Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональноеобразовательное учреждение
«Нижегородский политехнический колледж
имени Героя Советского Союза Руднева А.П.»
Конкурс-игра «Математическоекафе»
в рамках недели математики
Подготовила: Лисунова Н.М., преподаватель ГБПОУ «Нижегородский политехнический колледж
имени ГерояСоветского Союза Руднева А.П.»
2022
Конкурс-игра «Математическоекафе»
в рамках недели математики
Цели проведения игры:
1. Стимулирование интереса к математике;
2. Способствование развитию логического мышления,умению быстро думать и принимать правильное решение;
3. Развитие сообразительности, внимания, интуиции инаходчивости учащихся.
Оборудование: плакат«Математическое кафе», плакат с меню, плакаты с названием команд и девизами, надоске – таблица для внесения результатов конкурсов.
Правила проведения игры: в игре принимают участие от двух до четырех команд. Конкурсысоответствуют представленному меню. В конкурсах, где выдаются карточки сзаданиями, команды за отведенное время выполняют задания и сдают их жюри напроверку, жюри выставляет за каждый конкурс баллы. В конце игры подводятся итоги и выявляютсякоманда-победитель и самые активные участники.
1. Приветствие команд. (Название, девиз- математическоевысказывание) 1 балл.
2. Легкий салат «Логический» (12баллов: по 1 баллу за каждый правильный ответ) В этом конкурсе нужно как можно быстрее отвечать на вопросы.Отвечают только члены команды.
Вопросы для 1 команды:
1) Кто впервыеустановил связь между сторонами в прямоугольном треугольнике? (Пифагор)
2) Назовитефамилию автора учебника алгебра, по которому занимаетесь вы. (Алимов)
3) Назовитеавтора высказывания «Математика-царица наук, а арифметика – царица математики»?(Гаусс)
4) Сколько водном часе секунд? (3600)
5) Как называетсялуч делящий угол пополам? (биссектриса)
6) Равенствос переменной — это? (Уравнение)
7) Сколько будет ? (289)
8) Какназывается сотая часть числа? (процент)
9) Какое самоебольшое число можно записать четырьмя единицами? ()
10) Во сколько разкилометр длиннее сантиметра? (в 100 000 раз)
11) Сколько букв вслове «Стереометрия»? (12)
12) Что называетсялогарифмом числа? Кратко. (Показатель степени в которую нужно возвестиоснование, чтобы получить данное число.)
Вопросы для второй команды
1) Кто вывелформулу корней квадратного уравнения? (Виет)
2) Какая криваяявляется графиком квадратичной функции? (парабола)
3) Авторвысказывания: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»?(Ломоносов)
4) Сколько градусов составляет угол радиан? (180)
5) Как называетсяотрезок, соединяющий вершину угла с серединой противоположной стороны? (медиана)
6) Какиепрямые в пространстве называются параллельными (не пересекаются и лежат водной плоскости)
7) Сколько будет ? (256) .
8) Какназывается четвертая часть числа? (четверть)
9) Какое самое маленькоечисло можно записать с помощью четырех единиц? (1111)
10) Во сколько разкилометр больше миллиметра? (1000 000)
11) Сколько буквв слове «Планиметрия»? (11)
12) Чтоназывается интегралом функции? Кратко. (Множество всех первообразныхфункции)
3. Нарезка «Математические факты» (6 баллов: по 2 балла за каждое задание). Необходимоназвать ученого, изображенного на фото и рассказать, какими открытиями онзнаменит. На подготовку 5 минут, на выступление 3 минуты.
Задание для 1 команды:
1) Фото Пифагора
2) Виета
3) Ньютон
Задание для 2 команды:
1) Фото Эвклида
2) Лобачевского
3) Декарт
4. Солянка «Вычислительная» (10 баллов: по 2 балла за каждое задание)
Команды получают практические задания и должны предоставитьжюри решения. На выполнение дается 10 минут.
