Технологическаякарта
ФИОпедагога:Набока Нина Сеогеевна
Предмет: внеурочная деятельность по химии
Класс: 7
УМК:
О.С.Габриелян. Учебник. Химия. 7 класс. Вводный курс.- М.: Дрофа, 2006
Тема урока: Практическая работа «Определение примесей в мёде»
Тип урока: урок -исследование
Цель урока –1)исследование наличие примесей в образце мёда.
2)научиться сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективнымиреалиями жизни..
Учебныезадачи, направленные на достижение предметных результатов:
- Познакомиться с составом мёда и критериями по которым определяют его качество.
- Проделать химические эксперименты по определению качества образца мёда.
- Научить делать выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом.
Учебныезадачи, направленные на формирование личностных результатов:
Способствоватьразвитиюпознавательных интересов, учебной мотивации, коммуникативных качеств,уверенности в своих силах, нравственно-этическихчувств и регуляторов морального поведения.
Учебные задачи,направленные на формирование метапредметных результатов:
Регулятивных — развивать умениеанализировать, обобщать и делать выводы, определять и формулировать цель,выдвигать гипотезу, способствовать приобретению навыков самостоятельной работы,планирования, прогнозирования, волевой саморегуляции, осуществлениясамоконтроля по результату и по способу действия. Развивать способности крефлексии, к познавательной инициативе, самостоятельному учетурезультатов действия, внесение необходимых корректив.
Коммуникативных– развивать культуру общения, чувствосопричастности общему делу, умение работать коллективно через работу в парах,группе; воспитывать культуру умственного труда, сохранения своего здоровья,соблюдения техники безопасности при работе с химическими реактивами, ответственностьза результаты своего труда, выражение своих мыслей всоответствии с поставленными задачами и условиями, формулирование иаргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений, достижениедоговоренностей и согласование
Познавательных – развиватьумение анализироватьи оценивать информацию, строить логические цепочки рассуждений,выдвигать гипотезы и их обосновывать, составлять план действий,предлагать решение выдвинутых задач, устанавливать причинно-следственныхсвязи,делать обобщающие выводы, структурировать знания.
Формыработы:фронтальная, индивидуальная
Ресурсыурока: презентация к уроку, видеофрагмент «Пчёлы далеко не только мёд»
ПЧЁЛЫ далеко не только мёд.Интересные факты.
youtube.com›watch?v=dgrHyhWAtC4
Для практическойработы: мёд в одноразовых стаканчиках, хлеб на спажках, лист низкосортнойбумаги, раствор йода, раствор уксусной кислоты. Стакан с водой, две чистыепробирки.
Дидактическая структура урока |
Содержание деятельности учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов, ресурсы |
Содержание деятельности учеников |
УУД |
Приложения |
|||||||||||||||||||||
Организация начала урока
|
Приветствует учеников, отмечает отсутствующих, включает учащихся в деловой ритм урока, совместно с детьми формулирует цель урока (исследовать образец мёда на качество) |
Вступительные слова учителя, создание рабочего настроя |
Реагируют на приветствие в индивидуальной манере, дежурные сообщают об отсутствующих.рассказывают о том что проходили на прошлом уроке и формулируют цель урока. |
Коммуникативные: стиль общения с учителем и друг с другом Регулятивные: самонастрой на работу развивать умение определять и формулировать цель |
2 мин |
|||||||||||||||||||||
Мотивация учебной деятельности |
Учитель готовит ребят к сознательному восприятию материала, дополняя цель урока: «Мы изучим не только состав мёда, но и научимся определять его качество».
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания |
Учитель проводит опрос учащихся:
|
Вопросы 1) Кто производит мёд в природе? 2) Как добывают мёд? Как называется профессия людей, которые добывали мёд в древней Руси? (бортники) 3) Что такое прополис? (продукт переработки смолистых веществ растений, воска слюнными железами пчел)
|
Ребята отвечают на вопросы учителя |
Познавательные: развивать умение оценивать полученную информацию, строить логическую цепочку рассуждений |
5 мин. |
|||||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний |
Учитель оценивает подготовленность учащихся к освоению новой темы |
Показ слайда о составе мёда «Мёд – продукт питания, представляющий собой частично переваренный в зобе медоносной пчелы нектар. Содержит: 1) вода – 13 — 20% 2) углеводы (глюкоза, фруктоза, сахароза) – 75 – 80 % 3) витамины В1,В2,В6, Е.К,С, провитамин А – каротин, флиевая кислота
|
ребята внимательно просматривают слушают |
Познавательные – развивать умение наблюдать, анализировать, оценивать полученную информацию |
5 мин. |
|||||||||||||||||||||
Получение новых знаний |
Выполнение практической работы, по ход работы проводится инструктаж. Оформление: Практическая работа. Тема: Определение примесей в образце мёда». Цель: Определить наличие примесей в образце мёда.
|
Ход работы: 1. (В образец мёда опустите кусочек хлеба, через пять минут достаньте его. Что произошло с хлебом (затвердел, размягчился, разползся)?. 2) Попробуйте мёд на вкус, подержите его несколько секунд во рту. Опишите свои ощущения (першение, раздражение слизистой полости рта, горечь, сладость и т.д.) 3) Зачерпните мёд палочкой, прокрутите её и посмотрите, как он стекает – каплями или вязкой лентой? Что образуется на поверхности мёда: горка или впадина? Должна быть горка, а не впадина. 4) На лист низкосортной бумаги, которая хорошо впитывает воду, капните мёд. Подождите 1 мин. Остался ли влажный след на обратной стороне бумаги? 5). )Налейте в стакан воды. Размешайте в нём немного мёда. Полученный раствор разлейте в две пробирки. а) в первую пробирку капните йод. Изменится ли цвет раствора б) во вторую пробирку добавьте каплю уксусной кислоты. Наблюдается ли вскипание? |
.1) Ребята выполняют опыт (опускают хлеб в мёд, фиксируют результат, делают вывод 2) Зачерпывают мёд ложечкой и пробуют на вкус, оценивают, фиксируют результаты. 3) Наблюдают стекание мёда, фиксируют результат и делают вывод 4) Капают каплю мёда на лист бумаги, наблюдают, появилось ли пятно. 5) Растворяют мёд в воде, разливают по пробиркам. В первую пробирку капают йод, во вторую – уксусную кислоту
|
Познавательные – развивать умение наблюдать, анализировать, оценивать полученную информацию, строить логические цепочки рассуждений |
18 мин. |
|||||||||||||||||||||
|
Вывод: Образец мёда ………..(качественный или некачественный)
|
Обсуждение итогов, формулирование вывода |
. |
Познавательные: развивать умение строить логические цепочки рассуждений, выдвигать гипотезы и их обосновывать Коммуникативные: — умение выражать свои мысли, слушать собеседника
|
5 мин |
|||||||||||||||||||||
|
Просмотр видеофрагмента Пчёлы далеко не только мёд»
youtube.com›watch?v=dgrHyhWAtC4
|
Вопросы6 1) Чем пчела собирает мёд? 2) Как называется наука о пчёлах (апиология_ 3) Сколько живёт рабочая пчела? ( от 10 до 60 дней) 4) Сколько глаз у пчелы? ( пять: три на лбу и два по бокам) |
ответы на вопросы учителя. |
Коммуникативные: — умение выражать свои мысли, слушать собеседника Познавательные: развивать умение анализировать, оценивать полученную информацию, строить логические цепочки рассуждений.
|
6 мин. |
|||||||||||||||||||||
Подведение итогов занятия, рефлексия |
Учитель благодарит ребят за работу на уроке. |
. Учитель спрашивает: «Удалось ли Вам достичь поставленной цели урока?» |
Ребята анализируют свою работу |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности Регулятивные: оценка, самооценка, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения Личностные: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности |
3 мин |
|||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Что такое перга? ( цветочная пыльца растений, собранная пчёлами, уложенная и утрамбованная в ячейки сотов и залитая ими мёдом) |
|
|
|
1 мин |
