МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАРАЧАЕВСКОГОГОРОДСКОГООКРУГА «СРЕДНЯЯ ШКОЛА п.ЭЛЬБРУССКИЙ»
ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА СМОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ.
П.ЭЛЬБРУССКИЙ2022 ГОД
1.Общие положения.
1.1. Школьноенаставничество — разновидность индивидуальной воспитательной работыс учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельностив образовательных учреждениях или со специалистами, назначеннымина должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник — опытный учитель,обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами,знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодойспециалист — начинающий учитель, как правило, овладевший знаниямиоснов педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонностьк дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений.Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководствомнаставника по согласованному плану профессионального становления.
1.2. Школьноенаставничество предусматривает систематическую индивидуальную работуопытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимыхнавыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призванонаиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалистазнания в области предметной специализации и методики преподавания.
1.3. Правовойосновой института школьного наставничества являются настоящее Положение,другие нормативные акты Министерства образования и науки РФ, ДО г.Москвы и СЗОУО ДО г. Москвы, регламентирующие вопросы профессиональнойподготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.
2. Целии задачи наставничества.
2.1. Цельюшкольного наставничества в образовательном учреждении является оказаниепомощи молодым учителям в их профессиональном становлении,а также формирование в школе кадрового ядра.
2.2. Основнымизадачами школьного наставничества являются:
-привитиемолодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закреплениеучителей в образовательном учреждении;
-ускорениепроцесса профессионального становления учителя и развитие способностисамостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанностипо занимаемой должности;
-адаптацияк корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школыи правил поведения в образовательном учреждении, сознательногои творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
3.Организационные основы наставничества.
3.1. Школьноенаставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2. Руководстводеятельностью наставников осуществляет заместитель директора школыпо учебной работе и руководители методических объединений,в которых организуется наставничество.
3.3. Руководительметодического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленныхучителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативныминавыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательнойи методической работы, стабильные показатели в работе, богатыйжизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом,системное представление о педагогической деятельности и работе школы,предпочтительно стаж педагогической деятельности не менее пяти лет,в том числе не менее двух лет по данному предмету.
3.4. Кандидатурынаставников рассматриваются на заседаниях методического объединения,согласовываются с заместителем директора по учебной работеи утверждаются на заседании Методического объединения.
3.5Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставникаи молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказомдиректора школы с указанием срока наставничества. Как правило,наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менееодного года.
3.6. Наставничествоустанавливается над следующими категориями сотрудников образовательногоучреждения:
-впервыепринятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажапедагогической деятельности в образовательных учреждениях;
-выпускникамиочных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшимив образовательное учреждение;
-выпускникаминепедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершившихочное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудовогостажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
-учителями,переведенными на другую работу, если выполнение ими служебныхобязанностей требует расширения и углубления профессиональных знанийи овладения новыми практическими навыками;
-учителями,нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроковв определенном классе (по определенной тематике).
3.7. Заменанаставника производится приказом директора школы в случаях:
-увольнения наставника;
-перевода на другую работуподшефного или наставника;
-привлечения наставникак дисциплинарной ответственности;
-психологической несовместимостинаставника и подшефного.
3.8. Показателямиоценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задачмолодым учителем в период наставничества. Оценка производитсяна промежуточном и итоговом контроле.
3.9. Поинициативе наставников они могут создавать орган общественногосамоуправления — Совет наставников.
4. Обязанностинаставника:
-знатьтребования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативныхактов, определяющих права и обязанности молодого специалистапо занимаемой должности;
-разрабатыватьсовместно с молодым специалистом план профессионального становленияпоследнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической,методической и профессиональной подготовки по предмету;
-изучатьделовые и нравственные качества молодого специалиста, его отношениек проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям,увлечения, наклонности, круг досугового общения;
-знакомитьмолодого специалиста со школой, с расположением учебных классов,кабинетов, служебных и бытовых помещений;
-вводитьв должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка,охраны труда и техники безопасности);
-проводитьнеобходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельноепроведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессиональногостановления; давать конкретные задания с определенным срокомих выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
-оказыватьмолодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогическойпрофессией, практическими приемами и способами качественного проведениязанятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
-личнымпримером развивать положительные качества молодого специалиста, корректироватьего поведение в школе, привлекать к участию в общественнойжизни коллектива, содействовать развитию общекультурногои профессионального кругозора;
-участвоватьв обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественнойдеятельностью молодого специалиста, вносить предложенияо его поощрении или применении мер воспитательногои дисциплинарного воздействия; вести журнал работы наставникаи периодически докладывать руководителю методического объединенияо процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
-подводитьитоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчетпо итогам наставничества с заключением о результатах прохожденияадаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Праванаставника:
-с согласия заместителя директорапо УР (руководителя методического объединения) подключатьдля дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудниковшколы;
-требовать рабочие отчетыу молодого специалиста как в устной,так и в письменной форме.
6.Обязанности молодого специалиста.
6.1. Кандидатурамолодого специалиста для закрепления наставника рассматриваетсяна заседании МО с указанием срока наставничества и будущейспециализации и утверждается приказом директора школы.
6.2. В периоднаставничества молодой специалист обязан:
-изучать нормативные документы,определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенностидеятельности школы и функциональные обязанности по занимаемойдолжности;
-выполнять план профессиональногостановления в установленные сроки;
-постоянно работатьнад повышением профессионального мастерства, овладевать практическиминавыками по занимаемой должности;
-учиться у наставникапередовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношенияс ним;
-совершенствовать свойобщеобразовательный и культурный уровень;
-периодически отчитыватьсяо своей работе перед наставником и руководителем методическогообъединения.
7. Правамолодого специалиста.
Молодой специалист имеет право:
-вносить на рассмотрениеадминистрации школы предложения по совершенствованию работы, связаннойс наставничеством;
-защищать профессиональную честьи достоинство;
-знакомиться с жалобамии другими документами, содержащими оценку его работы, даватьпо ним объяснения;
-повышать квалификацию удобнымдля себя способом.
8.Руководство работой наставника.
8.1.Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагаетсяна заместителя директора по учебной работе.
8.2.Заместитель директора по УР обязан:
-представить назначенного молодогоспециалиста учителям школы, объявить приказ о закрепленииза ним наставника;
-создать необходимые условиядля совместной работы молодого специалиста с закрепленнымза ним наставником;
-посетить отдельные урокии внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставникоми молодым специалистом;
-организовать обучение наставниковпередовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основампедагогики и психологии, оказывать им методическуюи практическую помощь в составлении планов работы с молодымиспециалистами;
-изучить, обобщить и распространитьположительный опыт организации наставничества в образовательномучреждении;
-определить меры поощрениянаставников.
8.3.Непосредственную ответственность за работу наставников с молодымиспециалистами несут руководители методических объединений.
Руководитель методическогообъединения обязан:
-рассмотреть на заседанииметодического объединения индивидуальный план работы наставника;
-провести инструктаж наставникови молодых специалистов;
-обеспечить возможностьосуществления наставником своих обязанностей в соответствиис настоящим Положением;
-осуществлять систематическийконтроль работы наставника;
-заслушать и утвердитьна заседании методического объединения отчеты молодого специалистаи наставника и представить их заместителю директора по УР.
9.Документы, регламентирующие наставничество.
9.1.К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
-настоящее Положение;
-приказ директора школыоб организации наставничества;
-планы работы педагогическогосовета и методических объединений;
-протоколы заседанийпедагогического совета, методических объединений, на которыхрассматривались вопросы наставничества;
-методические рекомендациии обзоры по передовому опыту проведения работыпо наставничеству.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАРАЧАЕВСКОГОГОРОДСКОГООКРУГА «СРЕДНЯЯ ШКОЛА п.ЭЛЬБРУССКИЙ»
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор школы:
_____________
ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА СМОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ.
Сведенияо молодом специалисте
Фамилия, имя, отчество: |
«»»»»»»»»»»»»»» |
Образование: |
Высшее |
Какое учебное заведение окончил: |
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»» |
Год окончания учебного заведения: |
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»» |
Специальность по диплому: |
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»» |
Педагогический стаж: |
Молодой специалист |
Место работы: |
МБОУ КГО «СШ п.Эльбрусский» |
Должность: |
Учитель |
Предмет: |
Русский язык и литература |
Учебная нагрузка: |
18 часов |
Классы: |
5,7,10,11. |
Классное руководство: |
7 |
Квалификационная категория: |
— |
Сведенияо педагоге – наставнике
Фамилия, имя, отчество: |
«»»»»»»»»»»»»»»»»» |
Образование: |
Высшее |
Какое учебное заведение окончил: |
|
Год окончания учебного заведения: |
|
Специальность по диплому: |
02-07 |
Квалификация по диплому: |
Учитель истории и правоведения |
Педагогический стаж: |
28 лет |
Место работы: |
МБОУ КГО «СШ п.Эльбрусский» |
Должность: |
Учитель, руководитель МО учителей ГЦ. |
Предмет: |
История, обществознание |
Учебная нагрузка: |
32 часа |
Классы |
5,6,7,8,9,10,11. |
Квалификационная категория: |
Высшая |
Цель работы:
Задачи: |
развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста
оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно – воспитательной деятельности; создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога; развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании. |
Этапы реализации плана работы:
–1 этап – диагностический
–2 этап – самостоятельный творческий поиск
–3 этап – оценочно-рефлексивный
1год работы.