Команда 1:
1. Решить уравнение: 2 – 5х = 0. (х= 0, х=2,5)
2. Найти х: = 1000. (х=3)
3. В каких четвертях косинус положителен? (1 и 4 четвертях)
4. Чему равен (-4)
5. Имеет ли решение уравнение: sinx = 2. (нет решения)
6. Определить значение выражения: sin — cosπ. (2)
7. Вычислить: +(28)
8. Найти интеграл:dx . ()
9. Корень кубический из числа 64. (4)
10. Существует ли треугольник состоронами 6, 8, 14? (нет)
Команда 2:
1. Существует ли треугольник со сторонами 7,8, 14? (Да)
2. Найти х: = 125. (х= 3)
3. Площадь квадрата равна 36. Чему равен его периметр? (24)
4. Решить уравнение cos x = 5. ( нет решения)
5. В каких четвертях синус отрицателен? ((в 3 и 4 четвертях)
6. Вычислить: sin π + cos . (0)
7. Вычислить: (
8. Решить уравнение: — 3х = 0. (х=0, х=3)
9. Найти . (-4)
10. Чему равен корень пятой степени из 32. (2)
5. Бифштекс«Темная лошадка»
В этом конкурсе за каждый правильный ответ – 1 балл. Ответыкоманды пишут на листочках и сдают комиссии. Время работы 5 мин.
1. Какая теорема в старину называлась Теоремой Невесты?
а) Теорема Фалеса; б) Теорема Пифагора; в) Теорема Виета.
( Пифагора)
2.Слово «Конус» в переводе с греческого означает…
а) Сосновая шишка; б) Волчок; в) Вулкан. (Сосновая шишка)
3. Правильный восьмигранник – это …
а) тетраэдр; б) Октаэдр; в) икосаэдр. (Октаэдр)
4. Какой цветок назван в честь женщины – математика?
а) хризантема; б) гортензия; в) лилия.
/Ответ: именем известной вычислительницы француженки ГортензииЛекот (1723 – 1788) назван цветок, привезенный ею из Индии./
5.Слово «Трапеция» в переводе с древнегреческого означает…
а) столик; б) парус; в) лестница .(столик)
6.Какое греческое слово означает переводится как «Натянутаятетива»?
а) гипотенуза; б) катет; в) проекция. (гипотенуза)
7.Квадриллион записывается с помощью «1» и…
а) 15 нулей; б) 12 нулей; в) 9 нулей. ( 15 нулей)
8.Какое математическое обозначение было введено благодарятипографской опечатке?
а) знак %; б) знак V. ( процент)
9.Во сколько раз километр длиннее миллиметра?
а) 1 000 000 000; б)1 000 000; в) 1 000 000 000 000. (1000 000)
10. Кто предложил запятую после целой части десятичной дроби?
а) Андре Мари Ампер; б) Бернулли Иоганн; в) Иоганн Кеплер.
( Кеплер)
6. Дессерт«Классический- геометрический»
Конкурс включает в себя два задания: изобразить человечкаиз страны МАТЕМАТИКИ в течение 5 минут, используя как можно большегеометрических фигур планиметрии и стереометрии, математических знаков,символов, цифр, а также придумать имя своему персонажу.
При оценке этого конкурса учитывается по 1 баллу за имяперсонажа и 5 баллов за наибольшее количество символов. Представляет свой персонажкапитан команды.
7. Комплиментот шеф -повара.
Необходимо узнать что в ящике, используя подсказки.Количество баллов зависят от количества подсказок. Победит команда, котораяугадает предмет.
Вопросы-подсказки
(8 баллов) Существует легенда о греческом изобретателе Дедале(мастер, сделавший крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше,который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этомящике. За это он поплатился своей жизнью, так как завистливый дядя столкнул егос высокого городского вала.
1. (7 баллов)Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.
2. (6 баллов)Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких 100 предметов, изготовленныхиз бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в НижнемНовгороде.
3. (5 баллов)За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась,настолько была совершенна.
4. (4 балла) ВДревней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхомсовершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком высокогоположения в обществе и большого ума.
5. (3 балла) Этот предмет незаменим в архитектуре истроительстве. 6. (2 балла) Известный писатель Юрий Карлович Олеша, автор «Трехтолстяков», писал: «В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный исверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданнораскрывается и производит укол в руку».
7. (1 балл) Необходим для перенесения размеров с одного чертежана другой, для построения равных углов.
8. (0 баллов) Об этом предмете придумана загадка: «Сговорилисьдве ноги делать дуги и круги». (Ответ: циркуль)
8. Коктейль«орфографический». (6баллов: по 0,5 балла за правильную запись).К доскеприглашаются по 1 участнику от команды, которые под диктовку записываютматематические термины: МИЛЛИОН, ПЕРПЕНДИКУЛЯР, КООРДИНАТА, ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД,ПРОПОРЦИЯ, АБСЦИССА, СИММЕТРИЯ, АРГУМЕНТ, СТЕРЕОМЕТРИЯ, ЦИФРА, МАСШТАБ,ЦИЛИНДР.
Подведение итогов: Слово предоставляется жюри, командам вручаются призы:за победу и утешительный приз.