X-PDF

Занятие в лагере для одаренных детей Относительность движения

Поделиться статьей

Краткое описание к игре

Послезапуска игры мы попадаем на стартовую страницу, она предназначена в качествезаставки перед игрой, на время рассадки команд (перемена)

Чтобыперейти непосредственно к игре, следует переместить указатель мыши в правый нижнийугол экрана на анимированную надпись НАЧАТЬ ИГРУ и нажать невидимую кнопкуперехода.

Далееследует задать количество команд (от 2-х до 8-ми). Я это делаю непосредственно передначалом игры вместе с детьми. Для этого нажмите на кнопку НАСТРОЙКА

  Далее следует задать количество команд и их названия (не забудьте для каждойкоманды нажать кнопку ПРИНЯТЬ).

Можноначинать играть. Запускаем рулетку кнопкой, не забудьте включить звуковыеколонки. Когда рулетка остановится, нажмите на указанный ею номер.

Послечтения вопроса следует запустить таймер

 

Просмотретьправильный ответ можно при помощи кнопки в правом нижнем углу экрана

Авернуться к рулетке через кнопку в левом нижнем углу на экране ответа

 


 

Добавить/убавитьбаллы можно при помощи невидимых кнопок слева и справа от счета каждой команды,они проявляются при наведении указателя мыши.

Чтобыне держать в голове, какая команда сейчас будет отвечать, можно выделить еёназвание невидимой кнопкой (прямо на её названии)

Выходиз  игры через Esc. Если по какой-то причинеигра вышла из ПОЛНОЭКРАННОГО режима Ctrl+F позволяет  вернуть обратно.

 

Ипоследнее: успех игры процентов на 70-80  зависит от ведущего. Детям этогодоверять не следует, пробовал, получается плохо.

 

Приятной вам работы, уважаемыеколлеги.

Тема занятия «Относительностьмеханического движения»

План.

1.     Актуализация

Цель – организацияповторения и систематизации знаний о механическом движении

Метод – беседа

·       Явление– механическое движение

·       Относительностьмеханического движения

·       Траектория

·       Путь

·       Видымеханического движения – равномерное и неравномерное

·       Скорость

2.     Основнаячасть

·       Аудиторнаяигра на определение скорости по группам (папка skorost_v_prirode_i_tehnike)

·       Постановка проблемы  — дискуссия (половина учащихся защищает утверждение «движениеотносительно», вторая половина опровергает это утверждение)

·       Экспериментальноезадание по группам – проект на выяснение относительности скорости, траектории,пути (приложение 1)

Вывод – скорость,траектория и путь относительны

·       Мини-лекция«Расчёт скорости, пути относительного движения»

·       Решениепростых задач на относительность

·       Решениеолимпиадных задач на относительность (приложение 2)

3.     Закрепление

·       Занимательныевопросы из Перельмана

·       Задачи-исследования(приложение 3)

4.     Подведениеитогов занятия, рефлексия

Упражнение«Коллективное рисование». (Задание группам — Нарисовать иллюстрацию по итогамзанятия и объяснить нарисованное)

 

Группа 1

 

 

В отверстие картонногокружка, находящегося на некотором расстоянии от центра, вставьте остриекарандаша. Положив кружок на лист бумаги, катите его вдоль линейки. Какуютраекторию опишет острие карандаша: относительно листа бумаги? относительно центракружка?  Какую траекторию опишет центр кружка относительно листа бумаги?

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

 

 

 

 

 

Группа 2

 

  

На вертикально поставленную дощечкуприколите лист клетчатой бумаги и подвесьте в точке С грузик на нитке,перекинув ее через карандаш а. Перемещайте карандаш в горизонтальномнаправлении и отмечайте положение грузика. По данным опыта найдите перемещениегрузика в вертикальном и горизонтальном направлениях и полное его перемещение.

 

 

 

 

 

 

 Положите налист клетчатой бумаги угольник и перемещайте его вдоль прямой АВ на некотороерасстояние. Одновременно двигайте карандаш по направлению движения угольника;против движения; перпендикулярно к нему; по гипотенузе. Измерив перемещениеугольника и перемещение карандаша относительно угольника, проверьте,выполняется ли правило сложения перемещения.

