X-PDF

Занятие по развитию функциональной грамотности на уроке истории «ПО СЛЕДАМ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ»

Поделиться статьей

Занятиепо развитию функциональной грамотности на уроке истории

«ПОСЛЕДАМ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ»

Класс: 9- 11 класс.

Роль и место данного раздела в курсе: раздел«Отечественная война 1812 года» изучается в курсе «История России». 9 класс -учебник «История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч. 1 / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский и др.]; под ред.А.В.Торкунова. — М.: Просвещение, 2021».

Характеристика задания:

Название задания

«По следам Бородинского сражения»

Класс

9 класс

Доминирующая грамотность

Читательская грамотность

Содержательная область оценки

Отечественная война 1812 года

Компетентностная область оценки

Поиск, интеграция и интерпретация исторической информации в источниках разного типа,
применение исторических знаний

Контекст

Множественный (личный, образовательный)

Тип текста

Множественный (составной)

Уровень сложности задания

Средний

Формат ответа

Задания с развернутым ответом

Объект оценки

Использование информации из текста для решения практических задач с привлечением фоновых знаний

Система оценивания

Каждое задание оценивается отдельно.
5-балльная система оценки

 

 

 

 «Последам Бородинского сражения» (10 заданий)

 «Грозныйдень сей Бородинский
Им и нам в почет равно.
Славься битвой исполинской,
Славься ввек, Бородино!..»
П.А. Вяземский

 

         С 1995 года дата 8 сентября отмечена в календаре как Деньвоинской славы России. Более 200 лет назад русская армия во главе с мудрым иопытным военачальником Михаилом Илларионовичем Кутузовым одержала судьбоноснуюпобеду в сражении недалеко от села Бородина. Она решила исход Отечественнойвойны 1812 года.

         Все дальше от нас события тех грозных лет. Проходит время,меняется мир вокруг. Но героические свершения предков и сегодня заставляютвосхищаться и гордиться своим великим народом. Спустя два столетия любойроссиянин может сказать, в каком году была Бородинская битва.

Наканунесудьбоносного сражения

         Шел третий месяц войны. Враг захватывал русские земли, рвался кМоскве. Империя замерла в ожидании краха. Отсутствие единства в ставке главногокомандования, разногласия генералов армий, слабое управление делали обстановкув военных рядах напряженной и неоднозначной. Командир одной из армий — генералБагратион — прямо говорил Александру I о необходимости сильного руководствавойсками. Он писал:

Порядок и связь, приличные благоустроенномувойску, требуют всегда единоначалие, а и более в настоящем времени, когда делоидет о спасении Отечества, я ни в какую меру не отклонюсь от точногоповиновения тому, кому благоугодно подчинить меня.

         И офицерский состав, и простые служаки ощущали несогласованностьдействий формирований, отсутствие четкой стратегии ведения войны ивзаимодействия фронта и тыла. Все эти негативные моменты делали невозможнымвоенный успех русских.

         Напряженное состояние и разброд в армии и в глубоком тылутребовали от императора смелых действий. Критический момент настал, инерешительность царя ставила под угрозу веру в монархию. Александр понимал, чтонеобходимо найти такого полководца, который сумеет навести порядок в армии,построить всех генералов и дать, наконец, отпор врагу. Но брать на себяответственность по назначению главнокомандующего не хотел и передал этиполномочия специальному комитету.

         17 августа 1812 года чрезвычайная комиссия провела заседание.Обсуждалось несколько вариантов. Но все они не шли в сравнение с фигурой М. И.Кутузова. К тому времени он уже снискал славу, показав себя опытным стратегом,умеющим поднять на борьбу народное ополчение. Была одна проблема – егонедолюбливал царь.

         Императору Александру скрепя сердце пришлось уступить желаниюбольшинства и подписать указ сенату:

Нашему генералу от инфантерии князю Кутузовувсемилостивейше повелеваем быть главнокомандующим над всеми армиями нашими.

         Вступая в должность, Михаил Илларионович не получил никакихчетких указаний о дальнейших действиях, никаких планов и стратегических схем.Вся ответственность за ход войны возлагалась только на него. Князь понимал,чего от него ждут все: остановить наступление наполеоновского войска. Опытныйстратег, он знал и другое: ни на фронте, ни в тылу нет нужного количествалюдей, техники, вооружения и продовольствия. Исход кампании зависел только отрезервов. Это первое, за что взялся новый главнокомандующий.

         Кутузов поставил перед русской армией задачу: не пустить врага кМоскве. Для этого ему нужны были новые силы. По пути из Петербурга в Москву онтелеграфировал об этом правительству с каждой почтовой станции. Царь и егоминистры слишком запоздали с работой над своими ошибками. До войны с Наполеономони и не думали о подготовке резервного запаса, рекрутские бюро работали плохо,они понятия не имели о численности армии врага. Процесс набора ополченцевактивизировался только к концу июня 1812 года, когда полки Бонапарта ужемаршировали по русским окраинам.

         Армия противника была идеально подготовлена к этойзахватнической кампании. Наполеон прекрасно понимал, что Россия – главноепрепятствие в стремлении к мировому господству. Годом ранее он говорил:

Через пять лет я буду господином мира.Остается одна Россия, но я раздавлю ее.

 

         Уже весной 1812 года число солдат в его армии превысило миллиончеловек. На русском направлении он сосредоточил 600 тысяч. Французы составлялитолько половину, остальная часть была представлена немцами, итальянцами,испанцами, португальцами, австрийцами, датчанами и другими порабощенныминародами – абсолютно пестрая, но хорошо обученная и подготовленная к ведениювоенных действий компания.

         Прибыв в расположение русской армии, Кутузов увидел истинноесостояние дел и понял фактическое соотношение сил. Отступавшие в течениенескольких месяцев солдаты были измождены, запасы продовольствия иссякали,резервы, обещанные министрами, оказались полной фикцией. В конце августа онотдает приказ оставить передовые позиции. Это было полной неожиданностью длявсех. В донесении императору Кутузов писал:

Я нашел, что многие полки от частых сраженийвесьма истощились… прошу усилить армию через приобщение некоторых полков,формируемых князем Лобановым-Ростовским.

         Князь просил резервные формирования ополченцев для усиленияобороны Москвы. Полученный ответ был прост и ясен:

Касательно уже упоминаемого Вами распоряженияо присоединении от князя Лобанова-Ростовского новоформируемых полков я нахожуоное к исполнению невозможным по неготовности еще сих полков. Посему и нахожунеобходимым дабы Вы формируемых полков под ведением генерала князя Лобанова и генерал-лейтенантаКлейнмихеля в армию не требовали.

До столицы оставалось всего 150 км. Но давать бой в таких условиях для М.И. Кутузова значило погубить армию безвозвратно. Русские отступили. Ноглавнокомандующий не дремал, он готовился к решительным сражениям и формировалсвою тактику событий. Наполеоновской стратегии добиваться победы в одномграндиозном сражении он противопоставил свою: небольшими столкновениямиизмотать противника, подтянуть его вглубь страны, построить грамотную линию обороныи решительным ударом разбить врага. Эта концепция и нашла свое выражение вмасштабном Бородинском сражении 1812 года.

 

 

 

 

ПРОЧИТАЙТЕТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ.

Задание №1. 

Каковобыло соотношение сил противников на Бородинском поле? Найдите необходимуюинформацию в тексте и заполните таблицу «Бородинское сражение в цифрах».Проанализируйте состав наполеоновской и русской армий. Какая из сторон имела,по Вашему мнению, больше шансов на победу? Ответ объясните.

     1-я Западная армия под командованием МихаилаБогдановича Барклая де Толли расположилась на правом фланге по высокому берегунад рекой Колочей. 2-я Западная армия под командованием Петра ИвановичаБагратиона должна была оборонять левое крыло русских. Для усиления левогофланга были возведены полевые укрепления.

      Центральныепозиции заняли пехота Дохтурова и кавалерия. Эта группа войск перекрывалаСмоленскую дорогу и подходы к батарее Раевского. Оба формирования подчинялисьгенералу Барклаю-де-Толли. Левым флангом руководил генерал Багратион. В егоподчинении находились кавалерийский корпус и резерв: кирасирская и гренадерскаядивизии, артиллерия, казачьи полки Карпова. Генерал Горчаков расположил силыпехотинцев между батареей Раевского и деревней Шевардино. 40-тысячный резерв занялпозиции близ деревни Князьково. 120 тысяч солдат и 640 орудий были готовы кбою.

      Готовились кБородинскому сражению 1812 года и французские генералы. Собирались войска,чистилось оружие, пополнялись боеприпасы. Солдатам был дан приказ Наполеона отдыхатьи ожидать отставших, приводить в порядок оружие, ждать сигнала к наступлению.135 тысяч наполеоновских воинов, имеющих 587 орудий, были готовы вступить вбой. И русская, и французская стороны завершили последние приготовления.

Ответ:

Бородинское сражение в цифрах

Русские

Французы

Главнокомандующий

Кутузов

Наполеон

Численность войск в строю (тыс. чел.)

120,0

130,0 -135,0

Пушки

640

587

 

 

 

 

 

 

Задание №2. 

Воспользуйтесь текстом и на схемеБородинского сражения сделайте необходимые подписи к условным обозначениям.

 Укажитена схеме:

·       места пребывания Кутузова и Наполеона вовремя боя,

·       новую Смоленскую дорогу,

·       старую Смоленскую дорогу,

·       Бородино,

·       Семеновское,

·       Горки,

·       Шевардинский редут,

·       батарею Раевского,

·       Багратионовы флеши,

·       Утицкий лес.

