Муниципальное казенное дошкольноеобразовательное учреждение Новобирилюсский детский сад «Колокольчик»
ПРИНЯТО: на педагогическом совете протокол № ___от « __» __________20__г. |
УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МКДОУ Новобирилюсский детский сад «Колокольчик ___________________ О.В.Рудый Приказ № ___ от « ___» ________ 20___г. |
Программа работы занятий по интересам
«Грамотей-ка»
вподготовительной группе «Солнышко»
Воспитатель:Валиуллина Назия Рафиковна
с.Новобирилюссы
2022-2023год
Пояснительнаязаписка
Дошкольныйвозраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основысоциального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходитприобщение к общечеловеческим ценностям, развитие способностей ииндивидуальности ребенка. Как известно, ведущим видом деятельности дошкольниковявляется игра. Поэтому игровая деятельность пронизывает все разделы программы,что соответствует интересам ребенка и способствует сохранению спецификидошкольного детства.
Впроцессе организации и проведения занятий в рамках данной программы необходимопредусмотреть соблюдение требований к организации развивающей среды:
-она должна способствовать своевременному и качественному развитию всехпсихических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.;
-она должна быть организована в соответствии с основными принципами: дистанции,позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества;стабильности – динамичности; эмоциогенности, индивидуальной комфортности иэмоционального благополучия; сочетания привычных и неординарных элементов;открытости – закрытости (В.А.Петровский);
-она должна быть соотнесена с возрастом ребенка и создавать зону ближайшегоразвития.
Развивающееиндивидуально-ориентированное обучение может проводиться фронтально или поподгруппам с учетом индивидуальности каждого (наличие опыта, возможностей,темпа деятельности, личностных трудностей и т.п.).
Обучениена занятиях независимо от формы их организации (подгрупповая, фронтальная,индивидуальная) отличается прежде всего программностью. Педагог намечаетпрограммное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия. Впрограмме основное внимание отводится комплексным занятиям, на которыходновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний,умений и развитие творческих способностей и др.)
Посодержанию занятия носят интегрированный характер, то есть объединяют знания изнескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим.Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли,обогащали друг друга при решении дидактических задач.
Занятияимеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обученияи спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятиивыделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием иметодикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.
Целесообразнонапомнить, что обучение детей не ограничивается занятиями. Задача педагога –помочь ребенку приобрести полноценные знания и вне занятий. С этой цельюпедагог продумывает задачи и способы организации обучения детей вне занятия.Такое обучение является личностно-ориентированным, поскольку складываютсяусловия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основныхбазисных характеристик личности: самостоятельности, инициативности,ответственности, творчества, коммуникативности и произвольности, чтоспособствует эффективной подготовке детей к школьному обучению.
Актуальность предшкольной подготовки детей
Переход от дошкольного детства к школьному – это ответственный этап. Длядетского организма адаптация к переменам требует перестройки работы организма.В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей,учителей) — обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценнойподготовки дошкольника к обучению в школе.
Кстаршему дошкольному возрасту определяющей для готовности детей к школеявляется сформированность «базиса личностной культуры».
Основнойхарактеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возрастаявляется компетентность, включающая в себя:
Коммуникативнаякомпетентность проявляется в свободном выраженииребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств.
Социальнаякомпетентность позволяет дошкольнику пониматьразный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбиратьлинию поведения, соответствующую ситуации.
Интеллектуальнаякомпетентность характеризуется способностьюребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковомуопосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическимоперациям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность вразных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природныхявлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами –алфавитом, цифрами.
Компетентностьв плане физического развития выражается в том,что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеетсвоим телом, различными видами движений.
Когдаже можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Особоезначение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, «внутренняя позиция школьника», которая выражаетсяв стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность(учебную).
Мотивационнаяготовность старшего дошкольника к обучению в школе это:
— наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;
— заинтересованномотношение к учению и учебной деятельности;
— наличиесоциальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям. «Внутренняяпозиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду идома начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основныезадачи:
— всестороннеевоспитание ребенка;
— специальнаяподготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.
Витоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуютто, к чему он психологически еще не готов. Неготовность ребенка к обучениюотрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости.Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшемвоспитании.
Цель программы: Углубление и расширение базовых знаний, позволяющее имв дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Задачи:
-обеспечениепреемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.
— углубление умений и навыков, необходимых для занятий в начальной школе.
— развитие у детейтворческого воображения, памяти, речи, логического мышления.
— привитие навыковкультуры общения.
— воспитаниебережного отношения к природе.
— сохранение иукрепление здоровья детей.
В программе выделены основные принципы работы приподготовке детей к обучению:
— учёт индивидуальных особенностей и возможностейдетей старшего дошкольного возраста;
— уважение к ребёнку, к процессу и результатам егодеятельности в сочетании с разумной требовательностью;
— комплексный подход;
— систематичность и последовательность;
— наглядность.
Методыработы с детьми
· Словесный метод обучения(объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
· Метод игры (дидактическиеигры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
· Практический (выполнениеработ на заданную тему, по инструкции)
· Наглядный (с помощьюнаглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
· Показ мультимедийныхматериалов
Учебныйплан Срок проведения: с 5 октября 2022г. по 26 мая 2023г. Возрастнаягруппа: подготовительная к школе группа. Количество занятий в год: 64Периодичность занятий: 2 раза в неделю. Форма организации:
Мониторинг.
Мониторингразвития у детей проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).
Ожидаемые результаты:
Реализация программы предполагает получение следующихрезультатов:
· Овладениеприёмами умственных действий, умениями планировать, решать и проверять своидействия.
· Овладениеумениями строить простейшие умозаключения.
· Развитиеречи.
· Овладениенавыками счёта, вычислительными измерениями.
· Повышениеинтереса к развивающим играм математического и гуманитарного содержания.
Перспективныйплан кружковой работы «Грамотейка»
месяц |
Тема |
Задачи |
Содержание |
Октябрь 1 неделя -2ч. |
Вводное занятие, диагностика |
Объяснить цель занятий, уточнить систематизировать знания детей о разных видах штрихов, развивать образное мышление, воображение. |
Проведение диагностики. |
Считаем вместе |
Формировать математические представления, умения отвечать на вопросы «сколько?», «на сколько?», «чего больше?». Уметь отгадывать математические загадки. Закреплять умения детей ориентироваться в пространстве, используя слова «вперед, назад, влево, вправо, слева, справа, впереди, сзади и т.д.» |
1.Игровое упражнение «Сколько машин и в каком направлении едут?». 2.Задание «Нарисуй столько же кружков (квадратов, и т.д.), сколько предметов ты увидел». 3.Задание «Повтори узор». 4.Отгадай математические загадки. 1.Практическое задание с цифрами и геометрическими фигурами. 2.Задание «Расставь знакомые цифры по порядку». |
|
2 неделя -2ч. |
Звуки и слова
|
Уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова. Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Упражнять в назывании слов с заданным звуком. |
1. Беседа воспитателя с детьми о звуках и словах (какие звуки бывают, как называется часть слова, что обозначают слова). 2. Звуковой анализ слов. 3. Задание «Назови первый звук в словах на картинках». 4. Игра «Почему так называют» (значение слов «скакалка», «самолет», «мясорубка» и т.д.) 5. Игра «Имена» (к воспитателю подходят дети, чьи имена начинаются на гласный звук «а», на согласный твердый, и т.д.) |
3 неделя -2ч. |
Что изменилось? |
Развивать пространственные представления детей, умение замечать и определять пространственные изменения, пользоваться соответствующими понятиями (слева, справа, рядом, около). Формировать умения детей воспринимать предмет целостно, «достраивать» недостающие его части. |
1.Подвижная игра «Что изменилось?» (несколько детей встают в круг, остальные закрывают глаза. Ведущие меняются местами. Дети определяют, что изменилось. Например «Оля стояла слева от Максима, а теперь справа от него…») 2.Работа с карточками (дети отвечают на вопросы «Сколько мячей (пирамидок)?», «Что про них можно сказать?», «Найди отличие») 3.Игровое упражнение «Учись замечать сходства и различия». |
4 неделя – 2ч. |
Один-много |
Упражнять детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию. |
1.Упражнение в образовании множественного числа, в правильном употреблении слов в родительном падеже (шар – шары, мак – маки, и т.д.). 2.Игра «Слова мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит слово, ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово в множественном числе). |
Ноябрь 1 неделя -2 ч. |
Едем-летим-плывем |
Совершенствовать умение находить заданный звук в начале, середине и конце слова. Продолжать развивать представления о звуке.Развивать умение детей выполнять игровые задания творческого характера. |
1.Рассматривание картинок с изображением видов транспорта. 2. Беседа по картинкам (как назвать все предметы одним словом, сколько слогов в словах, какой звук встречается во всех этих словах и т.д.) 3. Составление детьми предложений с любым словом. 4. Игра «Угадай вид транспорта» (по первому и последнему звуку дети угадывают задуманный воспитателем вид транспорта, например, «с – т» (самолет) и т.д.). 5. Игра Отгадай и сравни загадки о транспорте |
2 неделя -2ч. |
Учимся сравнивать по количеству. |
Формировать умения сравнивать между собой предметы и отвечать на вопросы: сколько всего? чего больше? на сколько больше? Формировать умение выделять и сопоставлять в предметах части и целое. Способствовать умению ребенка обосновывать свои суждения. |
1.Дидактическая игра «Насколько больше». 2.Задание «Нарисуй цветы на бабочках». 3.Упражнение детей в счете в пределах 10. 4.Игра «Покажи соседей числа».
|
3 неделя -2ч. |
Твердые и мягкие звуки
|
Совершенствовать навык интонационного выделения в словах твердых и мягких звуков. Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком. Закреплять умения детей составлять описательный монолог по схеме-подсказке. Побуждать к участию в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ. |
1. Задание «Назови животных, изображенных на картинках». 2. Анализ звуков в словах по картинкам и закрашивание синим и зелёным цветом мягких и твёрдых согласных. 3. Упражнение в интонационном выделении твердых и мягких звуков. 4. Составление описательного монолога про какого-либо животного (по картинке). 5. Игра «Эхо». |
4 неделя -2ч. |
Учимся сравнивать по величине. |
Формировать умение детей сравнивать предметы по величине, использовать для их обозначения соответствующие термины (большой, маленький, равный по величине). Закреплять навык употребления порядковых числительных (первый, второй и т.д.). Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения. |
1.Дидактическая игра «Матрешка». Задание: кто быстрее раскроет (сложит) матрешку. 2.Игровое упражнение «Сравни по величине» (кроватки, куклы). 3.Рисование «Гнезда для птичек». 4.Работа с раздаточным материалом «Разложи по величине». 5.Игровое упражнение «Сколько было, столько стало». |
Декабрь 1неделя – 2ч. |
Трехзвуковые слова «рак», «жук».
|
Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов. Познакомить с понятием «схема» слова. Упражнять в выделении изолированного звука в словах. Развивать представления о звуке, слоге, слове. |
1. Упражнение по звуковому анализу слова «рак» с использованием фишек-звуков. 2. Звуковой анализ слова «жук». 3. Сравнение слов «рак» и «жук». 4. Игра Волшебная цепочка (игра проводится в кругу, воспитатель называет какое-либо слово, допустим, мёд, и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Москва — красная площадь и т. д.) |
2 неделя – 2ч. |
Учимся сравнивать по количеству и форме. |
Развивать умение детей сравнивать геометрические фигуры между собой по количеству углов и сторон. Упражнять детей в ориентировке в пространстве. Совершенствовать количественный счет в пределах 10. Развивать память. Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения в целом. |
1.Работа с раздаточным материалом — геометрическими фигурами (дети называют геометрические фигуры, сравнивают их по количеству углов и сторон, находят предметы в группе, похожие на них). 2.Игра «Помоги Незнайке добраться до дома». 3.Задание «Расскажи, что видишь». 4.Работа с раздаточным материалом (разложи цифры в клетки в порядке возрастания). |
3,4неделя 4 ч. |
Игла-пила |
Дать представление о разных значениях многозначного слова. Упражнять в подборе признаков и действий к заданным словам, в определении количества слогов в словах, сходных по звучанию. |
1. Упражнение «Определи, сколько слогов в словах».2. Беседа воспитателя с детьми о многозначных словах на примере слова «игла» (какие предметы мы называем этим словом, чем они похожи, какие иглы мы знаем, что делают швейной иглой).3. Рассматривание рисунков (дети называют предметы, которые видят на рисунках, называют единственное и множественное число слов, обозначающих предметы). 4. Упражнение в подборе слов, сходных по звучанию с заданными и с таким же количеством слогов (шар – пар, дар; мишка – мышка, шишка и т.д.). |
Январь 2 неделя 2ч. |
Знаешь ли ты геометрические фигуры? |
Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, овал). Формировать умение анализировать предметы и изображения с точки зрения их формы. Упражнять в счете в пределах 10. |
1.Игра «Что получилось?» (дорисовывание детьми геометрической фигуры до какого-либо изображения). 2.Упражнение «Посчитай палочки и составь из них геометрические фигуры». 3.Игровое задание «Найди геометрические фигуры и обведи их». |
3 неделя -2ч. |
Дом-домище. |
Совершенствовать умение образовывать слова с разными смысловыми оттенками. Продолжать учить детей подбирать определения к изображенным на картинках предметам. Развивать словарь детей. Активизировать употребление образных слов, сравнений, эпитетов. |
1. Задание «Найди другое слово и объясни» (воспитатель называет слово, а дети находят другое и объясняют, как оно стало звучать – ласково, грубо…; например, «дом-домик-домище», «нога-ножка-ноженька-ножища» и т.д.) 2. Задание «Назови детенышей животных». 3. Упражнение «Дополни начатое предложение», например, «Дети пошли в лес, чтобы…» и др. 4. «Слова мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит слово, ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением, например, «тихий — громкий»). |
4 неделя -2ч. |
Учимся группировать предметы. |
Формировать умение детей группировать предметы, опираясь на их различные свойства и признаки. Закрепить знание состава числа 10. Способствовать умению ребенка строить простейшие умозаключения. |
1.Игровое упражнение «Будь внимательным». 2.Беседа с детьми по картинке «Что общего?». 3.Логическое задание «Раздели предметы на группы». 4.Задание на группировку предметов из разных по качеству элементов (разного цвета, размера, формы, материала).Задание «Расскажи, что видишь». |
Февраль 1неделя 2ч. |
Найди другое слово. |
Совершенствовать умение точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы; точно характеризовать объект. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Совершенствовать речь как средство общения. |
1. Задание «Объясни, как понимаешь» (дети объясняют значение слов, выражений, например, «крепкая ткань» (прочная), «крепкий чай» (не разбавленный кипятком), «крепкий сон» (глубокий) и др.) 2. Игра Слова мячики (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит слово, ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением, например, «тихий-громкий», «говорить-молчать»). 3. Задание «Придумай предложение со словом». 4. Игра Волшебная цепочка |
2неделя 2ч. |
Учимся решать арифметические задачи в пределах 10. |
Совершенствовать умения детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядном материале. Упражнять в счете по осязанию. Развивать умение не только решать игровые задачи, но и самостоятельно их формулировать |
1.Задание «Составь рассказ (задачу) о книгах» на сложение. 2.Составление задачи по картинке на вычитание. 3.Упражнение в счете наощупь. 4.Дидактическая игра «Вставь вместо звездочек знаки». 5.Игровое задание «Сравни предметы по величине и количеству». |
3 неделя 2ч. Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512 |
Назови одним словом. |
Закрепить умение находить слова, точно оценивающие ситуацию. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний. |
1. Задание «Объясни, как понимаешь» (дети объясняют значение слов, выражений, например, «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий) и др.). 2. Слушание стихотворения Е.Серовой «Подскажи словечко» (дети подсказывают нужные слова) 3. Задание «Придумай рассказ» (дети должны придумать рассказ со словами, заданными воспитателем). 4. Задание «Объясни значение слова и составь с ним предложение». 5. Игра «Слова — мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит названия предметов, ребёнок должен вернуть мяч и назвать эти предметы одним словом). |
4 неделя 2ч. |
Учимся ориентироваться во времени. |
Закреплять навыки на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Закреплять у детей навыки счета. Воспитывать познавательный интерес в процессе обучения. |
1.Беседа с детьми о днях недели. 2.Игровое задание «Помоги Незнайке расставить дни недели по порядку». 3.Игра «Когда это бывает?» 4.Задание «Цифры и точки». 5.Отгадывание загадок. |
Март 1неделя 2ч. |
Как Миша варежку потерял |
Совершенствовать умение детей составлять рассказ по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Воспитывать желание поддержать разговор, возникающий по инициативе взрослого, отвечать на вопросы, аргументируя свой ответ. |
1. Рассматривание детьми сюжетных картинок на тему «Как Миша варежку потерял». 2. Придумывание воспитателем начала рассказа. 3. Составление детьми продолжения рассказа с употреблением слов и выражений о зиме, которые они слышали и придумывали на прошлом занятии, дети составляют рассказ сначала по цепочке, потом воспитатель предлагает рассказать 3-4 детям историю от начала до конца. 4. Обсуждение получившихся рассказов, выбор лучшего рассказа. |
2неделя -2ч. |
Месяц и год. |
Закрепить названия месяцев, знать, что 12 месяцев составляют год. Уточнить знания детей о годе как временном отрезке. Сформировать представление о необратимости времени. Уточнить знания детей о календаре. |
1.Беседа с детьми о месяцах года (с какого числа начинается, каким заканчивается, сколько месяцев в году, и т.д.). 2.Отгадывание загадок о месяцах года. 3.Рассказ воспитателя о календаре. 4.Игра «Двенадцать месяцев» (дети по цифровым карточкам называют соответствующий месяц). |
3неделя 2ч |
Придумай рассказ. |
Совершенствовать умение детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. |
1. Упражнение «Закончи фразу» («Подушка мягкая, а скамейка…(жесткая)», «Пластилин мягкий, а камень…(твердый)» и т.д.). 2. Упражнение «Объясни смысл выражения» («лес дремлет», «ручьи бегут» и т.д.). 3. Игра «Скажи по-другому» («злая зима» (очень холодная); «золотые руки» (все умеют делать красиво) и т.д.). 4. Дидактическая игра Антонимы в сказках и фильмах (воспитатель произносит название сказки — антоним, а дети должны угадать истинное название сказки, например, «Зелёный платочек» — «Красная шапочка», «Мышь в лаптях» — «Кот в сапогах» «Рассказ о простой курочке» — «Сказка о золотой рыбке» и т.д.) 5. Игра Если вдруг… (воспитатель предлагает детям какую-либо необычную ситуацию, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения, например, «если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы, все учебники или книги» и т. д.; можно предложить детям и другие ситуации, например, «если бы у меня была: живая вода; цветик-семицветик»; и т.д.). |
4неделя 2ч. |
Учимся ориентироваться в пространстве листа. |
Развивать у детей пространственную ориентировку, символическую функцию и произвольность. Совершенствовать умение задавать вопросы, используя слова «сколько», «слева», «справа», «вверху», «внизу». Развивать умение выполнять правила и соблюдать последовательность операций. Развивать логическое мышление. |
1.Упражнение «Дорисуй дорогу по схеме». 2.Игра «Двигайся, как я скажу» (ребенок двигается в заданном направлении, меняя его по сигналу или в соответствии со стрелками – указателями маршрутов). 3.Задание в тетради «Повтори узор и расскажи» (ребенок, перерисовывая образец, комментирует, на сколько клеток и в какую сторону проводить линии) 4.Отгадывание математических загадок.Раскрашивание узора по образцу. |
Апрель 1неделя 2ч. |
Медвежонок на прогулке.
|
Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу). Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Развивать память, внимание. |
1. Отгадывание мини-кроссворда (детям нужно отгадать слова на карточках путём подбора букв, получаются слова «медвежонок», «ёж», «пчела», «лес».) 2. Рассматривание детьми сюжетных картинок. 3. Придумывание воспитателем начала рассказа. 4. Составление детьми продолжения рассказа по сюжетным картинкам с отгаданными персонажами. |
2 неделя 2ч. |
Учимся запоминать |
Стремиться к увеличению объема внимания и памяти ребенка. Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале. |
1.Игровое упражнение «Запомни и нарисуй». 2.Задание «Придумай задачу на сложение по модели». 3.Задание «Придумай задачу на вычитание по модели». 4.Игровое задание «Найди для каждого хоккеиста его форму». Игра «Кто где находится». |
3 неделя 2ч |
Учимся быть наблюдательными. |
Совершенствовать умение детей фиксировать внимание на начертании цифр, быть внимательным, наблюдательным. Развивать мелкую мускулатуру пальцев. Закрепить представления о составе чисел в пределах 10. |
1.Практическое задание «Проведи дорожку от каждого животного к своему домику» (дети проводят дорожку от каждого животного к домику так, чтобы цифра на домике и цифра животного были одинаковыми). 2.Задание «Вылепи цифры из пластилина». 3.Игра «Ручеек» (Ведущие образуют воротца с определенной цифрой, по сигналу педагога дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число). 4.Логическое задание «Время года». |
4 неделя 2ч. |
Штриховка. Письмо спиралью. |
Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти
|
1.Повторение пройденного. Правила штриховки. 2.Штриховка слева направо и сверху вниз контурных изображений овощей. 3.Штриховка крючками. 4.Штриховка белочки коричневым карандашом (сверху вниз). 5.Письмо спиралью. |
Май 1 неделя 2ч. |
Учимся измерять. |
Закрепить понятие «мера». Формировать у детей умение сравнивать между собой предметы по величине. Предоставить детям возможность самостоятельно добывать информацию. Закреплять умение детей самостоятельно придумывать и решать арифметические задачи. |
1.Беседа с детьми о том, что протяженность (длина, ширина, высота) может быть измерена. 2.Задание «Учись измерять, используя мерку». 3.Упражнение «Измерь отрезки ленточкой».
|
2 неделя 2ч. |
Ознакомление с рабочей строкой в тетради. |
Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала. |
1.Игра «Назови соседей». 2.Штриховка контурных изображений правой и левой перчаток (слева направо). 3.Работа в тетрадях. Ознакомление с рабочей строкой. 4.Правила посадки при письме. 5.Верхняя и нижняя линии рабочей строки. 6.Письмо короткой наклонной палочки. |
3 неделя 2ч. |
Сантиметр. |
Упражнять в измерении длины с помощью условной меры. Познакомить детей с единицей длины – сантиметром. Познакомить с линейкой и ее назначением. |
1.Задание «Измерь полоску с помощью условной меры». 2.Рассказ воспитателя о линейке и сантиметре. 3Упражнение «Измерь полоску линейкой». 4.Игра «Ручеек» (Ведущие образуют воротца с определенной цифрой, по сигналу педагога дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число). |
4 неделя 2 ч. |
Ознакомление с рабочей строкой в тетради. |
Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала. |
1.Игра «Назови соседей». 2.Штриховка контурных изображений правой и левой перчаток (слева направо). 3.Работа в тетрадях. Ознакомление с рабочей строкой. 4.Правила посадки при письме. 5.Верхняя и нижняя линии рабочей строки. 6.Письмо короткой наклонной палочки. |
|
Итоговая диагностика |
Проверить знания детей. |
Мониторинг. |
Сотрудничество с родителями
Предшкольная подготовка.
(советы для родителей)
Рекомендации родителям поподготовке детей к школьному обучению.
Приближается то время, когда ваш ребенокбудет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителейвозникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе,нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой, в шесть илисемь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на этивопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть летполностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот.Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потомучто это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении,значительно облегчит адаптационный период.
Что такое подготовка к школе?
Подготовка ребенка к школе – это целыйкомплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюдавходит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, чтоподразумевает качественная подготовка к школе?
В литературе существует множествоклассификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному:готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический ипознавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый рядсоставляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Есличто-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужитьпроблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний итак далее.
Понятие «готовность ребенка кшколе»
Этот аспект означает, что ребенок долженбыть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должнопозволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеютсясерьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он долженобучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности егоздоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкоймоторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой рукеи как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый классдолжен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиеническихнорм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологический аспект включает в себя трикомпонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная,эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность кшколе означает:
•к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о нихпойдет ниже);
• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школуи обратно, до магазина и так далее;
• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен бытьлюбознателен;
• должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
Личностная и социальная готовностьподразумевает следующее:
• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстникамии взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другимребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенокдолжен понимать и признавать авторитет взрослых;
• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать наконструктивные замечания взрослых и сверстников;
• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательновыслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватнооценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волеваяготовность ребенка к школе предполагает:
• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
• наличие интереса к учению и получению новых знаний;
• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, ноэтого требует учебная программа;
• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушатьвзрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Готовность ребенка к школе
Будущий первоклассник должен обладатьопределенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешногообучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1)Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцатиминут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить насвоем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: еслиребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое –постучать ногами, если птица – помахать руками.
2)Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: « », «-«, «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу,над, под, за и т. п.3)
3)Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказывание текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, акомпот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги,кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкаямоторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажимапри письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6)Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти,солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7)Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы,овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы,дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место ихработы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Что нужно знать родителям,занимаясь с ребенком дома?
Домашние занятия с ребенком очень полезныи необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитиеребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительныхотношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, егонеобходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагатьинтересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надоотрывать ребенка от игр и садить его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобыон сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенкомдома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаютсяусидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятиедома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделатьперерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например,сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения,потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижныеигры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.
Родители должны знать и еще одну очень важнуюпсихологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видомдеятельности является игра, через которую они развиваются и получают новыезнания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, адомашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь сребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретноевремя, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете водворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года,подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. Напрогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц надереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев,цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что егоокружает, что происходит вокруг него.
Большую помощь родителям могутоказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы онисоответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку,познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценнойдля развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениямиживотных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии,скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро.Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании –это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребеноквидел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то,правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если естькакие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайтес ребенком скороговорки и стишки, пословицы.
Развиваем руки.
Домаочень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Этонеобходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом.Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в рукиножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, какправильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницыне будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, апо намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры ипопросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделатьаппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Дляразвития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепитьразличные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенкомпальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку сувлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого,тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязыванияшнурков, нанизывания бусинок.
Привыполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держиткарандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка ирасположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменныхзаданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстротавыполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий,например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, нотолько после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легкимзаданием.
Некоторыеродители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Какправило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обученияребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев,то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровеньразвития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать идержать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстаетпо своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуютродителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременнозаниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.
Рекомендации родителямдошкольника 6-7- лет.
Чтобы ваш ребенок с радостью пошел впервый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба былауспешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов ипедагогов.
1.Не будьте слишком требовательны к ребенку.
2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в томчисле и взрослым.
3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться запомощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенкунебольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк,музей, парк и т. д.
6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в однои то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобыего сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры идругую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может статьчтение книги всей семьей перед сном.
7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.
8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает своиэмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет долженуправлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что невсегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особоевнимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроитьскандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивнореагирует на свой проигрыш в игре и т. п.
9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы влюбое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски ипорисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребеноксамостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайтеему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Новсе-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцатиминут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ,чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесьпридумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, чтолишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы ккапризам вашего нехочухи.
12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобывашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс,просматривайте вместе свои школьные фотографии.
14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будетмного друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзяпугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.
15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова:здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно,этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды:принеси то, сделай это, убери на место, — а превратить их в вежливые просьбы.Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если выиспользуете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, тоне удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться,дерется, задирается на других детей.
Рекомендуемая литература
1.Ковалев В.И. Развивающие игры для дошкольников и младших школьников. – М.,1998.
2.Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. – М., 1996.
3.Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии 32учебно-игровых занятий. – М., 2000.
4.Математика – это интересно: Пособие для занятий с детьми 5-6 лет / Сост.И.Н.Чеплашкина, Н.Н.Крутова / под ред. З.А.Михайловой. – СПб., 1999.
5.Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М., 2003.
6.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.– М., 2004.
