Запуск и останов двигателей разрешается производить командиру экипажа или по его команде бортовому технику, при этом командир экипажа должен находиться на своем рабочем месте. Прогрев и опробование силовой установки разрешается производить только летчику.
Перед запуском двигателей вертолета произвести запуск двигателя АИ-9В (АИ-8). Для запуска АИ-9В переключатель ЗАПУСК—ПРОКРУТ—ЛОЖНЫЙ ЗАПУСК поставить в положение ЗАПУСК и нажать кнопку ЗАПУСК на 2—3 с. Двигатель АИ-9В автоматически выходит на режим холостого хода, при этом загораются лампы-табло ДАВЛ. МАСЛ. НОРМА, ОБОРОТЫ НОРМА. Время выхода на режим холостого хода не более 20 с.
После выхода двигателя на режим холостого хода проверить параметры его работы и убедиться в том, что температура газов не более 720°С, давление воздуха в магистрали отбора воздуха из АИ-9В находится в соответствии с приведенным на рис. 3 графиком.
Запуск двигателя АИ-9В прекратить нажатием на 2—3 с кнопки ВЫКЛЮЧЕНИЕ АИ-9. если:
— в течение 9 с после начала запуска нет показания температуры газов .
|
|
— напряжение в сети запуска падает ниже 18 В .
— температура газов за турбиной стремится превысить 880°С .
— спустя 30 с от начала запуска продолжает гореть сигнальная лампа работы автоматической панели запуска .
— замечены какие-либо другие ненормальности в работе двигателя и его систем.
Двигатели ТВЗ-117МТ разрешается запускать от двигателя АИ-9В после прогрева последнего не менее 1 мин.
В случае когда имеется перерыв в работе двигателя более пяти суток, при подозрении на неисправность двигателя, после замены масла в масляной системе, после неудавшегося запуска и в других случаях производится холодная прокрутка двигателя.
Прокрутка двигателя выполняется при включенных подкачивающих топливных насосах и открытом пожарном кране в следующем порядке.
Переключательрода работ установить в положение ПРОКРУТКА, а переключатель ЛЕВ.— ПРАВ. на необходимый двигатель и нажать пусковую кнопку на I—2 с. При этом обороты ротора турбокомпрессора от воздушного стартера должны быть в пределах 20—26%, а продолжительность цикла пусковой панели 51— 59 с (на Ми-8Т—27 с).
Перед запуском двигателя командиру экипажа подать команду «От винтов» и поставить переключатель рода работ в положение ЗАПУСК. Получив доклад «Есть от винтов», нажать пусковую кнопку на 2—3 с и перевести рычаг крана останова запускаемого двигателя в положение ОТКРЫТО.
В процессе запуска следить за нарастанием оборотов турбокомпрессора, температурой газов перед турбиной (не должна превышать значений, определяемых по приведенному на рис. 4 графику), давлением в гидросистеме, температурой газов двигателя АИ-9В, давлением воздуха в магистрали запуска, устойчивостью работы сигнальных табло ДАВЛ. МАСЛ. НОРМА, ОБОРОТЫ НОРМА, СТАРТЕР РАБОТАЕТ.
|
|
Двигатель должен выйти на обороты малого газа за время не более 60 с. По окончании цикла работы панели должны погаснуть табло АВТОМАТ. ВКЛЮЧЕНА через 30 с, табло СТАРТЕР РАБОТАЕТ — при достижении оборотов турбокомпрессора 60—65%.
Запуск двигателя необходимо прекратить нажатием кнопки ПРЕКРАЩ. ЗАПУСКА и закрытием крана остановав случаях, указанных винструкции экипажу.
Убедившись в нормальной работе двигателей на режиме малого газа, приступить к их прогреву, во всех случаях время прогрева должно быть не менее 1 мин. На режиме малого газа проверить работу органов управления и гидросистемы. Поочередно отклоняя ручку управления и педали, убедиться в плавности (без рывков и заеданий) отклонения органов управления и изменении давления в основной гидросистеме в пределах от 45 ±3 до 65+ кгс/см2, по работе сигнальных табло убедиться в правильности выдачи соответствующих сообщений РИ-65.
После прогрева двигателей приступить к их опробованию. Установлено три вида опробования двигателей и их систем:
— совместное опробование двигателей с выходом на режим, при котором исключается отрыв вертолета .
— раздельное опробование двигателей с выходом на взлетный режим, при этом неопробуемый двигатель должен быть выключен .
— проверка работы двигателей на висении.
Первый вид опробования применяется при проверке работоспособности двигателей и их систем в начале летного дня (ночи).
Второй вид опробования производится после замены или регулировки агрегатов силовой установки, несущего или рулевого винта, после выполнения регламентных работ, а также после устранения неисправностей, выявленных в полете. При этом вертолет должен быть загружен до массы не менее 13500кг.
Третий вид опробования производится в целях проверки совместной работы двигателей перед каждым полетом.
При опробовании двигателей с выходом на режим, исключающий отрыв вертолета, необходимо убедиться, что температура масла в двигателях не ниже +30°С, в главном редукторе—не ниже минус 15°С, проверить исправность контуров СТ. РПР, работоспособность исполнительного механизма ИМ-ЗАМ, ПЗУ, диапазон перенастройки оборотов несущего вин-та. Затем перемещением рычага общего шага вверх увеличить мощность двигателей до режима, исключающего отрыв вертолета, убедиться в плавном перемещении рычага общего газа и в исправной работе гидравлической муфты его расстопорения. В процессе опробования двигателей поворотом коррекции газа из левого в крайнее правое положение произвести проверку частичной приемистости двигателей, время которой должно находиться в пределах 3—6 с . проверить правильность показаний измерителя режимов ИР-117М. При опробовании двигателей в условиях обледенения после их выхода на малый газ вручную включить противообледенительную систему двигателей.
При проверке синхронности работы турбокомпрессоров обоих двигателей и перед полетом независимо от метеоусловий АЗС ПРОТИВООБЛЕДЕНИТ. СИСТЕМА должен быть включен. При этом заслонки 1919Т должны находиться в положенииЗАКРЫТО.
Для проверки оборудования необходимо ввести правую коррекцию, включить генераторы переменного тока и выпрямительные устройства, отключить наземный источник питания, проверить величину напряжения генераторов (должно быть в пределах 200—205 В), выпрямительных устройств ВУ-6А (27— 29 В) и трансформатора (115 В). Затем включить все пилотажно-навигационное и радиоэлектронное оборудование и проверить его работу.
Проверка СПУУ-52 производится следующим образом: на левом щитке электропульта выключатель СПУУ-52 поставить в положение ВКЛ. и убедиться в работоспособности системы СПУУ-52 по погасанию кнопки-табло ОТКЛ. с красным светофильтром на лицевой панели блока БУ-32 и по установке подвижного индекса нулевого индикатора в положение, соответствующее плотности воздуха. Чем меньше значение плотности воздуха, тем левее будет отклоняться стрелка от крайнегоправого положения.
|
|
Автопилот проверяетсяна работоспособностьв режимах«Согласование» и «Управление», а также на включение и отключение его каналов с помощью кнопок. В режиме «Согласование» (кнопки-лампочки на пульте не горят) проверяется работа каналов управления, крена и тангажа.
Для проверки канала управления переключатель рода работы на пульте управления курсовой системы ГМК-1А (КС-ЗГ) устанавливается в положение ГПК, а переключатель задатчика курса переводится в левое положение. Шкала НАПРАВЛЕНИЕ на пульте управления автопилота дол-жна вращаться при этом по ходу часовой стрелки. При переводе переключателя задатчика курса в правое положение шкала НАПРАВЛЕНИЕ должна вращаться против хода часовой стрелки.
Каналы крена и тангажа проверяются левым летчиком. При поочеред-ном отклонении ручки управления вертолетом вправо и влево шкала КРЕН на пульте управления автопилота должна соответственно вращаться против хода и по ходу часовой стрелки, а при отклонении ручки управления от себя и на себя шкала ТАНГАЖ должна вращаться соответственно против хода и по ходу часовой стрелки.
После проверки автопилота в режиме «Согласование» проверить включение и выключение его с помощью кнопок.
В режиме «Управление» автопилот проверяется также по всем каналам раздельно.
Для проверки работоспособности канала направления установить педали нейтрально, снять с них ноги и нажать кнопку-лампочку ВКЛ. НАПРАВЛЕНИЕ. При этом кнопка-лампочка ВКЛ. НАПРАВЛЕНИЕ должна загореться, а стрелка Н на индикаторе ИН-4 занять среднее положение или положение с отклонением от середины не более чем на толщину стрелки. Повернуть на пульте управления шкалу НАПРАВЛЕНИЕ по ходу часовой стрелки на три деления (что соответствует 3°) и убедиться, что стрелка Н на индикаторе отклоняется вправо, при повороте шкалы на 10 делений стрелка индикатора должна отклоняться до упора, кроме того, должна переместиться вперед правая педаль. Затем установить педали нейтрально и проверить, чтобы стрелка Н на индикаторе и шкала НАПРАВЛЕНИЕ на пульте управ-ления возвратились в исходное положение.
|
|
В такой же последовательности производится проверка канала направления при повороте шкалы НАПРАВЛЕНИЕ против хода часовой стрелки. В этом случае стрелка Н отклоняется влево, а левая педаль — вперед. После этого педали поставить нейтрально, кнопкой ОТКЛ. НАПРАВЛЕНИЕ отключить канал направления и приступить к проверке каналов крена и тангажа.
Включение каналов крена и тангажа производится нажатием кнопки-лампочки ВКЛ. КРЕН—ТАНГАЖ. При этом указанная лампочка должна загореться, а стрелки К и Т на индикаторе ИН-4 должны занять среднее положение.
Проверка работоспособности каналов крена и тангажа производится поочередным отклонением ручки управления вертолетом и поворотами шкал КРЕН и ТАНГАЖ. Отклоняя ручку управления вправо и от себя, убедиться, что стрелки К и Т индикатора ИН-4 перемещаются соответственно по ходу часовой стрелки и вниз, а при нажатии кнопки ВЫКЛ. АП на ручке управления возвращаются в исходное положение. После этого кнопкой-лампочкой ВКЛ. КРЕН—ТАНГАЖ каналы включаются вновь и проверяется перемещение стрелок К и Т при отклонении ручки управления влево и на себя. При этом стрелки К и Т должны отклониться соответственно против хода часовой стрелки и вверх, а при нажатии кнопки ВЫКЛ. АП—возвратиться в исходное положение.
Дальнейшая проверка производится при включенных каналах (кнопка-лампочка ВКЛ. КРЕН—ТАНГАЖ горит). При повороте шкал КРЕН и ТАНГАЖ по ходу часовой стрелки на три деления стрелки К и Т индикатора ИН-4 должны отклоняться соответственно по ходу часовой стрелки и вниз, а при повороте шкал против хода часовой стрелки — в противоположные стороны. После этого нажатием кнопки ВЫКЛ. АП отключить каналы крена и тангажа, а затем проверить работоспособность канала высоты.
Для проверки канала высоты кнопкой ВКЛ. ВЫСОТЫ включить его и нажать переключатель КОНТРОЛЬ вверх.При этом стрелка В индикатора ИН-4 должна переместиться также вверх, а указатель УШВ покажет увеличение общего шага несущего винта . переместить рычаг ШАГ-ГАЗ с нижнего упора на 1° вверх и кратковременно нажать переключатель КОНТРОЛЬ вниз, стрелка В при этом должна переместиться тоже вниз.
При проверке автопилота нельзя допускать резких перемещений органов управления, а их отклонения не должны превышать 50 мм от нейтрального положения, чтобы избежать страгивания с места или возможного опрокидывания вертолета.
Окончив проверку автопилота и убедившись, что все системы и оборудование работают нормально, запросить у руководителя полетов разрешение на выруливание.
На вертолете Ми-8МТ проверку авиационного оборудования можно выполнять при подключенном аэродромном источнике переменного тока или от преобразователей 115 В (при запущенном АИ-9В). На Ми-8Т проверка всего оборудования производится в процессе прогрева двигателей.