         Правыйфланг занимали боевые порядки 1-й Западной армии генерала М.Б.Барклая-де-Толли, на левом фланге стояли части 2-й Западной армии подкомандованием П.И. Багратиона, а Старую Смоленскую дорогу у деревни Утицаприкрывал 3-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Н.А. Тучкова.

         Русские войсказанимали оборонительное положение и были развернуты в форме буквы «Г». Такоеположение объяснялось тем, что русское командование стремилось контролироватьведущие к Москве Старую и Новую Смоленские дороги, тем более что возниклосерьезное опасение обходного движения противника справа.          Вот почему наэтом направлении оказалась значительная часть корпусов 1-й армии. Наполеон жерешил нанести свой главный удар по левому флангу русской армии, для чего ночью26 августа (7 сентября) 1812 г. перевел основные силы через р. Колочу, оставивдля прикрытия собственного левого фланга лишь несколько кавалерийских ипехотных частей.

      Наполеону, кольскоро он хотел генерального сражения, пришлось атаковать русские войска в лоб,на узком, хорошо укрепленном участке.

   Вот основные из них:

          Впереди, удеревни Шевардино, русские построили редут — замкнутоеземляное укрепление с рвом и валом

         Нагосподствующей высоте под защитой корпуса Раевского, Кутузов разместил мощнуюартиллерийскую батарею. Она вошла в историю как батареяРаевского.

          На левом флангеобороны были насыпаны земляные укрепления, направленные тупым углом в сторонупротивника, наподобие стрелы. В фортификации их так и называют: флеши(стрелы). Их обороняли солдаты армии Багратиона. Поэтому ониполучили название «Багратионовы флеши».

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

 

Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №3. 

Поясните,какие цели ставили перед собой Кутузов и Наполеон, начиная сражение? Ответоформите в виде таблицы.

         Бородинскоесражение на фоне большинства других сражений той эпохи отличает крайняяожесточенность сражающихся, во многом обусловленная задачами противоборствующихсторон. Поражение было неприемлемо как для Кутузова, так и для Бонапарта.Поражение русской армии означало поражение в войне, так как никаких резервов,способных восполнить потери, в распоряженииКутузова не было и в ближайшемвремени не предвиделось. Бонапарт также полагал, что в случае поражения шансовна скорую победу в войне у него не остается, чтобы выполнить свой план изахватить Москву, из которой он намеревался диктовать условия мира, ему былосовершенно необходимо разгромить русскую армию. Оба полководца также понимали,что им противостоит сильный, упорный и опасный противник, и добиться победы впредстоящем сражении будет нелегко. Русский главнокомандующий рассчитывализмотать противника, вынужденного атаковать сильно укрепленную позицию,полагаясь на мощную систему фортификационных сооружений. Втянутые в штурмрусских укреплений, войска противника оказывались уязвимы для контратак какпехоты, так и кавалерии. Важным условием успеха было сохранение боеспособностирусской армии после сражения.

         Бонапарт,напротив, намеревался прорвать русские позиции, захватить ее ключевые точки, итем самым, дезорганизовав русские боевые порядки, добиться победы. Сохранениебоеспособности Великой Армии также было для него обязательным условием, так какрассчитывать на восполнение потерь и возможность восстановить боеспособностьсвоих войск в глубине враждебной территории было практически невозможно. Онтакже понимал, что без пополнения запасов провианта, фуража и боеприпасов долговести кампанию он не сможет. Он не знал, какими резервами располагает Кутузов,и как скоро он сможет восполнить свои потери, так что победа в сражении, причемне просто победа, а разгром русской армии, была единственным возможным для неговыходом из сложившейся ситуации.

Ответ:

 

Задание №4. 

Просмотритевидеофрагмент урока «Бородинское сражение» и  определите последовательностьсобытий.

1.    Рейд казаков Платова и кавалеристовУварова в тыл к французам.

2.    Атака французами Багратионовых флешей.

3.    Атака французами батареи Раевского.

4.    Отход русских войск от Багратионовыхфлешей.

5.    Отступление русских войск.

Ответ: 2– 3 – 4 – 1 — 5

1.     Атакафранцузами Багратионовых флешей.

2.    Атака французами батареи Раевского

3.     Отходрусских войск от Багратионовых флешей.

4.    Рейд казаков Платова и кавалеристов Уваровав тыл к французам

5.    Отступление русских войск

 

Задание №5. 

Рассмотрите изображение и выполнитезадание.

https://urok.1sept.ru/articles/691030/6.jpg

1.     Ктоизображен на марке?

2.     Скольколет назад мы отмечали 150- летие Бородинского сражения?

3.     Какоесобытие Отечественной войны 1812 года мы будем отмечать в 2022 году?

 

Ответ: Барклай-де-Толли,Кутузов, Багратион.

Вычисления:

2022 — 1962 = 60

2022 — 1812 = 210

В 2022 году будетотмечаться 210 лет со времени Бородинского сражения в Отечественной войне 1812года.

Задание №6. 

Решите исторические ребусы,воспользовавшись текстом и знаниями по истории ХIХ века.

https://urok.1sept.ru/articles/691030/7.png

Земляные укрепления в форме тупого угла,используемые в Бородинской битве.

https://urok.1sept.ru/articles/691030/8.png

Отдельно стоящее земляное укреплениесомкнутого вида, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны.

https://urok.1sept.ru/articles/691030/9.png

Корм, предназначенный для питания животных(лошадей, скота).

https://urok.1sept.ru/articles/691030/10.png

Широкомасштабные военные действия(генеральное сражение).

Ответ: 

·       Флеши,

·       редут,

·       фураж,

·        битва.

Окончаниесражения

Один из офицеров позже вспоминал:

Упорство русских имело характер зловещий иужасный.

К вечеру дня русские солдаты защищали позиции с тем же мужеством, как ина рассвете. Наполеоновские воины казались уставшими и измотанными. Опытнейшийстратег, Кутузов понял, что победа будет на стороне того, кто сумеет выстоятьдо конца. Так и вышло. С наступлением ночи Наполеон отдал приказ отойти наисходную позицию. Бородинские позиции оставались русскими. Первоначальноерасположение войск было практически восстановлено. 12-часовой бой завершилсятам, где начался. Бородинское сражение состоялось. Все было закончено.

7 сентября 1812 года – дата Бородинской битвы – стал днем славы русскогооружия, примером смелости и патриотизма русских солдат и офицеров. Но главноебыло в другом: померкла слава наполеоновской армады как непобедимой инесокрушимой. Русские солдаты поверили в свои силы и обрели веру в победу.

Тем не менее и французы, и русские были разочарованы итогами схватки.Наполеон рассчитывал разбить неприятеля, взять Москву, подчинить себе Россию изаставить жить на своих условиях. Не удался и замысел Кутузова: он не сумелостановить врага на подступах к столице.

Таким результат сражения видится на первый взгляд. Бородино стало днем,показавшим миру несостоятельность стратегического таланта Бонапарта.Генеральное сражение, которое было продумано до мельчайших деталей, должно былопродемонстрировать в действии его неизменное правило: мощным натискомуничтожить противника и завоевать победу. Этого не случилось. Русские войскасохранили свои позиции, упорно отбивали все атаки и атаковали сами.

В Европе отношение к наполеоновской армии сильно изменилось. СообщенияБонапарта о победе под Бородино там встретили с явным недоверием. Стало ясно,что эта мнимая победа – лишь начало конца, а показателем кризиса великогополководца, захватившего пол-Европы, явилось Бородинское сражение. Когда былиподсчитаны потери французской армии и трофеи в виде пленных и орудий, сталопонятно, что последние несоизмеримо ничтожны.

Русские солдаты и офицеры выстояли на поле Бородина, не сдали позиций иукрепили веру в свои силы. Морально они были намного сильнее французскихнаемников. Они отстаивали родную землю, демонстрируя чудеса храбрости итактической мудрости, умение маневрировать и действовать сообща. Пехота,кавалерия и артиллерия действовали как единое целое и не дали врагу ни одногошанса на победу.

Вспоминая спустя годы Бородинское сражение, Наполеон признавался:

Из всех моих сражений самое ужасное то, что ядал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, арусские – называться непобедимыми.

Эта битва действительно была одной из самых кровопролитных. Поле боя былосплошь усеяно мертвыми телами, до самого рассвета выносили раненых, хоронилиубитых.

И та и другая противоборствующие стороны понесли страшные потери. Ногораздо печальнее для захватчиков стало другое: моральная капитуляция, страх инеуверенность в своих силах. Русские солдаты, напротив, поняли, что враг не таксилен, как казалось, и его вполне можно победить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 7. 

Рассмотрите изображение и ответьте навопрос.

На фотографии представлен Храм ХристаСпасителя, расположенный в Москве. Обетные храмы возводились в честь победы надпротивником, а также в память о погибших во время боевых действий.

https://urok.1sept.ru/articles/691030/11.jpg

В память о каком событии был возведен этотхрам?

Ответ: Нафотографии представлен Храм Христа Спасителя, возведенный в честь победы вОтечественной войне 1812 года над Наполеоном.

 

Домашнее задание

Посетите 3D-тур музея заповедника«Бородинское поле» (https://www.borodino.ru/wp-content/uploads/3d_summer/)и напишите эссе на тему: «Что значит для человека ХХI века Бородинскоесражение»?

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет