Задание 1 для ТО2.9 по МДК 01.07 Ремонткузовов автомобилей
Тема 7.1.Оборудование и технологическая оснастка для ремонта кузовов
Лабораторная работа №1
Устройство и работа оборудования дляремонта кузовов
Литература;
https://siver.ru/ru/index.php?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign
Оборудование для ремонта кузовов(poznayka.org)
Инструмент для кузовногоремонта, изучаем, осваиваем технологию работы (avtokrasim.ru)
Оборудование дляремонта кузовов
Этооборудование широко используется на СТОА и АТП. Основными тенденциями развитияавтосервиса в части ремонта кузовов являются:
восстановлениекузовов даже со сложными повреждениями, позволяющее иметь экономию метала (посравнению с изготовлением нового кузова) до 75%. Для этого необходимоприменять специальное оборудование и инструмент;
-применение метода проверки геометрии кузова по контрольным точкам без разборкиавтомобиля, что снижает трудоемкость ремонтных работ до 45%;
— широкоеиспользование при ремонте кузовов оборудования для контактной точечнойэлектросварки и сварки в среде защитных газов;
— более широкое внедрениепанельного и крупноблочного методов ремонта кузовов;
— использование специальныхстендов различных конструкций с гидравлическим силовым приводом,обеспечивающих применение метода наружного вытягивания и создания силы,противоположной по направлению силе, вызвавшей повреждение;
— широкое применениемеханизированного инструмента с пневматическим или электрическим приводом,обеспечивающего высокое качество выполнения операций и значительное повышениепроизводительности труда.
Применяемые для ремонта кузововоборудование и инструмент можно условно классифицировать на следующие группы:для правки кузова и деталей оперения; для контроля геометрии основания кузоваи его элементов; для сварки; специализированный инструмент; вспомогательноеоборудование.
Следует отметить, что всовременных конструкциях установок для ремонта кузовов предусмотрены стендыдля контроля геометрии кузова и стенды для правки и рихтовки панелей кузова.
Отечественнойпромышленностью и зарубежными фирмами выпускается разнообразное оборудованиедля правки кузовов: от универсальных наборов приспособлений и инструмента дляправки поврежденных участков непосредственно на автомобиле до сложных систем,оснащенных устройствами для фиксации автомобиля и позволяющих создаватьодновременно несколько разнонаправленных усилий правки.
Переносноеоборудование для правки кузовов, устанавливаемое непосредственно на кузоверемонтируемого автомобиля, выпускается преимущественно с гидравлическимприводом и в зависимости от конструкций и назначения может развивать усилиерабочего органа от 4000 до 20 000 кгс
Основнымнедостатком переносного оборудования является невозможность устранения сложныхперекосов кузовов и, в частности, нарушений геометрических параметров ихоснований из-за отсутствия возможности надежно крепить силовые элементы и ремонтируемыеавтомобили. Этот недостаток устраняется применением метода наружноговытягивания, заключающегося в закреплении автомобиля и приложении силы,направленной в сторону, противоположную силе, вызвавшей повреждение. Для осуществленияэтого метода было создано специальное оборудование, которое может бытьразделено натри основные группы:
-оборудование, не требующее специального рабочего места;
-правочное оборудование, применяемое с анкерными устройствами требующеефундамента;
-оборудование для правки кузовов в сочетании с подъемниками.
К первой группе оборудованияможно отнести недорогие мобильные установки, которые благодаря конструктивнымособенностям не требую i специально оборудованного рабочего места, напримерБС-71.
|
УстройствоБС-71 состоит из передвижной балки 7 (рис. 7), на одном конце которой шарнирнозакреплен качающийся рычаг 1, гидроцилиндра 2, ручного гидравлического насоса9, упора 3, силовой поперечины 4, набора приспособлений для правки. Устройствоработает по векторному принципу сил. Оно универсально, дает возможностьприложить растягивающую силу в любом направлении в пределах 360°, просто визготовлении и имеет небольшие размеры и массу.
Максимальноеусилие, ТС 10
Давлениев гидросистеме, кгс/см2 270
Рабочийход штока силового цилиндра, мм 120
Усилие нарукоятке насоса, кгс 12
Габариты,мм 3000х635х 1500
Масса, кг135
Применениетаких установок требует использования дополнительною подъемного оборудованиядля вывешивания автомобиля при установке на опорные подставки и подразборкиперед правкой. Необходимо также перемещать продольную балку и в связи с этимпереналаживать расчалочные цепи и приспособления для изменения направленияправочного усилия. Все это, а также неудобство работы под автомобилем снижаетэффективность использования установок подобного типа.
