X-PDF

Занятия с тревожными детьми.

Поделиться статьей

Тревожность у детей: причины,признаки,советы.

 

Тест на оценку уровнятревожности ребёнка.

Внимательнопрочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашегоребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречаетсяпериодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

  1. Легко расстраивается, много переживает.
  2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.
  3. Капризничает и раздражается по пустякам.
  4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
  5. Бывают припадки злости.
  6. Заикается.
  7. Грызёт ногти.
  8. Сосёт палец.
  9. Имеет плохой аппетит.
  10. Разборчив в еде.
  11. Засыпает с трудом.
  12. Спит беспокойно.
  13. Неохотно встаёт.
  14. Часто моргает.
  15. .Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.
  16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.
  17. Старается быть тихим.
  18. Боится темноты.
  19. Боится одиночества.
  20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.
  21. Испытывает чувство неполноценности.

Обработкарезультатов

28-42балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов– нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнкунеобходимо внимание.

Менее7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастныхособенностей.

 

 

Тревожность -повышенная склонность к переживанию эмоционального дискомфорта, беспокойству,волнению. Она может быть связана с ожиданием и предчувствием неприятныхпереживаний или опасности. При  чем даже если все вокруг хорошо иблагополучно, ребенок может испытывать фоновое ощущение предстоящей беды (страхперед неизвестностью).

Для тревожногоребенка окружающий мир — пугающий и враждебный, малыш постоянно ощущает себяподавленным, настороженно относится к окружающим и с трудом устанавливает новыеконтакты или избегает их вовсе. Ищет поддержку и защиту в значимом близком (какправило, в матери, зачастую демонстрирует свою беспомощность инесамостоятельность чтобы привлечь его внимание и получить чувствозащищенности. Со временем это может перерасти в заниженную самооценку,склонность к перекладыванию ответственности и несамостоятельность, стремлениюзанять позицию жертвы.

Тревога – этоотрицательная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожиданиенегативных событий,   трудноопределимые предчувствия.

Тревожное расстройство – это уже диагнозневротического расстройства, при котором человек часто испытывает чувствотревоги даже без всякого повода.

Портрет тревожного ребенка.

 Ребенок напряженновглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается инеловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либонеприятностей. Его отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда он боится несамого события, а его предчувствия. Часто он ожидает самого худшего.

Ребенокчувствует себя беспомощными, опасается играть в новые игры, приступать к новымвидам деятельности. У него высокие требования к себе, он очень самокритичны.Уровень его самооценки низок.

Такиедети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые,неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Длятревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе,головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностноедыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, комв горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка:

1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться начем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.

Можно предположить,что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше,постоянно проявляется в его поведении.

 

 

Признаки тревожности:

1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Причинытревожности:

Некоторые психологисчитают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннегоконфликта, который может быть вызван:

1.Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями ишколой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-заплохого самочувствия, а учитель ставит двойку в журнал и отчитываетего за пропуск урока в присутствии других детей.

2.Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родителинеоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, немогут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не толькопятерки и не является лучшим учеником класса.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1195

3.Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимоеположение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: Если ты расскажешь,кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался.

Специалистысчитают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики,а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношенийс другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.Совершив какой-либо неблаговидный поступок, девочки переживают, чтомама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этойже ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые илипобьют сверстники.

Тревожностьребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых.Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях сдоброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где частовозникают конфликты.

Интересентот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончилисьскандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резковозрастает.

Имеетсяи такая закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, еслиродители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальнымположением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детейнеуклонно растет.

Авторитарныйстиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннемуспокойствию ребенка.

Существуетмнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольномвозрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так изавышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. Внекоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу,в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе достойной школы,перспективного учителя. Озабоченность родителей передается и детям.

Крометого, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с нимзадания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организмребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учитьсяпропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожностьможет быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. Вэтих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Как помочь тревожному ребенку.

1. Повышениесамооценки.

Обращайтеськ ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их вприсутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому чтодети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за чтоего похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалитьребенка.

2. Обучениедетей умению управлять своим поведением.

Какправило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда дажескрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится,это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего,это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочетпризнаться.

Конечно,все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когдаречь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того,желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждаютсравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующимфактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, какспортивная эстафета.

Лучшесравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например,неделю назад.

3. Снятие мышечногонапряжения.

Желательнопри работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Оченьполезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой,массаж и просто растирания тела.

Ещеодин способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми маминымипомадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надоприготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие впредставлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмыбудут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет имеще больше удовольствия.

4. Работа сродителями тревожного ребенка.

Совершенноочевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок сталтревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качествау детей.

Нередкородители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах.Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добитьсяих расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, чтоникогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признаетсебя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приноситьбесконечные извинения.

Чтобыизбежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически ипсихически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и частодышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно инезаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитиюребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению совзрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все,чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентностив какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Преждевсего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в егоприсутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того,необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка(осел, дурак), даже если взрослые очень раздосадованы исердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучшепусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинилсяпод нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезноснизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одноготолько дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть ониперечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинствозамечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо толькоповредили вам и вашему ребенку.

Нельзяугрожать детям невыполнимыми наказаниями: (Замолчи, а то рот заклею! Уйдуот тебя! Убью тебя!). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, еслиродители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будутбольше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувствасловами.

Ласковыеприкосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенностии доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Родителитревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя инаказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама наразбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родителитревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражненияна релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения сродителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можнопорекомендовать обратить внимание, прежде всего на себя, на свое внутреннеесостояние, а потом предъявлять требования к ребенку

    Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полноеправо.   Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать условия, вкоторых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пустьзасыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе сним. Таким образом вы показываете ему, как можно решать тревожащие егоситуации. Делайте вместе сребенком, но не вместо него.
   Можно поделитьсясвоей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделатьто-то и то-то. Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
    Ответственность неявляется источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей.Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-тогнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? Акак им помочь преодолеть страх?
Быть самим более оптимистичными.Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что всебудет хорошо.   Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нетхуда без добра».         Например, ошибки в контрольной —это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
    Если ребенокнапряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох,улыбнуться, представить что-то приятное. На приеме у зубного врача можноподумать о том, что будет, когда все закончится: пойдем домой, купиммороженого, все будет позади.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1195

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1195


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1195


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1195


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1195


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1195


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет