Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, муниципальные органы и организации, граждане, принимающие участие в проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с законодательством ДНР.
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
а) нормативно — правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности .
б) создание пожарной охраны и организация ее деятельности .
в) разработка и осуществление мер пожарной безопасности .
г) реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности .
д) проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности .
е) содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности .
ж) научно-техническое обеспечение пожарной безопасности .
з) информационное обеспечение в области пожарной безопасности .
и) осуществление государственного пожарного надзора и других контролирующих функций по обеспечению пожарной безопасности .
к) производство пожарно-технической продукции .
л) выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности .
м) лицензирование деятельности в области пожарной безопасности, подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности .
н) тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ .
о) учет пожаров и их последствий .
п) установление особого противопожарного режима.
В статье 8 Закона представлены обязанности граждан по обеспечению пожарной безопасности.
Граждане Донецкой Народной Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, которые находятся на территории Донецкой Народной Республики, обязаны:
а) выполнять правила пожарной безопасности, обеспечивать здания, которые им принадлежат на правах частной собственности, первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, воспитывать у детей осторожность в обращении с огнем .
б) сообщать в пожарную охрану о возникновении пожара и принимать меры к его ликвидации, спасению людей и имущества .
в) оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров .
г) выполнять предписания, постановления и иные требования должностных лиц государственного пожарного надзора в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики .
д) предоставлять в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Основные положения
Постановления Совета Министров ДНР «Об утверждении Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Постановления Совета Министров ДНР «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Постановление «Об утверждении Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Единая система объединяет органы управления, силы и средства республиканских органов исполнительной власти, муниципальных органов и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Единая система состоит из постоянно действующих функциональных и территориальных подсистем и имеет три уровня построения: государственный, муниципальный и объектовый.
Функциональные подсистемы Единой системы создаются республиканскими органами исполнительной власти (МВД, МЧС, министерства обороны, труда и социальной политики, иностранных дел, финансов, строительства и ЖКХ, экономического развития, аграрной политики продовольствия, связи, информации, угля и энергетики, транспорта, образования и науки, здравоохранения, комитета горного и технологического надзора ДНР).
Территориальные подсистемы Единой системы создаются муниципальными органами для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.
К силам и средствам Единой системы относятся специально подготовленные силы и средства республиканских органов исполнительной власти, муниципальных органов, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также силы Государственной службы медицины катастроф.
Постановление «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Основными целями и задачами обучения всех категорий населения в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций являются: п.2
а) изучение способов и методов, а также овладение навыками защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, чрезвычайных ситуаций, порядка действий по сигналам оповещения, приемами оказания первой медицинской помощи, правилами пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты .
б) выработка умений и совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ .
в) овладение руководящим и личным составом формирований и служб приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обучение осуществляется:
• по месту работы — работники организаций всех видов независимо от
форм собственности .
• по месту учебы – детей дошкольного возраста, учащихся и студентов .
• по месту проживания – неработающего населения.
Обучение населения состоит из: п.6
· обучения непосредственно в организациях .
· обучение за пределами организаций руководящего состава гражданской обороны, других управленческих кадров и специалистов, на которых возложены обязанности в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций .
· практической подготовки во время проведения специальных объектовых учений и тренировок по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций .
· обучение во время получения, соответствующего образовательного уровня в учебных заведениях системы образования .
· самостоятельного изучения информации о действиях в условиях чрезвычайных ситуаций.
Обучение работников организации осуществляется путем:
— курсового обучения, которое предусматривает формирование учебных групп и осуществляется в учебных классах или на основе учебно-производственной базы организации .
— индивидуального обучения, которое предусматривает изучение теоретического материала самостоятельно или в форме консультаций с руководителями учебных групп или другими ответственными лицами.
Учебные группы комплектуются преимущественно из работников, которые входят в состав специализированных служб гражданской обороны и формирований.
На предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников 50 и менее лиц обучение может осуществляться путем проведения инструктажей по программе общей подготовки работников, которые проводятся уполномоченными лицами, на которых возложены обязанности по повседневному функционированию системы гражданской обороны, назначенными в пределах штатной численности организации.
Для получения работниками сведений о конкретных действиях в чрезвычайных ситуациях в организации оборудуется информационно-справочный уголок по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, который располагается, с учетом особенностей производственной деятельности, в помещении, являющемся частью помещения доступного для общего пользования.
Информационно-справочный уголок должен содержать тематически оформленные стенды, схемы, учебные пособия и образцы, предусмотренные программами подготовки работников к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Информационно-просветительская работа по вопросам действий в условиях чрезвычайных ситуаций организуется местными администрациями и муниципальными органами, в том числе через образованные при них консультационные пункты, и предусматривает:
· информирование населения о порядке действий в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций .
· создание в консультационных пунктах условий для овладения гражданами навыками пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты и оказания само и взаимопомощи.