К группестендов для правки кузовов, требующих фундаментальных работ, относятся стенды,основу которых составляет рама, изготовленная из профилированной стали изабетонированная в пол (см. описание стенда Р-620). Пазы рамы служат длязакрепления кронштейнов, цепей и силовых цилиндров. Правка производится спомощью гидравлических цилиндров, обеспечивающих усилие правки до 10 тс. Таккак стационарным устройством является только рама стенда, площадь кузовногоучастка может быть использована для других целей.
Системадля правки и контроля кузова может состоять, например, из установки для ремонтаи контроля БС-123 и установки для правки кузова БС-124. Такая системапредназначена для производства особо сложного ремонта и контроля геометриикузовов.
Впоследнее время получили распространение специальные стапели, которые позволяютосуществить проверку установленных на них автомобилей с помощью специальныхмеханических или оптических материальных систем.
При проведениизамеров с помощью оптического оборудования в контрольных точках шасси припомощи специальных зажимов или магнитов укрепляют вертикально прозрачныеградуированные линейки с бегунками. Установка бегунков на необходимую высотуосуществляется по карте контрольных замеров таким образом, что у исправногоавтомобиля через установленные бегунки можно провести горизонтальнуюплоскость. Координаты и взаимное расположение контрольных точек шассиопределяют с помощью светового луча диаметром 5 мм с точностью ± 1 мм.Оптическое оборудование очень компактно, может перемещаться в собранном виде ииспользоваться как в комплекте с правочным оборудованием, так и самостоятельно.Однако оптическое оборудование из-за сложности в обращении с ним инедостаточной прочности не находит широкого применения в условиях СТО.
Болееширокое распространение получили универсальные механические системы (стапели)для проверки геометрии основания кузова по контрольным точкам (рисунок 8).
СтендР-620 предназначен для выполнения ремонтных операций методом гидравлическойвытяжки или растяжки и ручной правки кузовов легковых автомобилей и егоэлементов (подрамника, поперечин, оперения и др.) с одновременным контролемгеометрических параметров ремонтируемых кузовов. Фундаментная рама стенда послесборки устанавливается стационарно и заливается бетоном. В комплект стендавходит 78 наименований различных изделий (243 шт.), в том числе гидропривод,приспособления для правки, для установки и крепления автомобиля. Фундаментнаярама, изготовленная из спаренных швеллеров № 12, служит для установки кузовадля гидравлической правки и креплений автомобилей.
Гидравлическийпривод состоит из четырех комплектов гидронасосов с ножным приводом, силовыхцилиндров и рукавов высокого давления с наконечниками и клапанами.Приспособления и инструмент для гидравлической правки предназначены как длявытяжки автомобиля снаружи, так и для разжатия (распирающим усилием изнутриавтомобиля).
Усилие наплунжерах силовых цилиндров, тс 7,8
Рабочийход плунжера, мм 120
Перемещ.плунж. цилиндра за 1 рабоч. ход насоса, мм 1,4 ± 0,1
Варианты крепления приспособлений на силовой стойке стенда Р 620 представленына рисунке 9.
Наборыинструментов и приспособлений И-305М, и И-305ГМ (рисунок 10) для правки кузововпредназначены для выполнения различных операций по правке поврежденныхучастков кузовов, деталей оперения и декоративного оформления легковыхавтомобилей.
|
|
|
|
Инструментдля правки деформированных деталей кузова условно делится на силовыеустройства с механическим приводом или гидравлическим приводом,механизированный и ручной рихтовочный инструмент.
Силовое устройство с механическим приводом (рисунок 11) представляет собой двастержня 2 и 4 с внутренней левой и правой резьбой, соединенных витом 3 своротком. На противоположных концах стержней закрепляются различные наконечникии удлинители 1 и 5, позволяющие вытягивать деформированные части кузоваизнутри, упираясь в конструкции кузова и специальные упоры путем вращениявинта.
Сварочноеоборудование при ремонте кузовов применяют трех видов: газовое, электрическоеконтактное (точечное), для электросварки в среде защитных газов. Точечнаяэлектросварка по сравнению с газовой обеспечивает меньший нагрев свариваемыхдеталей, а поэтому исключает их деформацию, не меняет качества металла всоединении, что способствует длительной прочности соединения в эксплуатации,уменьшает трудоемкость зачистных операций перед отделкой. Электросварка в средезащитных газов характеризуется узкой зоной нагрева, улучшением механическиххарактеристик сварного шва при сварке листов различной толщины, возможностьюосуществления односторонней сварки при использовании точечного метода и высокойпрочностью сварных точек.