Тема «Знания и умения учителя — залог творчества и успеха учащихся»
Мероприятияпо планированию, организациии содержанию деятельности
№ |
Планируемые мероприятия |
Срок исполнения |
1 |
Занятие: Работа со школьной документацией; Обучение составлению отчетности по окончанию четверти; Изучение положения о текущем и итоговом контроле знаний учащихся; Участие в работе МО учителей гуманитарного цикла. Занятие: Современный урок и его организация; Практикум: Разработка конспекта урока. Цель: научить молодого специалиста грамотно составлять конспект урока. |
ноябрь |
2 |
Беседа: Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности; Тренинг: Учусь строить отношения; Анализ педагогических ситуаций; Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций; Посещение молодым специалистом уроков учителя — наставника в 7 классе; |
декабрь |
3 |
Индивидуальная беседа: Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся; Практикум: Домашнее задание: как, сколько, когда; Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания»; |
январь |
4 |
Занятие: Формы контроля знаний, как помочь обучающимся подготовиться к экзаменам. Посещение уроков, мероприятий, классных часов, праздников у опытных учителей школы Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи; Практикум: Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе; |
февраль |
5 |
Дискуссия: Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё; Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее); Беседа: Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала; |
март |
6 |
Практическое занятие: Введение в активные методы обучения (превращение модели в игру, имитационные игры); Участие молодого специалиста в заседании МО (выступление по теме самообразования), в неделе молодого специалиста, оказание помощи при подготовке открытого мероприятия по воспитательной работе; Беседа: Содержание формы и методы работы педагога с родителями; |
апрель |
7 |
Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе; Анкетирование: Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником; Индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов. |
Май |
2год работы.
Тема«Самостоятельный творческий поиск»
№ |
Планируемые мероприятия |
Срок исполнения |
1 |
Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами |
Август |
2 |
Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации |
Сентябрь |
3 |
Классное руководство. Составление характеристики класса с учётом возрастных особенностей учащихся. Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование целей класса, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса). Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей школы: Структура плана воспитательной работы классного руководителя. Основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося. Классный час как урок взаимопонимания. |
Октябрь |
4 |
Беседа: «Инновационные образовательные технологии, их использование в учебном процессе». Занятие: «Учебно-исследовательская деятельность учащихся как модель педагогической технологии» Практикум «Организация исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлению и защите реферата» |
Ноябрь
Декабрь |
5 |
Методика целеполагания. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока. Самоанализ по качеству цели и задач урока. Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока. Памятка для проведения самоанализа урока. Классификация уроков по ФГОС Подготовка к ЕГЭ. Разбор КИМ по русскому языку для 11 классов. Посещения уроков с целью оказания методической помощи. |
Январь
Февраль
|
6 |
Беседа: Анализ урока. Памятки для проведения анализа урока. Советы молодому учителю по подготовке урока. Практикум: Совместный анализ урока учителем и завучем – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации |
Март |
7 |
Динамика роста профессионализма молодого учителя – участие в неделе молодого учителя»: открытый урок; выступления-презентации на педсовете по теме самообразования; методическая выставка (систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности); представление молодого учителя наставником. Оказание методической помощи при подготовке к «Неделе молодого специалиста» |
Апрель |
8 |
Выявление педагогических проблем молодого учителя, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. |
В течение года |
3год работы.
Тема«Выбор индивидуальной линии»
№ |
Краткий обзор рассматриваемых вопросов |
Дата |
1 |
Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами |
Август |
2 |
Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. Знакомство со структурой рабочей программы по ФГОС ООО Требования к учебному кабинету по ФГОС |
Сентябрь |
3 |
Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников. |
Октябрь – ноябрь |
4 |
Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, Информационные технологии в учебной деятельности. Создание программного продукта. |
Декабрь |
5 |
Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету. Система работы с одаренными детьми. Определение «одарённые дети», «высоко мотивированные дети». Качества педагогов, необходимые для работы с одарёнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов. Программа предпрофильного обучения. Модель выпускника школы. Социальный заказ общества. Организация работы учителя по достижению уровня умений и навыков, заложенных в модели выпускника школы. |
Февраль
март |
6 |
Подведение итогов работы «Школы молодого учителя»: Анализ карьерных перспектив молодого учителя. Практикум «Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей деятельности» Участие в неделе молодого учителя |
Апрель |
7 |
Выявление педагогических проблем молодого учителя, выработка необходимых рекомендаций.
|
Май |
8 |
Участие молодого учителя в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. |
В течение года |
3. Планируемые результаты при реализацииплана работы:
Адаптацияи подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста.
Совершенствованиесистемы научно-методической работы МБОУ СОШ № 4.
Повышениекачества образования.
Повышениеуровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.
4. Основные показатели плана работы:
Умениепланировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, наоснове творческого поиска через самообразование.
Овладениеметодикой проведения нетрадиционных уроков.
Умениеработать с классом на основе изучения личности ребенка, проводитьиндивидуальную работу.
Умениепроектировать воспитательную систему.
Умениеиндивидуально работать с детьми.
Овладениесистемой контроля и оценки знаний учащихся.
Становлениемолодого учителя как учителя-профессионала.
Повышениеметодической, интеллектуальной культуры