Лекция №2
Тема: Организационные основы защиты населения от ЧС
-МЧС России
-РСЧС
— ГО, структура и задачи
Защита жизнеобеспечение населения в условиях ЧС
В ЧС защита населения представляет собой комплекс мероприятий, имеющих целью не допустить поражение людей или максимально снизить степень воздействия порaжующих факторов при возникновении ЧС.
Правовой основой защиты населения и территорий от ЧС является Федеральный закон,» О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N9 68-ФЗ. Законом определены принципы, способы и основные мероприятия защиты. Принципы зашиты, представляют собой основные положения, которыми необходимо руководствоваться при организации защиты населения и территорий от ЧС.
Основными принципами защиты населения являются:
1.принцип заблаговременности (преемственности) проведения мероприятий защиты, поскольку своевременная готовность к спасению от бедствия — это половина успеха .
|
|
2.принцип дифференцированного подхода в определении мероприятий защиты по регионам. Это позволяет рационально учесть экономические, природные и иные возможности, особенности территорий, определить степень реальной опасности возникновения ЧС в конкретной местности .
3.принцип необходимой достаточности мероприятий защиты. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий должны определяться исходя из максимально возможного использования имеющихся сил и средств .
4.принцип самостоятельной ликвидации ЧС силами и средствами организаций, органов самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС.
Основными способами защиты от ЧС являются: укрытие людей в защитных сооружениях, эвакуация (рассредоточение) персонала объектов экономики и населения за пределы пострадавшей зоны, а также использование средств индивидуальной защиты.
Основные мероприятия защиты в условиях ЧС можно разделить
на три группы.
П е р в у ю г р у п п у составляют предупредительные мероприятия. Сюда относятся проводимые заблаговременно мероприятия:
о предупреждении ЧС .
планированию защиты объектов экономики (ОЭ) и населения от ЧС .
созданию фондов средств защиты, разведки, профилактики и обеззараживания .
обучению (подготовке) населения мерам защиты от ЧС .
подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.
Вторую группу составляют защитные мероприятия.
К ним относятся:
выявление и оценка обстановки в ЧС .
оповещение персонала объектов и населения о возникновении (или угрозе ее возникновения) .
|
|
укрытие персонaла и населения в защитных сооружениях .
эвакуация (рассредоточение) персонала и населения .
использование средств индивидуальной защиты .
дозиметрический и химический контроль .
медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия .
определение и соблюдение режимов радиационной и химической защиты персоналом объектов экономики и населением.
Организация общественного порядка в зоне ЧС
Третья группа аварийно-спасательные работы
Локализация отдельных очагов повышенной опасности устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций . созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, организации работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории.
В 1992 г. по инициативе МЧС России (тогда — Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям) постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Позже она была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (сохранив прежнюю аббревиатуру — РСЧС) и закреплена законом Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.). В России впервые в истории появился постоянно действующий единый управляющий и организующий центр в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий — МЧС России. Появилась единая государственная система, объединившая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
Эта система осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Основные задачи РСЧС: — разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС . — осуществление программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС .
— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС .
— подготовка населения к действиям в ЧС, в том числе на водных объектах . — организация оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей .
— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС .
— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС .
— ликвидация чрезвычайных ситуаций .
— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций, а также выполнение других задач.
Координационными органами являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС ПБ) . на федеральном уровне — Правительственная комиссия такого же названия и назначения. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
— на федеральном уровне — МЧС России . — на межрегиональном уровне — региональные центры МЧС России . — на региональном уровне — Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации . — на муниципальном уровне — органы ГОЧС при органах местного самоуправления . — на объектовом уровне — подразделения ГОЧС организаций.
В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС. Их основу составляют аварийно-спасательные службы, аварийно- спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами. Состав и структуру этих сил определяют создающие их органы. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях РСЧС создаются и используются соответствующие резервы финансовых и материальных ресурсов. Для приёма информации о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112».
|
|
Органы управления и силы РСЧС функционируют в режимах:
а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения ЧС .
б) повышенной готовности — при угрозе возникновения ЧС .
в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации ЧС.
При введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации в зависимости от различных факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
а) объектовый . б) местный . в) региональный (межмуниципальный) . г) федеральный.
Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера .
Основные задачи гражданской обороны:
— обучение населения в области гражданской обороны .
— оповещение населения об опасностях, возникающих в мирное и военное время .
— эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы .
— предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (убежища, противогазы и др.) .
— проведение аварийно-спасательных работ .
— первоочередное обеспечение пострадавшего населения .
|
|
— обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО и др.
Ведение гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны либо введения Президентом России военного положения на территории страны или в отдельных её местностях, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Руководство гражданской обороной в стране осуществляет Правительство РФ, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований — главы органов исполнительной власти субъектов и руководители органов местного самоуправления, в организациях — их руководители.
Управление гражданской обороной возложено:
— в масштабах страны — на МЧС России, федеральный орган исполнительной власти, имеющий право выполнять специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны .
— в пределах территорий — на региональные центры МЧС России и Главные управления МЧС России по субъектам РФ .
— в федеральных органах исполнительной власти и в организациях — на их структурные подразделения (или назначенных работников).
Силы гражданской обороны включают: спасательные воинские формирования МЧС России, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
На вооружении спасательных воинских формирований имеется специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим этих формирований выдаются удостоверения личности со специальной отметкой и международные отличительные знаки гражданской обороны — голубой равносторонний треугольник на оранжевом фоне.
Перед гражданской обороной России стоят многообразные и ответственные задачи. Основные из них:
обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в результате этих действий .
оповещение населения об опасностях, возникающих в мирное и военное время .
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы .
предоставление населению средств коллективной и индивидуальной защиты (убежища, противогазы и др.) .
проведение аварийно-спасательных работ . первоочередное обеспечение пострадавшего населения, в том числе оказание первой помощи, и др.