Тема. Текстоведение. Описание внешности человека.
1. Прочтите текст.
На уроках литературы вы уже знакомились с понятием портрет литературного героя.Ответьте устно на вопросы:
1) Чтотакое литературный портрет? 2) Для чего он включается в художественноепроизведение?
Портрет – изображение в художественном произведении внешности человека, еголица, одежды, манеры держаться. Характер портрета и, следовательно, его роль впроизведении могут быть самыми разнообразными. В литературе чаще встречаетсяпсихологический портрет, в котором автор через внешность героя стремитсяраскрыть его внутренний мир, его характер.
2. Определите, опортретах каких литературных героев идет речь в данных отрывках (письменно).
1) Женщина эта,необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающегольда!… Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.
2)
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
2) … а вотвереница…
внимательных глаз!
Все серые, карие, синиеглазки –
Смешались, как в поле,цветы.
В них столько покоя,свободы,
В них столько святойдоброты!
3. Прочтите текст.
Возможные виды работы надописанием внешности человека.
1) По памяти (мойбрат, моя бабушка, моя первая учительница, какими они были несколько летназад).
2) На основежизненного опыта (моя мама, мои друзья, какие они сейчас).
3) На основепрочитанного (Маруся и Соня из повести «Дети подземелья»).
Стили текстов, содержащих описание.
1. Официально-деловойстиль (объявления по радио, телевидению, радио).
2. Научныйстиль (этнографические описания людей, статьи в сборниках, научных журналах«Вокруг света», «Наука и жизнь»).
3. Художественныйстиль (литературные произведения).
4. Разговорныйстиль (в повседневном разговоре).
5. Публицистическийстиль (выступления перед широкой аудиторией, обращения, ).
Требованиясочинению-описанию внешности человека.
Необходимо найти замысел, основную мысль, которая сделает сочинение цельным.
Сочинение должно быть последовательным. Нельзя повторять одну и ту же мысль понесколько раз.
Помните, что внешность человека, его одежда, манеры характеризуют его, помогаютраскрыть его внутренний мир.
Художник, в отличие от фотографа, стремится изобразить самое существенное вчеловеке; в сочинении важно не перечисление всех компонентов портрета, а умениеуловить, что характерно для данного человека, составляет его индивидуальность,неповторимость, главное в нем.
4. Работа с текстом.
Озаглавьте текст. Определите, при помощи чего выраженоотношение автора к герою, о котором идет речь в тексте. (Письменно.)
Передо мнойсидит пожилая женщина в строгом сером платье с кружевным воротничком. У неёседые волосы и очень добрые глаза. Когда она хмурится, на лбу образуетсяморщинка, но стоит Ольге Сергеевне улыбнуться – и лицо её светлеет. Это мояпервая учительница.
Дети былиочень милыми. Волосы Насти отливали золотом, и даже веснушки были похожи назолотые монетки. Митраша на 2 года был моложе сестры, он был маленький. Учителяего в шутку называли мужичок в мешочке. Я думаю, что это прозвище возниклопотому, что мальчик ходил в отцовском пиджаке, а тот ему, естественно, былвелик. (М. Пришвин «Кладовая солнца»)
Образецсочинения-описания внешности человека
Сочинениеученика
У меня есть подруга. Её зовут Милана. Небольшого роста, худенькая, с бледнымличиком, она внешне неприметна. Но стоит моей подруге только улыбнуться, как еелицо мгновенно преображается.
В зеленых глазах, опушенных густыми ресницами, вспыхивают искорки, щеки слегкарозовеют, и на них появляются симпатичные ямочки. Жаль только, что улыбку налице Наташи я вижу редко. Она очень серьезная девочка.
Домашнее задание.
Составить письменное сочинение-описание своего друга (подруги),родственника или учительницы.
