Сформулируйте свой этический кодекс, пользуясь таким правилом: в левой колонке продолжите (насколько это возможно) несколько раз предложение. «Я никогда не сделаю другому человеку..», а в правой колонке то же самое сделайте с предложением: «Я всегда сделаю для другого человека.»
На обратной стороне листа продолжите выполнение задания — измените предложение в левой колонке так «Я никогда не сделаю себе», а в правой колонке измените предложение так «Я всегда сделаю для себя..» Сравните эти ответы сами или предложите оценить их группе. Докажите необходимость рефлексии на содержание личного этического кодекса.
Сформулируйте свое жизненное кредо. Проанализируйте его с точки зрения содержания в нем парадигмы жизни.
Выразите свое отношение к следующим высказываниям, характеризующим жизненное кредо разных людей:
• «Жизнь — это сплошной обман»,
• «Жизнь—однообразна и скучна»,
• «Меня в этой жизни ничего не волнует» .
• «Я уже нахлебался досыта из жизненной чаши» .
• «Мне каждый день, как подарок». Проанализируйте эти высказывания с точки зрения содержания в них парадигмы жизни. Прочитайте эти высказывания клиентов психолога. Определите содержание норм практической этики, которыми они владеют
Глава II
«Я не могу слушать ни про какую душу. Это все выдумки и бред, нормальный человек ест, пьет и прочее без всякой души, у него тело живет, а не он». «Мне все равно, как меня назовут, я не обидчивый». «Не люблю, когда в душу лезут и еще злорадствуют». «По уши сидим в дерьме, а еще что-то про душу рассуждаем. Работать надо».
«Что обсуждать, кому нужны эти беседы, людям жрать скоро нечего будет».
Глава III ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Чтобы Баба-яга стала доброй надо сказать волшебные слова.
— Когда мне говорят, что я плохая, я думаю, что это говорят не мне, что я настоящая им не видна, они не знают, что я — очень хорошая.
(Из несостоявшегося разговора)