Государственноеказённое общеобразовательное учреждение
«Урюпинскаякадетская школа имени генерал-лейтенанта С.И. Горшкова»
Рабочаяпрограмма
дополнительногообразования
кружка
«Юныеинспектора движения»
дляобучающихся 3 класса
на2022/2023 учебный год
г.Урюпинск 2022г.
Пояснительная записка
Программа «Юные инспекторыдорожного движения» разработана для обучающихся 2 класса на основе программыН.Ф. Виноградовой «Юные инспекторы дорожного движения». («Примерные программывнеурочной деятельности. Начальное и основное образование» Под редакцией В.А.Горского, 3-е издание. — М.: Просвещение, 2013) Программа по внеурочнойдеятельности разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Развитие сети дорог, резкийрост количества транспорта породил целый ряд проблем. Безопасность дорожногодвижения — одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны.В последние годы в России наблюдается значительный рост числа детей иподростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Дляпредупреждения детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучатьдетей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и способствоватьформированию у них специальных навыков. Для детей школьного возраста характеренсинкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватываетребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и частоподвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основнойпричиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги внеустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка вдорожно-транспортное происшествие — это трагедия: даже если ребенок осталсяжив и не получил физической травмы, психическое состояние ребенка может бытьнарушено. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортноготравматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.Уже с раннего возраста у детей необходимо сформировать знания о Правилахдорожного движения и поведении на проезжей части. Выполнение всех требований кправилам дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движениятранспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Цели и задачи учебного предмета
Главнаяцель программы:практико-ориентированное образование учащихся в сфере основ безопасностижизнедеятельности, направленное на предупреждение и снижение детскогодорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
-развитие мотивацииличности ребенка к познанию и творчеству;
-создание условий длясоциального, культурного и профессионального самоопределения, а такжетворческой самореализации личности ребенка через деятельность в отряде ЮИД;
-развитие качеств личностии способностей учащегося, способствующих наиболее полному раскрытию его какюного помощника инспекторов ГИБДД (коммуникативных качеств, эрудированности,наблюдательности, аналитических способностей и т.д.), мотивация обучающихся ксовершенствованию через развитие целого спектра творческих навыков;
-формирование «Я»-концепции, адаптация к социуму;
-развитие потребности всоциальной инициативе и гражданской позиции;
-всестороннее развитиетворческих способностей посредством совместного социального творчества.
Формы контроля
-текущий,
-в формате проверочных работ (тестирование),
-практический.
Местокурса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год исодержит всего 34 часа: 1 час в неделю продолжительностью 40 минут.
Учебно-методические пособия
Программа Н.Ф. Виноградовой«Юные инспекторы дорожного движения», «Примерные программы внеурочнойдеятельности. Начальное и основное образование» под редакцией В.А. Горского,3-е издание. — М.: Просвещение, 2013 г.
Планируемыерезультаты учебного предмета
1. Теоретическая подготовка учащихся
Обучающиеся должны знать:
- историю возникновения ПДД;
- безопасный путь из дома до школы;
- дорожные знаки; сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила поведения в транспорте.
2. Практическая подготовка учащихся
Обучающиеся должны уметь:
- применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог;
- выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; — оценивать дорожную ситуацию;
- оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.
3. Сформированность общеучебных умений и навыков.
Обучающийся должен уметь:
- Рационально планировать свою деятельность, чтобы совместить сферы основного образования и дополнительного;
- Осуществлять сбор, обработку, использование и хранение информации из различных источников;
- Мотивировать свою деятельность;
- Уметь решать проблемные задачи, возникающие в ходе его творческой деятельности;
- предвидеть опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха.
Содержание учебного предмета
Тема 1.
Юныеинспектора движения
Вводноезанятие. Цели, задачи курса, знакомство отряда. Инструктаж по ТБ.
История возникновения дорожного движения, его регулировки,возникновение ГАИ-ГИБДД.
Праваи обязанности юного инспектора движения.
Тема2.
Транспортныесредства и дорожное движение
Улица-зонаповышенного движения: отличие дорожной среды от другой, элементы улицы.
Участникидорожного движения, первые правила поведения на дороге.
Историяавтотранспорта.
ДТП-определение, причины, последствия.
Тема3.
Изучениеправил дорожного движения
Основныепонятия и термины, используемые в правилах. Законы дорожного движения.
Акция:раздача листовок родителям-водителям.
Дорожныезнаки.
Правиладорожного движения для пешеходов и пассажиров.
Правиладорожного движения для велосипедистов.
Регулированиедорожного движения светофорами и регулировщиками.
Линииразметки.
Тема 4
Основымедицинских знаний
Основыдоврачебной помощи: классификация травм и ранений (ожоги, обморожение,солнечный и тепловой удары, отравление, раны, растяжения, вывихи, удары).
Предназначениеи содержание аптечки. Средства, необходимые для оказания помощи.
Правилаостановки кровотечения. Наложение повязок.
Экскурсияна медицинский пункт.
Тема 5
Юныйводитель
Велосипед,мопед, скутер как автотранспортное средство. Изучение материальной частивелосипеда.
Подготовкавелосипеда к эксплуатации и экипировка велосипедиста.
Фигурноевождение велосипеда. Правила управления велосипедом.
Итоговоезанятие.
Календарно-тематическоепланирование
ОтрядЮИД
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Юные инспектора движения |
|||
1 |
Вводное занятие. Цели, задачи курса, знакомство отряда. Инструктаж по ТБ (теория) |
1 |
|
2 |
Вводное занятие. Цели, задачи курса, знакомство отряда. Инструктаж по ТБ(практика) |
1 |
|
3 |
История возникновения дорожного движения, его регулировки, возникновение ГАИ-ГИБДД |
1 |
|
4 |
Права и обязанности юного инспектора движения |
2
|
|
Транспортные средства и дорожное движение |
|||
5 |
Улица-зона повышенного движения: отличие дорожной среды от другой, элементы улицы (теория) |
1 |
|
6 |
Улица-зона повышенного движения: отличие дорожной среды от другой, элементы улицы (практика) |
1 |
|
7 |
Участники дорожного движения, первые правила поведения на дороге |
2 |
|
8 Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428 |
История автотранспорта |
1 |
|
9 |
ДТП- определение, причины, последствия |
1 |
|
Изучение правил дорожного движения |
|||
10 |
Основные понятия и термины, используемые в правилах. Законы дорожного движения |
1 |
|
11 |
Акция: раздача листовок родителям-водителям |
1 |
|
12 |
Дорожные знаки |
2 |
|
13 |
Дорожные знаки (практика) |
1 |
|
11 |
Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров (пропаганда соблюдения правил ПДД среди пешеходов). |
1 |
|
12 |
Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров (практика) |
1 |
|
13 |
Правила дорожного движения для велосипедистов (пропаганда соблюдения правил ПДД среди велосипедистов). |
1 |
|
14 |
Правила дорожного движения для велосипедистов (тестирование) |
1 |
|
15 |
Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками (теория) |
1 |
|
16 |
Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками (практика) |
1 |
|
17 |
Линии разметки |
1 |
|
Основы медицинских знаний |
|||
20 |
Основы доврачебной помощи: классификация травм и ранений (ожоги, обморожение, солнечный и тепловой удары, отравление, раны, растяжения, вывихи, удары). |
1 |
|
21 |
Предназначение и содержание аптечки. Средства, необходимые для оказания помощи |
1 |
|
22 |
Правила остановки кровотечения. Наложение повязок |
1 |
|
23 |
Экскурсия на медицинский пункт (зачетное практическое занятие) |
2 |
|
Юный водитель |
|||
24 |
Велосипед, мопед, скутер как автотранспортное средство. Изучение материальной части велосипеда |
1 |
|
25 |
Велосипед, мопед, скутер как автотранспортное средство. Изучение материальной части велосипеда (зачет) |
1 |
|
26 |
Подготовка велосипеда к эксплуатации и экипировка велосипедиста |
1 |
|
27 |
Фигурное вождение велосипеда. Правила управления велосипедом |
2 |
|
28 |
Итоговое занятие |
1 |
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ |
|
1 |
Плакаты по ПДД |
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СТРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ |
|
1 |
Видео игра «Не игра» по ПДД |
2 |
Видеоматериалы по пропаганде ПДД |
МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА |
|
1 |
Жезлы деревянные |
2 |
Макеты дорожных знаков и светофора |
3 |
Жилеты светоотражающие (для проведения рейдов) |
Учебно-методическийкомплект
ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Государственныйобразовательный стандарт
2. Учебныйплан и учебные программы школы.
3. ПрограммаН.Ф. Виноградовой «Юные инспекторы дорожного движения».
4. «Примерныепрограммы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» подредакцией В.А. Горского, 3-е издание. — М.: Просвещение, 2013 г.
5. Методическиерекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
6. Учебникипо ОБЖ, ПДД.
7. Методическиеразработки для родителей, обучающихся и педагогов.
8. Учебноепособие «Дорожная безопасность» 1,2,3,4 классы. Москва «Третий Рим», 2007.
9. В.Л. Шмундяк «Комментарии к правилам дорожного движения» Москва «Центрпропаганды», 2007.
10. ЮИД– это серьёзно! Руководителям отрядов ЮИД. Методическое пособие. Составители:Л. П. Оривенко, Г. Л. Зубкова.
ДЛЯОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Атлас медицинских знаний
2. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающимбезопасность на дороге.2004г.
3. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детскогодорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
4. Методические рекомендации по организации работы по безопасностидорожного движения в школе, 2004.
5. Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»
6. Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.
7. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма вначальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия,занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.
8. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе.– Ростов н/Д: Феникс, 2006.
9. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел наулицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
