X-PDF

Задания на проверку словообразовательных навыков формата ЕГЭ: типичные ошибки учащихся и пути их преодоления»

Поделиться статьей

Задания на проверку словообразовательныхнавыков формата ЕГЭ:

типичные ошибки учащихся и пути ихпреодоления»

Хангараева Н.Д.

Калужский государственный университетимени К.Э. Циолковского, Калуга

Научный руководитель – кандидатфилологических наук, Новикова М.В.

 

Аннотация: Настоящаястатья посвящена проблеме развития словообразовательных навыков на урокахнемецкого языка в старшей школе при подготовке к ЕГЭ. В современной школеформированию данных навыков уделяется недостаточно внимания, поэтому школьным учителямследует включать задания на словообразование в планы уроков в старших классов, самостоятельноподбирая или разрабатывая специальные дополнительные упражнения.

 Ключевые слова:словообразование, ошибки, пути оптимизации, виды словообразования.

 

Третий раздел ЕГЭ по немецкому языку «Грамматикаи лексика» включает в себя 20 заданий двух уровней сложности (базового ивысокого) на контроль языковых навыков: грамматических, словообразовательных илексико-грамматических [7].

В данной статье делается попыткапроанализировать задания 26-31, проверяющие языковую компетенцию учащихся, ихвладение словообразовательными ресурсами немецкого языка вкоммуникативно-значимом контексте, спрогнозировать возможные ошибки учащихсяпри выполнении этих заданий, а также наметить пути оптимизации обучениясловообразованию в старших классах общеобразовательной школы.

Задания 26-31 основаны на связномтексте с шестью пропусками, которые учащиеся должны заполнить, используя даннуюсправа лексему, и образуя от нее однокоренные слова путем аффиксального ибезаффиксального словообразования. Анализ КИМов и пособий для подготовки к ЕГЭпозволил определить основные типы заданий, предлагаемых испытуемым наэкзамене:

1. Образование отглагольныхсуществительных.

1.1. Безаффиксальное образованиеотглагольных имен существительных:

1.1.2. Субстантивация инфинитива,например: Laut einer Umfrage bevorzugen mehr als die Hälfte der Deutschen beim___ESSEN____  im Restaurant ausländische Küche,vor allem die italienische,chinesische und griechische [4]

1.1.3. Образованиесуществительных-девербативов с помощью внутренней флексии, например: Deshalbsei es für jeden Menschen gut,wenn er eine Kompetenz im_____UMGEHEN____ mit Medien erwirbt,meint die deutsche Studentin[4].

                1.2.Суффиксальное образование отглагольных существительных, например: In Europastören seine____ÄUßERN____viele Menschen[4].

1.3. Транспозиция,например:Laut einer Umfrage bevorzugen mehr als die Hälfte der Deutschen beim___ESSEN___ im Restaurant ausländische Küche, vor allem die italienische,chinesische und griechische [4].

2. Образованиеотглаголовпричастий1 и 2, используемыхватрибутивнойфункции, например: Zwei Mal proJahr, im Frühjahr und im Herbst, zeigen sie der Welt, was in der ____KOMMEN______ Saison „in“wird [4].

3. Образование однокоренногосуществительного от существительного путем аффиксации, например: Viele           KUNST        träumen davon,auf seiner Bühne aufzutreten[4].

4. Образование существительного отприлагательного, например: Eine_____RUHIG____ herrscht hier,als ob jeden Tag Sonntag wäre.Dazuder Wohlgeruch [4].

5. Образованиеприлагательногоотсуществительного,например:Viele Kinder können süß, sauer, ______SALZ _____ und bitter nichtunterscheiden [4].

В результате анализа экзаменационныхзаданий была установлена частотность способов словообразования, встречающихся вэкзаменационных заданиях. Результаты статистических подсчетов представлены вТаблице 1.

Таблица 1: Частотностьспособов словообразования в КИМах (задания 26-31)

Источники

Аффиксальное словообразование

Безаффиксальное

словообразование

суффиксальное

префиксальное

Демонстрационные варианты 2016-2022 [5]

31 (73,81%)

2 (4,76 %)

9 (21,43%)

Пособие Матюшенко В.В. [3]

15 (53,57%)

2 (7,14%)

11 (39,29%)

Пособие Вертинской В.В. [2]

23 (71,88%)

1 (3,13%)

8 (25%)

Итого:

69 (67,65%)

5 (4,9%)

28 (27,45%)

Как видно из Таблицы 1, в КИМахдоминирует аффиксация. Реже встречается безаффиксальное словообразование,префиксация (префиксы un-, ur— прилагательных и существительных) представленаединичными случаями.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.27%
НЕТ
40.73%
Проголосовало: 1127

Данные, опубликованные ФИПИ по итогампроведенного в 2020 г. ЕГЭ и отраженные в Таблице 2, подтверждают, чтобольшинство учащихся справляются с данным типом заданий хуже, чем с остальными заданиямилексико-грамматического блока [7]. 

Таблица 2. Pезультатывыполнения заданий ЕГЭ по немецкому языку (Раздел 3: Грамматика и лексика)

Раздел 3. Грамматика и лексика

Номера заданий

Качество выполнения заданий КИМов 2020 год

Задания 19-25

78,9 %

Задания 26-31

61,8 %

Задания 32-38

62,2 %

Представляется возможнымпредположить, что в ходе выполнения заданий данной части раздела ЕГЭ у учащихсямогут возникнуть определенные проблемы. Эти потенциальные трудности позволилвыявить анализ предлагаемых на сайте ФИПИ заданий на словообразование [7]. Учащиесямогут: 1) забыть, что в данном части блока необходимо менять частеречнуюпринадлежность лексемы или добавлять один из словообразовательных формантов; 2)не сразу понять, слово какой части речи нужно образовать в конкретном случае; 3)образовывать только новое слово без учета его грамматической формы в контексте;4) перепутать синонимичные аффиксы ( например, суффиксы прилагательных -ig /-lich / -isch или суффиксы существительных –heit/ —keit)5)забыть о возможности прибавления к слову двух или более аффиксов, а такжесуффиксов множественного числа или отрицательного префикса; 6) не использоватьвозможности безаффиксального словообразования; 7) перепутать два разных способадля образования лексемы со значением процесса, исполнителя (например, глагол –существительное без аффикса и суффиксальный способ образования); 8) не написатьчастицу sich при образовании возвратныхглаголов; 9) не знать некоторые специфичные аффиксы (например, суффиксыприлагательных sam,-bar,-kund).

С цель оптимизации обучениясловообразовании в старших классах общеобразовательной школы можно предложитьучителям следующие рекомендации: 1) выработать стратегию выполнения заданийданной части; 2) найти время на занятии для регулярной работы сословообразованием; 3) разработать систему упражнений для отработки материала.

При выполнении на уроке заданий 26-31следует: 1) учить анализу контекста икаждого предложения, а также структуры предложения, чтобы определить, например,какая часть речи необходима для заполнения пропуска, установить необходимуюформу числа имен существительных или необходимость использования лексемы сотрицательным значением; 2) повторить значения основных аффиксов, типичных длякаждой части речи; 3) использовать в работе специальный комплекс упражнений, уделяятеме словообразования время на каждом уроке немецкого языка.

Представляется, что такой комплексупражнений может включать в себя следующие типы заданий: 1) задания, аналогичнымиформату ЕГЭ (связный текст с пропусками); 2) задания на тренировкуотдельных способов словообразования и повторение известных словообразовательныхмоделей; 3) задания на образованиерядов однокоренных слов.

                Следуетподчеркнуть, что количества заданий на словообразование, представленных вдействующих УМК (УМК И.Л. Бим [1]), явно недостаточно, чтобы научить школьников10-11 классов основам немецкого словообразования. Данные статистическогоанализа заданий одной из тем УМК И.Л. Бим [1, с.43–85], которые отражены в Таблице 3, показывают,что в корпусе заданий по данной теме доминируютлексические и грамматические упражнения (95% от общего количества заданий), аупражнения на словообразование представлены незначительно.

Таблица №3: Частотностьвидов упражнений в УМК “Deutsch” (10 класс)

Тип упражнений

Лексические упражнения

Грамматические упражнения

Словообразовательные упражнения

Учебное пособие

23

7

2

Рабочая тетрадь

19

8

1

Итого

42 (70%)

15 (25%)

3 (5%)

В заключениенеобходимо отметить, что в анализируемом УМК не только явно не хватаетупражнений на словообразование, но и имеющиесязадания не сориентированы на целенаправленное употребление учащимися в речи отрабатываемыхв них словообразовательных моделей. Поэтому преподаватель, готовя учащихся квыполнении заданий ЕГЭ на словообразование, должен продумать систему упражнений,которая бы включала этаптренировки материала, этап его автоматизации и его дальнейшее использование вразличных видах речевой деятельности.

 

Список литературы

1.Бим И.Л.Немецкий язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.Л. Бим,Л.В. Садомова.– М.: Просвещение, 2019 г. – 272 с.

2.Ветринская, В. В. Немецкий язык. ЕГЭ 2017. Комплекс материалов для подготовкиучащихся + CD / В. В. Ветринская. – Москва: Интеллект-Центр, 2016. – 181 c.

3.Матюшенко, В. В. ЕГЭ 2017. Немецкий язык. Оптимальный банк заданий дляподготовки к ЕГЭ / В. В. Матюшенко. – Москва: Интеллект-Центр, 2016. – 88 c.

Электронные ресурсы

4.Гущин, Д. Д. СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ Образовательный портал для подготовки кэкзаменам Немецкий язык / Д. Д. Гущин. – Текст: электронный //: [сайт]. – URL: https://de-ege.sdamgia.ru/(дата обращения: 21.03.2022).

5.Демоверсии, спецификации, кодификаторы. – Текст: электронный // Федеральнаяслужба по надзору в сфере образования и науки ФГБНУ «Федеральный институтпедагогических измерений». ФИПИ: [сайт]. – URL:http://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения:21.03.2022).

6.Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основнойобразовательной программы СОО и элементов содержания для проведения ЕГЭ поНЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ [Текст] // URL:[http://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-12/]./ (дата обращения: 16.02.2022).

7.Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФГБНУ «Федеральныйинститут педагогических измерений». ФИПИ: [сайт]. – URL: https://fipi.ru/

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.27%
НЕТ
40.73%
Проголосовало: 1127

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет