ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. «ПОМОГИБУРАТИНО»
Данноезанятие по обучению грамоте направлено на закрепление пройденного материала удетей 6-7 лет и позволяет детям данного возраста усовершенствоватьприобретенные умения и навыки. При использовании данного конспекта, закреплениепройдённого материала проходит в игровой форме и помогает сделатьпедагогический процесс более эмоциональным и интересным, что дает возможностьдобиться большей детской активности на занятии.
Все задачиреализуются через игровую ситуацию, дети совершенствуют свои умения делатьзвуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике,совершенствуют умение определять местонахождение определенного звука в слове.Также развивается фонематический слух, логическое мышление и произвольноевнимание, воспитывается самостоятельность и интерес к учебной деятельности.
Цель: помочь дошкольникам закрепить программный материал, сделатьпедагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детейна занятии.
Задачи:
· Учить детей проводить звуковойанализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные игласные, согласные твёрдые и мягкие, ).
· Совершенствовать умениеопределять местонахождение определенного звука в слове (начало, середина, конецслова)
· Развивать фонематический слух.
· Закреплять умения работать скартами, которые помогают определить место звука в слове.
· Воспитывать самостоятельностьв выполнении задания.
· Формировать умение делить двусложныеи трехсложные слова на слоги.
· Развивать логическое мышление,произвольное внимание, интерес к учебной деятельности.
· Обучать чтению слогов,составлению слов из предложенных слогов.
· Воспитывать умение.слушатьдруг друга.дополнять ответы товарищей при необходимости
Дидактическоеобеспечение занятия (наглядность):
. Картинки по теме ЗИМА
.Конверт списьмом от БУРАТИНО
.Звуковые домики .Красный- гласный. Синий – согласный твердый. Зеленый–согласный мягкий.
Раздаточный материал:
· Фишки трех цветов
· Карточки с цифрами 1.2.3
· Карточки с предметнымикартинками, в названии которых присутствует звук гласный и согласный
· Карты с 3-мя ячейками исимволами, означающими местонахождение звука в слове.
Ходзанятия
Вводнаячасть
Воспитатель: Дорогие ребята! У нас сегодня не очень обычное занятие, кнам пришли гости, посмотреть на вас. Давайте поздороваемся с нашими гостями.(дети здороваются)
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, радостноевеселое.)
Воспитатель: Замечательно! Давайте улыбнемся друг другу и передадим другдругу свое хорошее настроение.
Детистановятся в круг.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такойконверт. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитатьписьмо, а вдруг оно для нас. Согласны? (ответы детей)
Воспитательоткрывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, помогите мне пожалуйста.Ясвою азбуку обменял на монетки.а монетки закопал на поле дураков. Помогите мнесобрать монетки и вернуть азбуку. В добрый час! БУРАТИНО
Воспитатель: Вот наше первое задание . А заодно и нашим гостям покажем,чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы вшколе, чтобы и учителя, и родители могли нами гордиться.
Воспитатель: мы поможем Буратино (да)
Но прежде чеммы начнем заниматься давайте поиграем в сыщеков. Вам надо найти карточку созвуком на который начинается ваше имя карточки наклеины на стульчики детей.
Вы такиемолодцы. Присаживайтесь пожалуйста. Время начинать.
1 Задание » Отгадай загадку иопиши».
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет,
Когда этобывает? ЗИМА
Воспитатель: Молодцы. опишите какая зима
Хорошо выполучаете первую монетку
2 Задание « Составь предложениепо картинке»
Дети расматриваюзимниюкартину.
Воспитатель . Пожалуйста посмотрите на картину и составте по ней предложениеиз трех и двух слов.
Воспитатель. Вы просто МОЛОДЦЫ. Вот и вторая монетка у вас.
ПАЛЬЧИКОВАЯГИМНАСТИКА «АПЕЛЬСИН»
3.Задание«Подели слова на слоги и определи их количество»
Воспитатель: Сейчас я буду загадавытьзагадки.а вы отгадывать.И отгадкуделить на слоги.
На столе увас лежат карточки с цифрами вам нужно будет поднять карточку с той цифройсколько слогов в слове.
Без рукрисует,
Без зубовкусает.
Не огонь ,ажжется. МОРОЗ 2 СЛОГА
Рыбамжитьзимой тепло
Крыша-теплоестекло. ЛЕД 1СЛОГ
Ему нехолодно в мороз,
У негоморковка- нос.
А когда веснанастанет,
Он растаев.лужей станет. СНЕГОВИК 3 СЛОГА
Морковка белая,
Из водысделана.
Растет зимой,
Вниз головой.СОСУЛЬКА 3 СЛОГА
Воспитатель:Молодцы мы справились еще с одним заданием.И получаем еще монетку.
Воспитатель: переходим к следущему заданию
4.Дидактическая игра Подбери слова к предложенному начальному слог
Я буду кидатьмячь и называть слог а вы будете подолжать придумывать слово на этот слог.
· МА: мама, машина,масло, макароны, малина, малыш, март, мак
· СА: санки,самокат, сабля, самолет, салат, сапог, сарай
· БА: бант, банка,баран, банан, барабан, баранка, бант
· ЛИ: лимон, лиса,липа, линейка, лилия.
ВОСПИТАТЕЛЬ.Молодцы ребята.За это задание вы тоже получаете монетку.
задание:«Буквы и звуки»
— Давайтевспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мывидим и пишем, а звуки слышим и говорим)
— Правильноребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речьсостоит из слов, слова состоят из звуков)
— Какимибывают звуки? звуки бывают гласными и согласными (твердые и мягкие, глухие извонкие)
— Какие звукимы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласныезвуки (а, о, у, и, ы, э)
— Какимибывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими иглухими)
— Ребята, какопределить звук глухой или звонкий? (приложить руку к шее и произнести звук,если есть вибрация — значит звук звонкий, если нет, то глухой.
— Какимцветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
— Какимцветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
— Какимцветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
Воспитатель: Молодцы, с ЭТИМ ЗАДАНИЕМ ВЫ СПАРВИЛИСЬ
5Задание «Отгадай зашифрованное слово»
Воспитатель: нам нужно отгадать имя девочки. Уменя четыре картинки попервым буквам составим слово МИРА
В слове МИРАдва слога, ударный слог первый. В этом слове ЧЕТЫРЕ звуков;
· Первый звук — мь- согласный,мягкий г обозначаем зеленым квадратом ;
· Второй звук — И — ГЛАСНЫЙобозначаем красным квадратом;
· Третий звук — Р — согласный,твердый, обозначаем синим квадратом;
· Четвёртый звук — А гласный обозначаемкрасным квадратом
Воспитатель.МОЛОДЦЫ.Вот еще одна монетка прибавилась у нас
Воспитатель: А теперь немного отдахнем проведем физкультминутку.
Физкультминутка
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем в право в лево. (вращение головой)
А теперь руками крутим-
И для них разминка будет. (вращение прямых рук вперёд и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (потягивание — руки вверх и в стороны)
Повороты вправо- влево,
Плавно производим. (повороты туловища в право и влево)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
6. Задание..Найди картинке место..
На доскерасположено три домика (красный). Синий. Зеленый У детей на столе картинки имнужно определить первый звук своей картинки .проговарить его обозначить егогласный согласный твердый мягкий и поместить в нужный домик. Дети по очередивыполняют задание.
ВОСПИАТЕЛЬ.Вывсе справились и этим заданием.МОЛОДЦЫ.И получаем еще одну монетку.
7Игра: «Найди заданный звук в слове»
ВОСПИТАТЕЛЬ.Сейчас я вам буду загадывать загадки а вы отгадывать.Вслове надо найти заданыйзвук и его место в слове.начало, середина, конец
Прозрачен,какстекло.
А не вставишьв окно.
ЛЕД ЛЬ в начале
Белопокрывало,
На землележало.
Лето пришло,
Оно всесошло.
СНЕГ С в начале
Вселетостояли ,
Зимы ожидали.
Дождалисьпоры,
Помчались сгоры.
САНКИ Ив конце
На дворе- горой.
В избе- водой.
СУГРОБ Р в середине
Воспитатель. МОЛОДЦЫ. Вот и еще одну монетку мы получаем за выполненноезадание.
Итог: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Давайтепосчитаем сколько мы собрали монеток. Молодцы семь. Теперь Буратино обязательнокупит себе новую азбуку и пойдет в школу.А теперь давайте повторим что мысегодня делали на занятие.Подводим итоги. МОЛОДЦЫ. .