ТЕМА: ЗарубежнаяАзия: ЭГП, природные условия, ресурсы, население.
Цели урока: сформироватьпредставление у учащихся о составе региона, природных условиях и ресурсах,особенностях населения, совершенствовать навыки работы с картой.
Оборудование:а) для учащихся: атласы, учебники, тетради, раздаточный материал;
б) дляучителя:политическая карта мира, компьютерная презентация;
Тип урока: урокизучения нового материала с элементами практикума.
Планурока
1. Географическоеи геополитическое положение Зарубежной Азии.
2. Природныеусловия и ресурсы региона.
3. Население.
Ходурока.
1. Приветствие.
2. Проверкаготовности к уроку.
3. Самопроверка(страны 1 и 2 вариант).
4. Изучениенового материала.
А) ВВОДНОЕСЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Вы ужезнаете, что весь мир, в котором мы живем, разделен на части – регионы. Недавномы закончили изучение Зарубежной Европы и поэтому было бы логично следующимрегионом рассмотреть ближайший к уже известному.
-Какой бы это регион мог быть? (Азия)
Действительно.Это самый близкий к европейскому регион мира.
Дляформирования полной картины требуются характеристики. (ПЛАН)
— Как вы думаете, по каким еще показателям мы могли бы оценить регион? (Географическое положение, население, минерально-сырьевая база, основныеотрасли экономики).
-Мы сегодня не успеем досконально разобраться во всех этих вопросах. Но это унас первый урок по данной теме, а последующие уроки дадут возможностьпознакомиться с регионом более подробно.
-Итак, что нам известно об Азии?
Азияимеет наивысшую точку всей Земли, знаменитую Джомолунгму (8848м), и самуюглубокую океаническую впадину – Марианскую (11022 м).
—Откроем учебники на стр. и посмотрим план-схему изучения темы:«Зарубежная Азия» (беседа по схеме).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Б)СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Слайд1 и 2.
В)ГП (Вы работаете в тетрадях и записываетекратко мой рассказ.)
Слайд 3
Территория Зарубежной Азии протягивается с севера на юг почти на 7 тыс. км, а с запада на восток более чем на 10 тыс. км.
Большинство стран Азии относятся к крупным, Китай и Индия — к гигантам, ноесть и микрогосударства — Сингапур, Бахрейн, Катар.
ВЭГП региона можно выделить три особенности:
1. Соседскоеположение, которое во многом объединяет страныкаждого из субрегионов;
2. Приморскоеположение большинства стран обеспечивает выход кморям океанов;
3. Глубинноеположение некоторых стран. Например, Монголиярасположена в глубине материка и не имеет выхода к морю.
Слайд4
Общаяхарактеристика Зарубежной Азии.
ЗарубежнаяАзия занимает территорию в 27,7 млн. км.2 с населением более 3,8млрд. человек. По площади она уступает только Африки, а по числу жителейнамного превосходит все другие регионы. На политической карте Азии 40суверенных государств. В составе Азии выделяют 4 субрегиона: Центральную иВосточную Азию, Юго-Восточную Азию, Южную Азию и Юго-Западную Азию.
РАЗДАТОЧНЫЙМАТЕРИАЛ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯРАБОТА УЧ-СЯ
-Какие государства входят в состав каждого субрегиона вы самостоятельно выпишитеиз раздаточного материала.
Слайд5
НеоднородностьАзии.
Страны Азии очень разные. Они различаются размерами территории и природными богатствами, уровнем развития, политическим устройством и т.д.Это огромный Китай и Индия, и крошечная Мальдивская республика. Это Кувейт в недрах которого таятся миллиарды тонн нефти и где наодного жителя ежегодный национальный доход составляетболее 25000 $, и беднейшие страны с доходами менее 200 $ (Афганистан,Бутан). Это полуфеодальные монархии (Непал), буржуазные и социалистические республики и т. д.
Особенно резко различия проявились после IIмировой войны. Беспримерный рывок в развитии производительных сил осуществила Япония, обогнав десятки государств. Заметных успехов добились Малайзия,Сингапур, Южная Корея.
Слайд6
-В чём же выражается неоднородность стран Азии? Работаем со странами Азии.
ЭРС– экономически развитые страны: Израиль, Япония.
Нефтедобывающиестраны: открываем в атласе карту на с.
-Какие страны относят к нефтедобывающим Азии?
40%приходится на страны ОПЕК: Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Катар,Индонезия.
НИС– новые индустриальные страны, страны, которые добились огромного скачка всоциально-экономическом развитии: Республика Корея, Сингапур.
Развивающиесякрупные страны: Китай, Индия.
Наименееразвитые страны: Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен.(уровень ВВП составляет200 S.)
Неоднородность стран и колониальное прошлое вызывает обострениетерриториальных, политических и межнациональных проблем в регионе.
Обэтих проблемах расскажет ______________________________ .
Слайд7
НАСЕЛЕНИЕАЗИИ.
Воспроизводствонаселения Азии характеризуется высоким естественным приростом (см. карту атласа «Естественный прирост населения»), в большинстве стран он составляет более 20 чел/год на 1000 жителей. В странах Восточной и Центральной Азии демографическая политика уже привела к значительному снижениюрождаемости и естественного прироста населения.
Вывод:
Длявоспроизводства населения зарубежной Азии характерны:
• быстрые темпы;
• средняя продолжительность жизни — 64года.
Слайд8
Половозрастнаяструктура населения мира.
ЭАН?(трудоспособное).
Высокая доля ЭАН* вызвало в регионе трудовую миграцию. Центром притяжениятрудовых мигрантов стали страны Юго-Западной Азии. Например в ОАЭ,Кувейте 80 — 90% всех занятых составляют мигранты.
Основные сферы деятельности мигрантов:
-нефтяная промышленность;
-транспорт;
-сфера услуг;
-строительство.
Трудовыемиграции (по слайду).
Слайд9
РАЗМЕЩЕНИЕНАСЕЛЕНИЯ.
Размещение населения отличается большой неравномерностью, плотность населения варьирует от страны к стране: в Бангладеш она составляет 950 чел/км2,в то время как в Монголии 1,5 чел/км2.
— Проанализируйтекарту.
Какой субрегион Азии имеет наибольшую плотность населения, а какой наименьшую?
5. Итогпервого урока.
На первомуроке вы познакомились с ГП, ЭГП, общей характеристикой Зарубежной Азии,природными условиями, ресурсами, населением.
Продолжимна следующем уроке.