На вертикально поставленную дощечкуприколите лист клетчатой бумаги и подвесьте в точке С грузик на нитке,перекинув ее через карандаш а Изобразите также систему координат х,у.Перемещайте карандаш в горизонтальном направлении и отмечайте положениегрузика. По данным опыта найдите перемещение грузика в вертикальном игоризонтальном направлениях и полное его перемещение. Выполняется ли данного случаясоотношение s=s1+s2 и что при этом следует принять за неподвижную и что заподвижную системы отсчета?

 

Алгоритм решения задач на относительность движения

·        Анализ условия задачи,выделение движущихся тел. Краткая запись условия задачи. Определениенеподвижной и подвижной системы отсчета (НСО и ПСО), движущегося тела.

·        Записать закон сложенияскоростей или перемещений в векторной форме.

·        Записать закон сложенияскоростей (перемещений) в проекциях на оси координат, объединив их в систему(или найти геометрическую сумму путем сложения векторов).

·        Решить полученную системууравнений. Подставить в решение общего вида значения величин и произвестивычисления.

Тренинг

1.    Гребец и соломеннаяшляпа: Проплывая под мостомпротив течения, гребец потерял соломенную шляпу. Обнаружив пропажу через 10 мин(t), он повернул назад и, гребя по течению с тем же темпом, подобралшляпу на расстоянии 900 м (L) ниже моста. Найти скорость ()течения реки.

2.    Гусеница танка:  Танк движется соскоростью Подготовка72 км/ч. С какими скоростями относительноземли движутся: нижняя часть гусеницы; верхняя часть гусеницы,  чему равнаскорость движения оси вращения колёс относительно земли, относительно танка?

3.    Задача о двухавтомобилях: Из пунктов А и В, которые расположены на расстоянии 150 км друг от друга, одновременно в одном направлении (направлении AB) начали двигаться два автомобиля.Автомобиль, движущийся из пункта А, едет со скоростью 50 км/ч, а автомобиль,движущийся из пункта В – со скоростью 30 км/ч. Через какое время автомобили встретятся?Ответ дать в часах/

4.      Мальчик,лодка и дельфин. В море при штиле плывут навстречу друг другу мальчик и лодка.Одновременно между ними плавает любознательный дельфин. Дельфин, подплыв кмальчику, тотчас поворачивает и плывет к лодке, а от нее вновь возвращается кмальчику. Так он и плавает между сближающимися мальчиком и лодкой. Определитьпуть, который проделал дельфин за время, в течение которого расстояние междумальчиком и лодкой сократилось от L1 до L2. Скорость мальчика1, скорость лодки 2, скорость дельфина3. Временем наповороты, которые делает дельфин, можно пренебречь. Траекторию дельфина считатьпрямолинейной.

5.     Пассажир на эскалаторе метро. Эскалаторметрополитена поднимает стоящего на нем пассажира в течение 2 мин. Понеподвижному эскалатору пассажир поднимается 6 мин. Сколько времени он будетподниматься по движущемуся эскалатору?

6.    Катер переплывает реку. Скорость течения реки =1,5 м/с. Каков модуль скорости 1 катера относительно воды, если катердвижется перпендикулярно к берегу со скоростью 2=2 м/с относительно него.

Задания дляработы в группах

Группа 1

1.    Арбуз-бомба

Во время автомобильногопробега Ленинград – Тифлис (в 1924 г.) крестьяне кавказских селенийприветствовали проносящиеся мимо них автомобили, кидая пассажирам арбузы, дыни,яблоки. Действие этих невинных подарков оказывалось вовсе не приятным: арбузы идыни вдавливали, сминали и ломали кузов машины, а яблоки, попав в пассажира,причиняли серьёзные увечья. Как это объяснить, учитывая, что скорость плодовбыла небольшой?

2.    Предложите способ, позволяющий в безветренную погоду определить скоростьпадения дождевых капель по тем следам, которые они оставляют на окнахдвижущегося железнодорожного вагона. Для решения задачи можно пользоватьсятолько часами и транспортиром.

3.    Автоколонна длиной 300м движется по мосту равномерно со скоростью 36 км/ч. за какое время колонна проедет мост если его длина 600 м?

Группа 2

1.    Железнодорожнаякатастрофа

в 1935 г на Южной дороге, на перегоне Ельников – Ольшанка состав за недостатком паровпередний поезд остановился; его машинист с паровозом и несколькими вагонамиотправился вперёд, на станцию, оставив остальные 36 вагонов на пути. Вагоны,под которые не было подложено башмаков, покатились под уклон назад со скоростью 15 км в час, грозя налететь на поезд, идущий следом. Но машинист этого поезда,обнаружив опасность, умело и просто её избежал. Как он это сделал, используязаконы физики?

 

2.    Шарик в трубке с водой равномерно опускается. Определите скорость шарика.  В каком направлении и скакой скоростью следует перемещать трубку, чтобы шарик относительно поверхностиЗемли оставался в состоянии покоя?

3.     

Поезд длиной 240 м, двигаясь равномерно, прошёл мост за 2 мин. Какова скорость поезда, еслидлина моста 360м

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на задания

1.    Арбуз-бомба

Во время автомобильного пробега Ленинград – Тифлис (в 1924 г.) крестьяне кавказских селений приветствовали проносящиеся мимо нихавтомобили, кидая пассажирам арбузы, дыни, яблоки. Действие этих невинныхподарков оказывалось вовсе не приятным: арбузы и дыни вдавливали, сминали иломали кузов машины, а яблоки, попав в пассажира, причиняли серьёзные увечья.Как это объяснить, учитывая, что скорость плодов была небольшой?

Ответ Причина понятна: собственная скоростьавтомобиля складывалась со скоростью брошенного арбуза или яблока и превращалаих в опасные, разрушительные снаряды. Нетрудно рассчитать, что пуля массой 10 г обладает такой же энергией движения, как арбуз в 4 кг, брошенный в автомобиль, который мчится со скоростью 120 км в час *. Пробивное действиеарбуза при таких условиях не может, однако, сравниться с действием пуля, таккак арбуз не обладает её твёрдостью.

2.    Предложите способ, позволяющий в безветренную погоду определить скоростьпадения дождевых капель по тем следам, которые они оставляют на окнахдвижущегося железнодорожного вагона. Для решения задачи можно пользоватьсятолько часами и транспортиром.

Группа 2

4.    Железнодорожнаякатастрофа

в 1935 г на Южной дороге, на перегоне Ельников – Ольшанка состав за недостаткомпаров передний поезд остановился; его машинист с паровозом и несколькимивагонами отправился вперёд, на станцию, оставив остальные 36 вагонов на пути.Вагоны, под которые не было подложено башмаков, покатились под уклон назад соскоростью 15 км в час, грозя налететь на поезд, идущий следом. Но машинистэтого поезда, обнаружив опасность, умело и просто её избежал. Как он этосделал, используя законы физики?

Ответ Тем, что тела, движущиеся с почтиодинаковой скоростью в одном направлении, приходят в соприкосновение без удара,искусно воспользовался в 1935 г. машинист Борщёв, приняв движущийся состав из36 вагонов на свой поезд без удара и тем предотвратив железнодорожнуюкатастрофу. Заметив опасность, находчивый машинист остановил свой поезд и повёлего назад, постепенно развив скорость также 15 км в час. Благодаря такому маневру ему удалось весь 36-вагонный состав принятьна свой поезд без малейшего повреждения.

 

5.    Шарик в трубке с водой  равномерноопускается. Определите скорость шарика.  В каком направлении и с какойскоростью следует перемещать трубку, чтобы шарик относительно поверхности Землиоставался в состоянии покоя?

 

 

 

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ

    1 слайд

    ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

  • Относительность

    2 слайд

    Относительность координаты

  • title=

    3 слайд

  • Выбор

    4 слайд

    Выбор тела отсчёта

  • ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ

    5 слайд

    ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ТРАЕКТОРИИ

  • ТРАЕКТОРИИ

    6 слайд

    ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ ПЛАНЕТ

  • title=

    7 слайд

  • title=

    8 слайд

  • Арбуз-бомба

    9 слайд

    Арбуз-бомба

  • title=

    10 слайд


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет