
МБДОУ №52города Канска
Е-mail: delphin52kansk@mail.ru,
Тел.(39161) 6-36-52
Поступлениеребенка в ДОУ – это очень сложный период в его жизни. Одним из основныхтребований ФГОС ДО, является осуществление психолого — педагогическогосопровождения ребенка в процессе социализации и индивидуализации детей раннеговозраста. Работая на группе раннего возраста, я столкнулась с такой проблемой,как тяжелая адаптация детей к ДОУ. По результатам наблюдений за детьми ианализа листов адаптации выявила, что 32% детей тяжело привыкали к новымусловиям. Эти дети отказывались от приема пищи, трудно засыпали, пребывали втревоге, избегали контакта со сверстниками, проявляли избирательность вотношениях со взрослыми, не интересовались игрушками и играми. Взаимодействие осложнялосьеще и тем, что дети не говорили.
Традиционные,применяемые мною в период адаптации, методы и приемы, оказались мало эффективнымив работе с такими детьми. И тогда совместно с педагогом — психологом мы решилиприменить метод сенсорной интеграции автора Д.Айрес в работе с детьми, имеющиминарушения.
Почемувыбрали метод сенсорной интеграции Джин Айрес? Потому что ранеепедагог-психолог ознакомилась с ним на семинарах, мастер – классах, вебинарахпо инклюзии и уже применяла в своей работе с детьми ОВЗ.
Сенсорная интеграция – этовосприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственнымканалам, и объединение этой информации в единое целое. Цельсенсорно – интеграционных занятий– усилить, сбалансироватьи развить обработку сенсорных стимулов центральнойнервной системы.
Чтобыорганизовать работу с выявленными детьми, необходимо было убедиться, чтонарушения действительно имеются. На индивидуальных консультациях у педагога-психологапосле родительского собрания, где родителей познакомили с результатамиадаптации, родителям предложили пройти обследование у детского врача-невролога,и у специалистов Красноярского центра СКИРТ (клиника современных коррекционныхи развивающих технологий), чтобы получить более точную и достоверную информациюо нарушениях у детей, а также исключить противопоказания в применении методасенсорной интеграции.
Послеобследования детей специалистами, мы предложили родителям начать работу с применениемметода сенсорной интеграции. На эксперимент согласились 5 семей из 7 выявленныхдетей. С помощью теста сенсорного скрининга выявили у детей нарушения всехчувственных анализаторов. Методом наблюдений, опросника для родителей(предложенного автором методики) заполнили чек-лист сенсорного скрининга накаждого ребенка. Проанализировав полученные данные, определили, что у детейсуществует вестибулярная, тактильная, проприоцептивная (информация, которую мозг получает от мышц, сухожилийи суставов нашего тела), игровая и социальная дисфункции.
Началивыстраивать работу с подбора игр и упражнений для стимуляции рецепторов. Впоследствиисоздали картотеку таких игр, по мере приобретения тренажеров мы добавляли в нашукартотеку упражнения. Деятельность начали с простых упражнений, которыепроводили 2-3 раза в неделю. Постепенно довели их до ежедневного проведения влюбом удобном режимном моменте. Строго дозировали и четко простраивали тренировкунарушенных функций в соответствии с авторскими рекомендациями проведения игр иупражнений.
В утреннийотрезок времени и в период засыпания проводили совместную работу. Например, длястимуляции вестибулярного аппарата, проводили качание на одеяле, позжеподключили балансировочную доску; применяли утяжеленное одеяло для засыпанияребенка. Для стимуляции тактильной чувствительности, использовали упражнения «Тактильная дорожка», «Сенсорные коробки» во время образовательной деятельности. Эти игры и упражнения поощряют стремление ребенка к осознанномуисследованию окружающего мира.
Игрыи упражнения проводили, как для отдельных видов рецепторов, так и в комплексе.Например, упражнения с гамаком – стимуляция вестибулярных и проприоцептивныхнарушений, а еще тактильных, если собрать гамак в каплю.
Старались, чтобы при участии в играх и выполненииупражнений было как можно меньше принуждения. Ребёнок не должен испытывать дажекратковременного стресса, поэтому начинали с таких воздействий, которые онхорошо переносит, постепенно переходя к менее «приятным» для него. Рекомендовалиродителям применение несложных упражнений в домашних условиях.
Ужечерез месяц таких занятий, мы вместе с родителями, стали отмечать снижениетревоги у детей, при расставании с родителями они стали реже плакать, пыталисьвыстраивать отношения со сверстниками в играх и т.д. В мае провели повторнуюдиагностику и сопоставили результаты с начальным этапом нашей работы. Результатитоговой диагностики показал положительную динамику в снижении нарушенийсенсорной интеграции: вестибулярная дисфункция (январь – 40%; май – 20%); тактильнаядисфункция (январь – 51%; май– 20%); проприоцептивная дисфункция (январь – 41%;май – 17%); игровая дисфункция (январь – 29%; май– 15%); социальная дисфункция (январь– 34%; май– 15%).
Такимобразом, включение метода сенсорной интеграции в образовательную деятельность иэффективное взаимодействие воспитателя, педагога-психолога и родителейспособствовало успешной адаптации воспитанников к условиям детского сада. Удетей:
üпоявился аппетит;
üулучшились настроение и сон;
ü дети стали более общительными, открытымидля контакта;
üстали принимать участие в играх изанятиях;
üснизилась тревожность;
üпри расставании с родителями стали болееспокойными;
üпоявилась и стала более разборчивой речь.
Мы считаем, что данныйметод работы с детьми можно и нужно применять не только в период адаптации, нои на протяжении всего пребывания детей в ДОУ, т.к. он способствует развитиюфункций организма, влияющих на учебнуюдеятельность, социальную адаптацию, концентрацию внимания и формированиесамоконтроля.