X-PDF

Взаимодействие воспитателя и педагога – психолога в применении метода сенсорной интеграции в период адаптации детей раннего возраста

Поделиться статьей

 

Взаимодействиевоспитателя и педагога – психолога в применении метода сенсорной интеграции впериод адаптации детей раннего возраста

 

КняжевскаяИ.В., педагог-психолог

КакоулинаВ.В., воспитатель

МБДОУ №52города Канска

Е-maildelphin52kansk@mail.ru,

Тел.(39161) 6-36-52

 

Поступлениеребенка в ДОУ – это очень сложный период в его жизни. Одним из основныхтребований ФГОС ДО, является осуществление психолого — педагогическогосопровождения ребенка в процессе социализации и индивидуализации детей раннеговозраста.  Работая на группе раннего возраста, я столкнулась с такой проблемой,как тяжелая адаптация детей к ДОУ. По результатам наблюдений за детьми ианализа листов адаптации выявила, что 32% детей тяжело привыкали к новымусловиям. Эти дети отказывались от приема пищи, трудно засыпали, пребывали втревоге, избегали контакта со сверстниками, проявляли избирательность вотношениях со взрослыми, не интересовались игрушками и играми. Взаимодействие осложнялосьеще и тем, что дети не говорили.

Традиционные,применяемые мною в период адаптации, методы и приемы, оказались мало эффективнымив работе с такими детьми. И тогда совместно с педагогом — психологом мы решилиприменить метод сенсорной интеграции автора Д.Айрес в работе с детьми, имеющиминарушения.

Почемувыбрали метод сенсорной интеграции Джин Айрес? Потому что ранеепедагог-психолог ознакомилась с ним на семинарах, мастер – классах, вебинарахпо инклюзии и уже применяла в своей работе с детьми ОВЗ.

Сенсорная интеграция – этовосприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственнымканалам, и объединение этой информации в единое целое.  Цельсенсорно – интеграционных занятий– усилить, сбалансироватьи развить обработку сенсорных стимулов центральнойнервной системы.

Чтобыорганизовать работу с выявленными детьми, необходимо было убедиться, чтонарушения действительно имеются. На индивидуальных консультациях у педагога-психологапосле родительского собрания, где родителей познакомили с результатамиадаптации, родителям предложили пройти обследование у детского врача-невролога,и у специалистов Красноярского центра СКИРТ (клиника современных коррекционныхи развивающих технологий), чтобы получить более точную и достоверную информациюо нарушениях у детей, а также исключить противопоказания в применении методасенсорной интеграции.

Послеобследования детей специалистами, мы предложили родителям начать работу с применениемметода сенсорной интеграции. На эксперимент согласились 5 семей из 7 выявленныхдетей. С помощью теста сенсорного скрининга выявили у детей нарушения всехчувственных анализаторов. Методом наблюдений, опросника для родителей(предложенного автором методики) заполнили чек-лист сенсорного скрининга накаждого ребенка.  Проанализировав полученные данные, определили, что у детейсуществует вестибулярная, тактильная, проприоцептивная (информация, которую мозг получает от мышц, сухожилийи суставов нашего тела), игровая и социальная дисфункции.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

Началивыстраивать работу с подбора игр и упражнений для стимуляции рецепторов. Впоследствиисоздали картотеку таких игр, по мере приобретения тренажеров мы добавляли в нашукартотеку упражнения. Деятельность начали с простых упражнений, которыепроводили 2-3 раза в неделю. Постепенно довели их до ежедневного проведения влюбом удобном режимном моменте. Строго дозировали и четко простраивали тренировкунарушенных функций в соответствии с авторскими рекомендациями проведения игр иупражнений.

В утреннийотрезок времени и в период засыпания проводили совместную работу. Например, длястимуляции вестибулярного аппарата, проводили качание на одеяле, позжеподключили балансировочную доску; применяли утяжеленное одеяло для засыпанияребенка.  Для стимуляции тактильной чувствительности, использовали упражнения «Тактильная дорожка», «Сенсорные коробки» во время образовательной деятельности.  Эти игры и упражнения поощряют стремление ребенка к осознанномуисследованию окружающего мира.

Игрыи упражнения проводили, как для отдельных видов рецепторов, так и в комплексе.Например, упражнения с гамаком – стимуляция вестибулярных и проприоцептивныхнарушений, а еще тактильных, если собрать гамак в каплю.

Старались, чтобы при участии в играх и выполненииупражнений было как можно меньше принуждения. Ребёнок не должен испытывать дажекратковременного стресса, поэтому начинали с таких воздействий, которые онхорошо переносит, постепенно переходя к менее «приятным» для него. Рекомендовалиродителям применение несложных упражнений в домашних условиях.

Ужечерез месяц таких занятий, мы вместе с родителями, стали отмечать снижениетревоги у детей, при расставании с родителями они стали реже плакать, пыталисьвыстраивать отношения со сверстниками в играх и т.д. В мае провели повторнуюдиагностику и сопоставили результаты с начальным этапом нашей работы. Результатитоговой диагностики показал положительную динамику в снижении нарушенийсенсорной интеграции: вестибулярная дисфункция (январь – 40%; май – 20%); тактильнаядисфункция (январь – 51%; май– 20%); проприоцептивная дисфункция (январь – 41%;май – 17%); игровая дисфункция (январь – 29%; май– 15%); социальная дисфункция (январь– 34%; май– 15%).

Такимобразом, включение метода сенсорной интеграции в образовательную деятельность иэффективное взаимодействие воспитателя, педагога-психолога и родителейспособствовало успешной адаптации воспитанников к условиям детского сада. Удетей:

üпоявился аппетит;

üулучшились настроение и сон;

ü дети стали более общительными, открытымидля контакта;

üстали принимать участие в играх изанятиях;

üснизилась тревожность;

üпри расставании с родителями стали болееспокойными;

üпоявилась и стала более разборчивой речь.

Мы считаем, что данныйметод работы с детьми можно и нужно применять не только в период адаптации, нои на протяжении всего пребывания детей в ДОУ, т.к. он способствует развитиюфункций организма, влияющих на учебнуюдеятельность, социальную адаптацию, концентрацию внимания и формированиесамоконтроля.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет